Пока великий и могучий русский артхаус собирает призы на модных европейских кинофестивалях, современное детское кино прозябает в безмолвии полупустых залов. Пять лет назад актер Михаил Пореченков решил выступить в качестве продюсера сказочного фильма для самых маленьких, но на широкие экраны его проект прорвался только сейчас.
Пока великий и могучий русский артхаус собирает призы на модных европейских кинофестивалях, современное детское кино прозябает в безмолвии полупустых залов. Пять лет назад актер Михаил Пореченков решил выступить в качестве продюсера сказочного фильма для самых маленьких, но на широкие экраны его проект прорвался только сейчас.
Фильм «Сказка. Есть» собрал, кажется, весь звездный урожай — кроме самого Пореченкова в нем снялись Елизавета Боярская, ее супруг Максим Матвеев плюс Константин Хабенский, Михаил Трухин, Ксения Раппопорт, Гоша Куценко и даже Михаил Козаков, ушедший из жизни в прошлом году. На презентации продюсер рассказал, что многие актеры трудились чуть ли не на общественных началах, однако солидный бюджет в 3,5 млн долларов говорит скорее об обратном.
Перед премьерным показом Пореченков попросил зрителей не относиться к фильму слишком серьезно, однако не задумываться о тотальном упадке детского кинематографа на протяжении полутора часов было практически невозможно. Куда уж серьезнее? Три новеллы, из которых состоит фильм, подтвердили абсолютную расхлябанность современной драматургии. Видимо, не осилив добротный полнометражный сценарий, авторы ограничились тремя невразумительными кусочками, которые целиком состоят из заскорузлых шаблонов.
В первой новелле девочка ревнует родителей к своей еще не рожденной сестренке — беременную маму играет Лиза Боярская. К счастью, до «шескспировских» страстей не доходит: юная героиня неожиданно открывает в себе истую сестринскую любовь, оказавшись в мире оживших игрушек. Там она путешествует в чудной компании с ряженым медведем Пореченковым и молчаливым плеером Трухиным: своему однокурснику свежеиспеченный продюсер не дал произнести ни одного слова.
Во второй части архитектор, зарывшийся в уютной кабинетной пыли, совсем забывает о воспитании сына. И вот он печальный итог: в игровом запале его малолетний отрок уничтожает кропотливые труды отца — макет здания цирка. Разгневанный родитель приходит к мальчику для серьезного разговора, но в итоге вместо порки устраивает волшебную игру-путешествие в тот самый цирк.
Третья новелла повествует об ужасной тоталитарной школе, где ученики ходят в одинаковых робах и только строем, а педагоги-оборотни на корню рубят любое проявление свободы, злобно посверкивая кривыми зубами.
Любопытно, что именно тема антиутопии оказалась для авторов самой животрепещущей. Две новеллы из трех повествуют об обществе тотальной уравниловки, где человеческая личность погребена под сводом догм. Почему-то именно такие сюжеты показались авторам своевременными и полезными для аудитории 0+. В той же мере удивительно обилие в фильме рэпа — его читают все поборники свободы, темпераментно размахивая распальцованными руками. Видимо, в отечественном кинематографе до сих пор считают, что каждый ребенок в восторге от речитатива.
Однако главный недостаток картины в другом. Слабость драматургии, зацикленность на тоталитаризме и бесконечные рэп-вставки меркнут перед беспощадной убогостью антуража «Сказки». Плюшевые костюмы кислотных цветов, картонные расписные декорации, убогий грим — все это восходит к худшим традициям отечественного ТЮЗа. А современным детям, избалованным чудесами Диснея и Голливуда, недостаточно показать актера, одетого в обшарпанный медвежий наряд с нарисованными на лбу бровями. Даже если этот актер — Михаил Пореченков.
Источник: izvestia.ru