Москва. 22 августа. INTERFAX.RU — В Москве джазом никого не удивишь. Постоянно гастролируют самые известные музыканты из Европы, Америки, Японии… Ежегодно проводятся до десятка джазовых фестивалей, начиная от таких помпезных, как «Триумф джаза», до более скромных по числу участников, но часто очень интересных, организуемых различными джаз-клубами. Но «Джаз в саду „Эрмитаж“, проходящий в прекрасном парке в самом центре Москвы, — фестиваль особенный. И дело не только в том, что он по образцу крупнейших в мире фестивалей джаза проводится на открытом воздухе. Здесь своя особая атмосфера или джазовая аура, здесь музыка воспринимается иначе, она как бы глубже проникает в слушателей. А пообщаться с друзьями, лежа на травке под звуки биг-бэнда, вдыхая воздух, сдобренный дымком от мангалов — это многого стоит и все это тоже джаз!
Москва. 22 августа. INTERFAX.RU — В Москве джазом никого не удивишь. Постоянно гастролируют самые известные музыканты из Европы, Америки, Японии… Ежегодно проводятся до десятка джазовых фестивалей, начиная от таких помпезных, как «Триумф джаза», до более скромных по числу участников, но часто очень интересных, организуемых различными джаз-клубами. Но «Джаз в саду „Эрмитаж“, проходящий в прекрасном парке в самом центре Москвы, — фестиваль особенный. И дело не только в том, что он по образцу крупнейших в мире фестивалей джаза проводится на открытом воздухе. Здесь своя особая атмосфера или джазовая аура, здесь музыка воспринимается иначе, она как бы глубже проникает в слушателей. А пообщаться с друзьями, лежа на травке под звуки биг-бэнда, вдыхая воздух, сдобренный дымком от мангалов — это многого стоит и все это тоже джаз!
Москва. 22 августа. INTERFAX.RU — В Москве джазом никого не удивишь. Постоянно гастролируют самые известные музыканты из Европы, Америки, Японии… Ежегодно проводятся до десятка джазовых фестивалей, начиная от таких помпезных, как «Триумф джаза», до более скромных по числу участников, но часто очень интересных, организуемых различн
Кстати, идея создать в Москве такой фестиваль пришла его организатору, известному джазовому продюсеру Михаилу Грину после того, как он более 15 лет назад посетил один из самых престижных в мире джазовый фестиваль в Ницце. Я не раз бывал на Nice Jazz Festival, проходящем вот уже более полувека на развалинах античных арен и в Садах в Cimies и должен сказать, что хотя масштаб нашего фестиваля, конечно, значительно меньше, в целом атмосферу джаза на открытом воздухе в саду «Эрмитаж» Михаилу Грину и его команде удалось передать. Но, к сожалению, московская погода далеко не та, что на Лазурном берегу — уже на второй день зарядил холодный дождь. Впрочем, любителям джаза он не стал большой помехой.
Трехдневная программа фестиваля оказалась как никогда яркой и насыщенной. Всего выступили 12 джазовых коллективов — от трио до биг-бэндов. А начался фестиваль с выступления ансамбля «HIT-SIZE» под руководством прекрасного московского пианиста, аранжировщика, продюсера Тиграна Григоряна. В отличном исполнении прозвучали джазовые стандарты, произведения музыкантов ансамбля. А когда на сцену вышли специальные гостьи программы, темнокожая красавица Софи Окран, не менее маститые и обаятельные Лиана Майстер и Ольга Севастьянова, то публика заводилась буквально с первых тактов композиций. Молодые певицы прекрасно вписались в ансамбль, обогатили его новыми неожиданными красками.
Накал от выступления первого коллектива уже не снижался. Поддержали его «World Trio» молодого талантливого пианиста Евгения Лебедева, ныне живущего в США, ансамбль «Made in France», и, конечно же, квинтет ветерана российского, а теперь уже и американского джаза знаменитого трубача Валерия Пономарева. Валерий эмигрировал в США еще в 1973 году. Он стал одним из первых советских музыкантов, добившихся признания на родине джаза — много лет играл в ансамбле Jazz Messengers выдающегося барабанщика Арта Блэйки. Сейчас Валерий Пономарев частый гость в Москве, непременный участник самых значимых джазовых событий.
Из российских коллективов, выступивших на фестивале, особо хотелось бы отметить вокальное трио «Ирина, Алина, Полина». Три замечательные джазовые певицы Ирина Родилес, Алина Ростоцкая и Полина Зизак подготовили специально для фестиваля прекрасную программу — произведения из репертуаров Эллы Фицджеральд, Сары Воэн, Билли Холидэй и других выдающихся вокалисток джаза. Большинство песен исполнялись скэтом. Зал принял их овациями.
Понравился слушателям и квинтет «Bril Brothers», в составе которого хорошо знакомые всем московским джазменам сыновья-близнецы знаменитого джазового пианиста Игоря Бриля саксофонисты Дмитрий и Александр, другие яркие московские музыканты. Известный ансамбль «Marimba Plus» и гостьи программы вокалистки Таис Урумидис и Ольга Лебедева исполнили современные джазовые композиции и музыку, близкую к этнике.
Зарубежные артисты были представлены американской певицей, частой гостьей московской джазовой сцены Сэнди Паттон, польским трио Артура Дуткевича, финским саксофонистом и кларнетистом Антти Сарпила и выдающимся американским саксофонистом Чико Фрименом, который стал хедлайнером фестиваля.
В творческом багаже Сэнди Патон — работа в оркестрах Диззи Гиллеспи, Лайонела Хэмптона, Скота Хэмилтона, Джимми Вуда и др. Для каждого любителя джаза эти имена значат очень много. Сэнди объехала с гастролями весь мир, участвовала во всех крупнейших джазовых фестивалях. Сейчас помимо выступлений преподает в Бернской джазовой школе. В России певица впервые выступила в 1992 году.
Артур Дуткевич со своим трио прославился как джазовый интерпретатор Шопена. Но в саду «Эрмитаж» он неожиданно представил программу, посвященную великому американскому роковому гитаристу и певцу Джимми Хэндриксу. Получилось очень даже впечатляюще, хотя, может быть, слишком прохладно.
Финн Антти Сарпила выступал в сопровождении джазового оркестра имени Олега Лундстрема. Была исполнена программа, посвященная выдающемуся американскому кларнетисту, королю свинга Бенни Гудмену. Оркестр играл замечательно, с хорошим свингом. И Антти Сарпила был на высоте. Кстати, биг-бенд имени его создателя Олега Лундстрема, которым сейчас руководит известный пианист и оранжировщик Борис Фрумкин, является старейшим в мире, о чем свидетельствует Книга рекордов Гиннеса.
А сейчас о том, чем, прежде всего, запомнится нынешний «Джаз в саду „Эрмитаж“. Конечно же, великолепным выступлением несравненного Чико Фримена — звезды первой величины американского джаза. Фримен играл не со своими музыкантами, а с трио известного московского пианиста Якова Окуня (по коммерческим соображениям, как признался директор фестиваля Михаил Грин). Но квартет звучал так, как будто музыканты отыграли уже не один концерт. Знакомый джазовый критик так отозвался о барабанщике трио Артеме Юрлове: он играл так, как будто родился в негритянском гетто в Америке.
Чико Фримен — тенор и сопрано-саксофонист, кларнетист, флейтист. За темпераментную манеру игры, выразительное звучание его называют Декстером Гордоном новой музыки. Я впервые увидел и услышал Фримена в 1990 году на сцене Театра эстрады, где проходил 1-й Московский международный фестиваль джаза. Уже тогда он покорил потрясающим талантом импровизации, широтой музыкального мышления, в котором, несомненно, угадывались выразительность, экспрессия, духовные и эстетические поиски Майлса Дэвиса и Джона Колтрейна. Позже я узнал, что именно эти музыканты были его кумирами, а бессмертный альбом Дэвиса «Kind of Blue» стал путеводной звездой всей его жизни. Именно под влиянием Колтрейна юный Чико сменил трубу, на которой обучался музыке, на тенор-саксофон. Много путешествовал по миру, впитывал музыкальную культуру Дальнего Востока, Латинской Америки, Индии. В 70-е годы был увлечен авангардом, но не формой, а эстетикой, поисками выразительных возможностей.
Эрл Лейвон Фримен-младший по прозвищу «Чико» — джазовый аристократ. Его дед и отец были весьма известными джазовыми музыкантами, играли в знаменитых оркестрах (саксофонист Фон Фримен, отец Чико, играл в бэндах Сан Ра, Хораса Хендерсона). Со всеми корифеями джаза переиграл и Чико.
Сегодня он признанный лидер мейнстрима. Но в музыкальном мышлении Чико Фримена, в свойственной только ему манере звукоизвлечения угадывается наследие блюза, джазовой классики, фри-джаза, музыкальной культуры востока.
Все это услышали и те, кто пришел в этот дождливый вечер в сад «Эрмитаж». Сэт Чико Фримина был потрясающим.
После окончания концертов публика плавно перетекала в джазклуб «Союз композиторов», где проходили традиционные джем-сейшен, без которых немыслим ни один фестиваль джаза. А поздно ночью, покидая клуб, многие переговаривались о том, кого же из звезд джаза они услышат на следующем юбилейном фестивале — «Джазу в саду „Эрмитаж“ исполнится 15 лет. Следующий год вообще будет джазовым — в октябре отмечается 90-летие российского джаза.
Обозреватель Владимир Косарев
Источник: interfax.ru