Санкт-Петербург — Адмиралтейский остров ч.1

На этом Питерском острове расположены главные символы города— Дворцовая площадь, Зимний Дворец и Эрмитаж, Исаакиевский собор и Медный всадник.

На этом Питерском острове расположены главные символы города— Дворцовая площадь, Зимний Дворец и Эрмитаж, Исаакиевский собор и Медный всадник.

ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ (станция метро «Невский проспект») — одна из самых красивых в мире. По размеру она почти в два с половиной раза больше, чем Красная площадь в Москве. Это место было задумано центральным в городе самим Петром Первым, в 1721 году. Называлось оно АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ЛУГ, и собственно лугом-то и было. По инициативе Петра, была заложена основная планировочная схема Санкт-Петербурга в виде трелучника, исходящего от Адмиралтейства. Два луча — это нынешний Невский и Вознесенский проспекты — возникли как раз при царе-основателе, а третий луч — современная Гороховая улица появился спустя десять лет после его кончины. Эти три луча разделили огромный Адмиралтейский луг на несколько частей. До времён правления Екатерины Великой на лугу устраивали за казённый счёт грандиозные празднества с народными гуляниями и роскошными фейерверками. Для бедняков делали самые настоящие винные (!) фонтаны, а на лугу жарили огромные туши коров, которыми лакомился собравшийся люд. Всё это, конечно, привлекало в город толпы крестьян, которые здесь постепенно обосновывались. Наименование «Дворцовая», площадь получила в 1776 году, после того, как на ней был возведён Зимний Дворец (Дворцовая площадь, дом 2). Обряд освящения ЗИМНЕГО ДВОРЦА состоялся раньше — в апреле 1762 года, как раз на Пасху. А уже на другой день в него въехал весь императорский двор. К этому моменту дворец был в основном готов, благодаря стараниям архитектора Бартломео Растрелли. Он создал его в стиле пышного барокко. Но если начало строительство пришлось на период правление императрицы Елизаветы Петровны, при которой и была сделана отделка фасадов, то окончание работ пришлось на царствование Екатерины Второй. Первое, что она сделала, и об этом мало кто знает, это отстранила от работ Растрелли. Отделкой дворца занимались уже другие французские и итальянские архитекторы под руководством Ивана Бецкого — личного секретаря Императрицы и президента Императорской Академии Искусств. Позже над интерьерами дворца и обустройством площади трудились архитектор и живописец Джакомо Кваренги и Карл Росси. Свои личные покои Екатерина разместила в юго-западной части. А строго под ними распорядилась обустроить комнаты любовника — Григория Орлова. Надо заметить, что к Орловым она питала особые чувства. В другие годы её фаворитом был брат Григория Алексей.

В 1764 году, в Берлине, Екатерина приобрела для себя восхитительную коллекцию из 225 картин произведений голландских и фламандских художников. С этого момента и берёт своё начало одна из крупнейших в мире картинных галерей. Екатерина поместила свои картины в уединённых апартаментах дворца, получившее французское название «ЭРМИТАЖ», которое как раз обозначает место уединения. В Эрмитаж просвещённая императрица пускала поглазеть и народ, чтобы он мог наслаждаться произведениями искусства. Однако, вскоре Екатерине надоело, что публика шастает туда-сюда через её покои. И для Эрмитажа она создала специальное здание, восточнее дворца. Теперь были довольны все — ведь посетители могли миновать царский покои благодаря специальной галерее-перемычки по названием Апполонов зал.

В наши дни рассказывают множество ЛЕГЕНД, СВЯЗАННЫХ С ЭРМИТАЖЕМ. Одна из них о последнем хозяине Зимнего дворца, расстрелянном императоре Николае Втором. Работники Эрмитажа рассказывают, что по вечерам, когда туристы покидают залы, в темной галерее среди старинных гобеленов можно увидеть призрак последнего царя, неслышно ступающий по стертому паркету. По словам некоторых сотрудников музея, время от времени что-то по ночам заставляет срабатывать сигнализацию. Знаменитые эрмитажные кошки (сейчас их насчитывается примерно 50 в штате) тоже видят нечто подобное. Говорят, что по ночам, они вдруг уставятся в потолок и напряжённо прислушиваются или вдруг испуганно бросятся врассыпную по пустому залу…. Существует и легенда, связанная с Петром Первым, а точнее с так называемой «Восковой персоной», сделанной после смерти императора. Многие видевшие её люди говорят, что Пётр у них на глазах якобы вставал, кланялся, потому указывал пальцем на дверь и выпроваживал незваного гостя вон. Есть ещё в Эрмитаже, якобы, и потайные подземные ходы, которые соединяют его с другими зданиями, в том числе с ОСОБНЯКОМ прима-балерины Мариинского театра МАТИЛЬДЫ КШЕСИНСКОЙ (улица Куйбышева, дом 2, станция метро «Горьковская»). Она была возлюбленной Николая Второго, в ту пору, когда он ещё не взошёл на престол. Возможно, что по тайным подземным переходам, юный Николай бегал к своей танцовщице. Про экспонаты Эрмитажа рассказывают и АНЕКДОТЫ. В Музее находится сейчас скульптура безрукой Венеры Таврической, когда то украшавшей Летний Сад. Ещё в ту пору, рядом с «белой дьяволицей», как ее называли петербуржцы, находился часовой. В октябре 1917 года, после штурма Зимнего дворца, возле нагой богини стоял на посту вооруженный матрос. И если верить фольклору, то время от времени он выкрикивал: «Кто руки обломал? Ноги повыдергиваю!»

Несмотря на невероятных размеров коллекцию, Эрмитаж устроен очень разумно. На первом этаже всяческие древности, на втором — искусство эпохи Ренессанса, барокко и классицизма. На третьем этаже мировая живопись конца девятнадцатого — начала двадцатого веков. Даже и не пытайтесь обойти Эрмитаж за один день. Лучше сразу продумайте, что намереваетесь посмотреть, и отправляйтесь прямиков в те залы. Музей работает со вторника по субботу с 10:30 до 18:00 часов, а в воскресенье до 17:00. Билет для иностранцев стоит 400 рублей.

Но Зимний Дворец с Эрмитажем далеко не единственной украшение центральной площади города. В настоящий момент Дворцовая площадь-это единый архитектурный ансамбль, создававшийся на протяжении нескольких веков. Северная его граница — Зимний Дворец, южная — полукружье Главного Штаба с Триумфальной аркой, увенчанной Колесницей Победы. С востока площадь обрамляет Здание Штаба гвардейского корпуса. Ну а в центре красуется АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА. Она была воздвигнута в стиле ампир, в 1834 году, французским архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая Первого. Он повелел создать её в память о победе своего старшего брата Александра над французским императором Наполеоном Бонапартом. Колонна, которую нередко называют «Александрийским столпом» по стихотворению Пушкина, один из известнейших памятников Петербурга. На всякий случай знайте, что огромный монолит никак не закреплён и держится только силой собственного веса.

Заметим также, что сочетание классицизма и барокко на Дворцовой площади даёт впечатление настоящего императорского величия. По замыслу архитектора Карла России, особо эффектным должно стать восприятие всего комплекса со стороны Большой Морской улицы, ведущей к арке Главного Штаба. Так что непременно взгляните на площадь с этого ракурса. За свою историю, Дворцовая площадь видела как много веселья, великолепных военных парадов, так и немало пролитой крови. В 1905 году здесь была расстреляна царскими войсками мирная демонстрация рабочих. А в 1917 году на Дворцовой площади состоялся решающий бой за власть. После взятия Зимнего Дворца, правление династии Романовых на российском престоле было окончено. Октябрьская революция привела к установлению нового политического строя. А сама площадь почти на тридцать лет даже была переименована в площадь Урицкого, по имени одного из революционных деятелей.

Один из величайших памятников архитектуры — это ЗДАНИЕ АДМИРАЛТЕЙСТВА. Как мы уже упоминали, от него лучам расходятся три центральные улицы Санкт-Петербурга: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. С самых удалённых мест на этих улицах можно увидеть шпиль Адмиралтейства, который является одним из символов города.

Первое здание Адмиралтейства, возведенное еще в 1704 году по проекту самого Петра Первого, представляло собой одноэтажный корпус в форме буквы «П», увенчанный башенкой. Именно здесь строились корабли, и зарождался российский флот. В начале девятнадцатого века было принято решение перестроить Адмиралтейство, чтобы его внешний облик гармонировал с парадным центром Российской столицы. Грандиозная постройка, длина главного фасада которой достигает 406 метров, состоит из двух корпусов. Здание украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. А на шпиле установлен флюгер в виде кораблика. Весящий 65 килограмм, он покрыт двумя килограммами чистого золота! Именно поэтому он так сияет на солнце. Здание украшено скульптурами, образы которых связаны с легендами и мифами о морской стихии.

Вот что писал об этом архитектурном шедевре поэт Осип Мандельштам:

«Нам четырёх стихий приязненно господство,

Но создал пятую свободный человек:

Не отрицает ли пространства превосходство

Сей целомудренно построенный ковчег?»

Скульптурное убранство башни Адмиралтейства включает в себя композицию «Нимфы, несущие земную сферу»: 28 статуй, олицетворяющих четыре времени года, четыре стихии, четыре главных направления ветра, а также богиню Изиду — покровительницу кораблестроения и Уранию — музу астрономии. 22-х метровый горельеф изображает аллегорическую картину «Заведение флота в России». На нем изображен бог морей Нептун, вручающий Петру Первому трезубец — символ владычества над морями. В 1874 году перед зданием Адмиралтейства был разбит красивый АЛЕКСАНДРОВСКИЙ САД, с бюстами русских писателей и музыкантов.

Также на Адмиралтейской набережной вы увидите самых знаменитых городских львов. Они — любимцы петербуржцев. МЕДНЫЕ ЛЬВЫ, рядом с Дворцовым мостом, были отлиты в 1832 году, по проекту всё того же архитектора Карла Росси. Львы стоят, повернув друг к другу свои тяжёлые лобастые головы, на широкой гранитной лестнице, спускающейся к самой воде. Их грозные морды, могучие лапы и мускулистые тела как бы защищают город от всяческих напастей. Великолепные скульптуры хорошо видны издалека, а их отражение чётко прорисовывается на глади реки Невы, особенно в период белых ночей.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий