Шоковая терапия «Лира»

Шоковая терапия «Лира»
Постановку на сюжет знаменитого бразильского писателя Коэльо осуществили московские артисты — Театр Юрия Васильева, существующий всего два года. Это было очень смело — обратиться к знаменитому роману «Вероника решает умереть», вошедшему в список тысячи лучших книг за всю историю человечества (по версии профессора английской литературы Питера Бокселла).

Постановку на сюжет знаменитого бразильского писателя Коэльо осуществили московские артисты — Театр Юрия Васильева, существующий всего два года. Это было очень смело — обратиться к знаменитому роману «Вероника решает умереть», вошедшему в список тысячи лучших книг за всю историю человечества (по версии профессора английской литературы Питера Бокселла).

Шоковая терапия «Лира»

Речь в нем идет о молодой девушке, совершившей неудачную попытку самоубийства и очнувшейся после этого в психиатрической клинике. Там Веронике сообщают, что жить ей остается не больше недели, так что, по сути, цель достигнута. Но в ожидании смерти героиня вдруг осознает, что ей очень хочется жить.

Театр Васильева первым в России получил личное разрешение Коэльо на постановку его произведения — а ведь классик в свое время не дал согласия на экранизацию книги «Алхимик» даже такому мэтру, как Никита Михалков!

Доверие Коэльо, считает российский режиссер, вызвало простое человеческое письмо, в котором рассказывалось, как помогли его книги многим актерам театра в жизни, как близка им философия писателя. По поводу самого романа Коэльо Юрий Васильев заметил: «Писатель рассуждает о том, что в современном мире желания, мечты и дух человека подавляются всеобщей стандартизацией. Коэльо говорит с читателем о сегодняшних реалиях, о том, что актуально. И о том, что всегда было важным для любого человека в любой стране: как стать свободным, найти смысл жизни». Как всё это выразить театральными средствами?

«Ничего нового, я считаю, в театре не может быть, — сказал Юрий Васильев. — Я показываю современных молодых людей, которые реально существуют. Сегодня на сцене чаще можно увидеть наркоманов, услышать ненормативную лексику. У меня в театре ничего этого не будет».

Энергия мысли и слово — не анахронизм, убежден Юрий Васильев, это по-прежнему то, с чем театр должен пробиваться к публике. Труппе Юрия Васильева это удается: подтверждают гастроли по крупным городам Сибири, где спектакль «Вероника решает умереть» собирал полуторатысячные залы.

С подобным ажиотажем, как говорят очевидцы, здесь встречали только легендарную немецкую рок-группу «Scorpions»! А в Интернете на форумах, где обсуждался спектакль москвичей, появились такие записи: «У меня так тяжело складывалась жизнь, что я хотела умереть. И вдруг я сходила на спектакль и захотела жить». Так что постановку по книге Коэльо вполне можно рассматривать как своего рода лекарство от депрессии.

Ну а шекспировский «Лир», показанный в Москве артистами петербургского театра «Приют комедиантов», — это скорее шоковая терапия. Режиссер Константин Богомолов посчитал, что с помощью сюжета Шекспира можно осмыслить историю собственной страны — апокалипсиса, который длился 70 лет, как называет Богомолов советский период.

«Мы с этим еще не разобрались, мы это до конца не отрефлексировали, не поняли», — утверждает Константин Богомолов и превращает эту историю, а заодно и трагедию Шекспира в черную комедию. Переносит действие в 1940-е годы; добавляет в текст цитаты из Библии, немецкого философа Ницше, советского поэта Маршака; декорации где-то напоминают Кремль, где-то коммунальные квартиры… Режиссер шутит: «Вот к каким последствиям приводит полная свобода художника!»

Впрочем, главное «последствие» похлеще: роль Лира исполняет женщина, а королевских дочерей — мужчины. «Меня это не шокировало», — заметил, однако, театральный критик Григорий Заславский:

«Мне совсем не мешало, когда мужчины выходили в женских платьях, — продолжил критик. — Я ни разу об этом не задумывался, но, мне кажется, впервые для себя открыл, что в трагедии „Король Лир“ женщины являются настоящими мужиками и всем управляют, ведут конфликт и драматургическую ситуацию. А мужчины по-бабьи безвольные».

На спектакль Константина Богомолова «Лир» допускаются только совершеннолетние зрители: там много жестоких сцен и нецензурной лексики. Для многих зрителей все это так и остается ребусом, а те, кто считает, что понял спектакль, разделились в его оценке: часть восторгается, часть откровенно ругает. Тем не менее в Москве по требованию публики пришлось устроить дополнительное представление петербургского «Лира».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий