Добро пожаловать в пост-цифровой мир («The Guardian», Великобритания)

Добро пожаловать в пост-цифровой мир (
Как вы позиционируете себя в пост-цифровую эпоху? Что на вашем технологическом горизонте? Не говорите, что вы все еще ставите e— или i— перед названиями своих продуктов или «платформ» для общения, как зануды из начала двухтысячных. Это вчерашний день.

Как вы позиционируете себя в пост-цифровую эпоху? Что на вашем технологическом горизонте? Не говорите, что вы все еще ставите e— или i— перед названиями своих продуктов или «платформ» для общения, как зануды из начала двухтысячных. Это вчерашний день.

Добро пожаловать в пост-цифровой мир (

С тех пор как я сел в лужу со своими прогнозами относительно Интернета, футурология вызывает у меня опасения. Неловко вспоминать, как в середине 90-х мне казалось, что это холостой выстрел технического прогресса вроде факса или любительского радиопередатчика. Я говорил, что им будут пользоваться преимущественно порнографы и юристы и вряд ли он получит «широкое распространение». А уж мысль о том, что он станет угрозой книгам и газетам, казалась мне совсем смехотворной.

Все это было до бума интернет-компаний и 3G. Тогда я еще не побывал в Кремниевой долине и не ушел дальше «текстового процессора». На сей раз я не совершу подобной ошибки. Неделя, проведенная в Калифорнии, и наблюдение за тенденциями в условиях рецессии показали мне, куда текут умные деньги. И вот куда: из онлайна к «непосредственному опыту».

Уже хорошо известен пример музыкальной индустрии. Доходы звукозаписывающих компаний падают на протяжении десяти лет, а живые выступления приносят все большую прибыль. Warner Brothers бесплатно выкладывает альбомы в сеть в качестве рекламы предстоящих концертов. В Британии HMV закрывает 40 магазинов в то время, как билет на концерт Рианны может обойтись в 330, а на Coldplay — 180 фунтов. Сидячее место на концерт Мадонны стоит дороже всей ее дискографии. Живые выступления приносят ведущим американским исполнителям от 80 до 90 процентов их прибыли. Только в США доходы от гастролей, составлявшие в 1995 году 1 млрд долларов, выросли к прошлому году до 4,6 миллиардов. Как говорится, большие деньги «уже у ворот». И это не только молодежное явление. Утверждается, что 96% исполнителей, состоящих в сети American music circuit, старше сорока, а почти половина старше шестидесяти.

Мощь непосредственного опыта распространяется не только на музыкальную отрасль. Рост популярности живых юмористических шоу начался в середине 90-х годов с туров Роберта Ньюмена и Дэвида Бэддиела, но теперь Майкл Макинтайр и другие выступают еженедельно, имея при этом команду дублеров. Такие исполнители, как Стивен Фрай, занялись публичным чтением своих книг в стиле Диккенса, а их выступления показываются в прямом эфире в сотнях кинотеатров. Около миллиона человек ежегодно смотрят в кинотеатрах спектакли Метрополитен-опера.

Американская политика, представляющая собой наиболее исследованный пример работы с массовой аудиторией, движется от рекламы и отрежиссированных мероприятий к такой архаичной политической форме, как активные дебаты. В ходе праймериз республиканцев дебаты прошли 23 раза, а их телевизионная аудитория составила беспрецедентные 5-6 миллионов зрителей. Похоже, публика жаждет аутентичности и непредсказуемости «реалити-политики», и на политических встречах не протолкнуться. Именно поэтому Тони Блэр может (или мог) запросить 100 000 фунтов за выступление «во плоти». Именно поэтому лекции и дебаты — самые модные события в городе, а билеты в Королевское общество искусств или Королевское географическое общество распродаются подчистую, что было немыслимо 20 лет назад.

Связанный с этим культ аутентичности привел к тому, что за последнее десятилетие число посетителей музеев и галерей увеличилось вдове. Причем это касается как платных музеев, вроде Лувра и нью-йоркского Метрополитен, так и бесплатных — Британского музея и Национальной галереи. Залы Ковент-Гарден и Национального театра заполняются на 90%. Даже самые скромные авторы обнаружили, что появление на литературных фестивалях (тех, что платят за участие) может компенсировать сокращение авансов за книги и, в случае поэтов, ослабление защиты авторских прав.

Похоже, новый магнетизм аудитории имеет всеобщий характер. Каждый онлайн-сервис или форум рекламирует некое мероприятие, платное для новых пользователей, а онлайн-службы знакомств делают акцент на личные встречи. Демонстрантов не удовлетворяет активность в Интернете и они хотят «вновь захватывать улицы». Религиозные сайты призывают чаще ходить в церковь. Студентов зазывают в колледжи. Исключительной популярностью пользуются кофейни — на этой неделе сеть Starbucks сообщила об открытии 300 новых кафе и наборе 5 000 сотрудников. Люди жаждут живого общения.

У каждого эксперта свое объяснение этого явления. Возможно, люди, проводящие весь день онлайн, хотят оторваться от экрана вечером и в выходные, что объясняет, почему телевидение утратило свою притягательность. Гуру Кремниевой долины Николас Карр (Nicholas Carr) писал о «мельчании» мозга под влиянием сидения за компьютером по мере того, как мы превращаемся из «людей, возделывающих личное знание, в охотников-собирателей из электронного леса». Некоторые терапевты даже рекомендуют использовать медленные компьютерные приложения, чтобы предотвратить ментальное перегорание. В своей книге «eТопия» градостроитель Уильям Митчелл (William Mitchell) рассматривает «различные степени присутствия», предлагаемые Интернетом, но заключает, что стремление к конкретному местоположению и непосредственному переживанию характеризует даже онлайновый город. В конечном итоге, мы всегда хотим присутствовать лично.

Небольшую сенсацию минувшим летом произвела новость о том, что руководители Google, Apple и Yahoo отправляют своих детей в вальдорфские школы Калифорнии, где запрещены компьютеры. Похоже, хозяева этой электронной вселенной убеждены в том, что компьютеры «снижают устойчивость внимания, сдерживают творческое мышление, движение и даже человеческое общение». В школах опять появляются доски, мел, ручки, бумага, книги и даже учителя.

Пост-цифровое не означает антицифрового. Сеть становится не пунктом назначения, а картой маршрута к чему-то настоящему. Пользуясь терминологией Маршалла Маклюэна (Marshall McLuhan), она «холодная», в то время как живые развлечения — «горячие». Именно поэтому концерты не вымерли как жанр с изобретением звукозаписи, а обрели новую популярность в силу своего отличия. Экран сглаживает одиночество, как в свое время письма и телефоны, но остается окном в мир, а не дверью. Невозможно скачать оглушительный грохот и потное присутствие тысяч людей на концерте Леди Гага — так же, как нельзя заняться любовью в Facebook, сколько ни старайся. Для того чтобы это случилось, нужно куда-то пойти.

Этот ренессанс светского общения радует меня не потому, что я противник технологий. Я не верю Карру, который утверждает, что Интернет переделывает наш мозг, что мы теряем способность к чтению длинных предложений или критической обработке сложной информации. Слишком долгое сидение перед экраном может быть вредным для глаз и спины, равно как человек, ни на миг не расстающийся с iPhone, ведет себя невежливо по отношению к присутствующим, однако Интернет — самая драгоценная инновация, появившаяся за годы моей жизни.

Футурология — это игра в наперстки. В исследовании Economist, проведенном в 2000 году, отмечалось, что «Интернет будет важнейшим источником прибыли» для музыкальной отрасли, но его воздействие на литературу, кинематограф и телевидение останется «периферийным». Его авторы добавляли, что «заправилы индустрии развлечений вздохнут с облегчением, поскольку Интернет им и не нравится и непонятен». Их прогнозы не оправдались.

Онлайн-сервисам нелегко «монетизировать» свои посещения. Большинство из них предлагает только бесплатную информацию и тратит миллионы человекочасов на повышение посещаемости, не имеющей денежного выражения, а индустрия живых развлечений использует сеть для продвижения мероприятий, приносящих реальную прибыль. По мере того как потребительские расходы переориентируются «с потребностей на желания», с товаров на переживания, в пост-цифровую эпоху главным становится личный контакт. Это не отрицание технологии, а ее использование во имя человеческого общения. Деньги уже у ворот. Это должно радовать.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий