Noize MC отличился на концерте в память Цоя скандалом и неуместным речитативом

Noize MC отличился на концерте в память Цоя скандалом и неуместным речитативом
На концерте «20 лет без “Кино”» в московском спорткомплексе «Олимпийский» 7 октября российские рок-музыканты, перепевая песни покойного Виктора Цоя, преследовали разные цели. Для одних это были поминки, для других- повод покопаться в себе, для третьих- просто дело привычки, а Вячеслав Бутусов умудрился превратить свое выступление в своеобразную работу над чужими ошибками.

На концерте «20 лет без “Кино”» в московском спорткомплексе «Олимпийский» 7 октября российские рок-музыканты, перепевая песни покойного Виктора Цоя, преследовали разные цели. Для одних это были поминки, для других- повод покопаться в себе, для третьих- просто дело привычки, а Вячеслав Бутусов умудрился превратить свое выступление в своеобразную работу над чужими ошибками.

Noize MC отличился на концерте в память Цоя скандалом и неуместным речитативом

За последние двадцать лет- с тех пор как вышел альбом «Кино» «Последний герой»- гоголевская «птица-тройка» постепенно трансформировалась в цоевский «троллейбус, который идет на восток». Наследие группы «Кино» действительно имеет большое значение для миллионов соотечественников всех возрастов и сословий.

На московский концерт вечером 7 октября шли с грудными детьми, с парнями, бабушками, одноклассниками, коллегами… На весь битком набившийся танцпартер одной сцены явно не хватило бы, так что их сделали целых четыре. На крайней правой разместился симфонический оркестр «Глобалис», ранее уже имевший дело с рок-музыкой на фестивале «Нашествие», а остальные три сцены использовались для выступлений, причем по очереди- чтоб никому обидно не было.

Кинчев вспомнил посиделки с Цоем

Концерт условно можно разделить на две неравные части. Первые двадцать песен- разные артисты, последние десять- хедлайнеры Земфира и Бутусов. Марафон начался с Константина Кинчева. Он на одном дыхании исполнил «Песню без слов».

Вообще-то лидер «Алисы» мог претендовать и на большее количество номеров, ведь он был счастливчиком, получившим прямой «доступ к телу». Долгими вечерами они с Цоем просиживали на кухне, общались с глазу на глаз, выпивали и пели друг другу песни собственного сочинения. Говорят, оба в такие моменты страшно стеснялись.

Каждый сольник Кинчева вот уже много лет заканчивается композицией Цоя «Спокойная ночь», на которой фанаты «Алисы» садятся на корточки с пылающими зажигалками и подпрыгивают во время припева. Точно по такому же сценарию все развивалось и в этот раз. Возможно, Кинчев чуточку переборщил с артистизмом и басами, но мэтру русского рока и лауреату премии «Петрополь» в номинации «За свободу, искренность и поэтичность творчества» можно простить многое.

Значительно хуже барабанным перепонкам пришлось на сете новых героев хит-парада «Чартова дюжина»- панков F.P.G. По мнению вокалиста Антона «Пуха» Павлова, истошно проорать припев лирической баллады «Ночь»- верный путь к сердцам киноманов. Точно так же рассудила группа «Пилот», необдуманно переделав пружинистую акустику «Когда ты был битником» в электрический хардкор-боевик.
Повторение пройденного

Следом вышла команда «Смысловые галлюцинации», не придумавшая ничего оригинальнее, чем сыграть кавер десятилетней давности «Мама, мы все сошли с ума» со сборника «КИНОпробы» 2000 года выпуска. Не блистали фантазией и братья Горшеневы: «Кукрыниксы» в сотый раз перепели «Кончится лето», а «Король и шут»- «Следи за собой».

Можно констатировать, что за десять лет ни сами группы, ни их творчество не претерпели абсолютно никаких изменений. Более того, если включить сейчас «Наше радио»- они до сих пор там, с теми же песнями. Ребята просто привыкли посещать отчетные рок-солянки. На фоне этой компании консерваторов достойно выглядел «Пикник». Эдмунд Шклярский хоть по обыкновению и спел не менее избитые «Алюминиевые огурцы» все с тех же «КИНОпроб», но зато очень близко к оригиналу.

Главные недоразумения вечера

Гитарным вариантом Бориса Моисеева звучало и выглядело выступление актера Гоши Куценко. Пожалуй, даже в образе обнаженного мужчины в фильме «Жесть» он выглядел гораздо убедительнее, чем на сцене «Олимпийского» в попытке донести до зрителей альтернативные версии песен «Последний герой» и «Когда твоя девушка больна».

Но на счет Гоши никто иллюзий и не питал. Гораздо большие надежды связывались с молодым дарованием Иваном Алексеевым, известным как рэпер и рокер в одном флаконе Noize MC. Он создал крайне удачный кавер на «Мы хотим танцевать» в духе самых лирических вещей ныне уже не существующего коллектива «Пятница». «Наше сердце работает, как новый мотор, мы в четырнадцать знаем все, что нам надо знать»,- с нехарактерной для него серьезностью пел Noize, резко ударяя по струнам.

Увы, затем он стал заложником собственного амплуа. В эту тонкую песню, осененную легким намеком на подростковый протест, Noize грубо пропихнул достаточно прямолинейный и пошловатый рэп. Потом он и вовсе зачем-то зарядил на концерте памяти Цоя бодрый речитатив «Устрой дестрой» со своего нового альбома.

За все это с Иваном достаточно жестко обошлась публика. Один из зрителей вскарабкался на плечи соседям и изловчился снять с себя штаны. Оголенной филейной частью смельчак будто бы выразил всеобщее мнение о вторжении чужеродного материала в музыкальную ткань вечера. За Алексеева было немного страшно- вдруг ему Кинчев за кулисами зубы пересчитает?

Три женщины

Прекрасный пол в этом обществе брутальных рок-героев был представлен всего тремя артистками. Творческая руководительница фолк-группы «Мельница» Хелависа в песнях «Красно-желтые дни» и «Дождь для нас» лишний раз продемонстрировала свои врожденные вокальные способности. Ее голос попеременно напоминал то Аллу Пугачеву середины семидесятых, то вообще Тамару Гвердцителли- и то, и другое в самом положительном смысле.

Диана Арбенина вышла на сцену немного подавленная и сконфуженная. Синхронно с залом она прочитала в микрофон «Легенду», в том числе легендарную фразу «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать». Потом она на простой шестиструнке спела эту песню, что стало одним из сильных моментов концерта. По поведению Диана напоминала Шклярского- такая же собранная, сосредоточенная, как на поминках. Оба будто испытывали легкую неловкость и спешили поскорее покинуть сцену, как безутешная родня сторонится квартиры покойника.

Непосредственно перед появлением третьей женщины симфонический оркестр заиграл хорошо узнаваемые аккорды «Кукушки»- песни, которую, по мнению некоторых скептиков, Земфира спела лучше самого Цоя.

Зачем ей нужны эти цифры

Четырнадцать полных лет было Земфире, когда кумир ее юности разбился в автокатастрофе. На недавней пресс-конференции она призналась, что гибель Цоя стала ее персональной катастрофой. За всю свою карьеру певица публично исполняла около десятка его песен. Ходят слухи, что в недрах ее компьютера таится чуть ли не все перепетое наследие «Кино».

На этот раз она намеренно сделала упор на недостаточно известных композициях: и «Город», и «Уходи», исполненные ею,- треки с альбома «Это не любовь» 1985 года. В то время «Кино» еще не считались всесоюзной группой номер один.

Поскольку Земфира совершенно очевидно и, возможно, неосознанно, проецирует опыт Цоя на собственную жизнь, песни эти в очередной раз обернулись въедливой и мучительной рефлексией, местами напоминающей самобичевание. «Я люблю этот город, но зима здесь слишком темна. Я люблю этот город, но так страшно здесь быть одному»,- Цой пел про Петербург, Земфира, разумеется, имеет в виду Москву. «Уходи, но оставь мне свой номер, я, может быть, позвоню. А вообще я не знаю, зачем мне нужны эти цифры»,- она и сама запросто могла бы сочинить нечто подобное, настолько близки их с Цоем системы образов.

С мелодической точки зрения выступление Земфиры заставило вспомнить ее недавний мини-тур, где впервые артистка перепела геройский гимн «Попробуй спеть вместе со мной» в иллюзорном дуэте с фонограммой голоса Виктора. Впрочем, теперь прогрессивный электробит иногда вступал в противоречие с самим материалом- в «Печали» явно не хватало классической гитары. Есть подозрение, что Земфире уже не нужен рок.

Работа над ошибками

Вячеслав Бутусов никогда не общался с Цоем близко. Они пересекались пару-тройку раз на сборных выступлениях, не более того. Тем не менее именно Бутусов неизменно включает в концертную программу своего коллектива «Ю-Питер» ударные хиты «Кино». Со стороны экс-лидера «Наутилуса» это скорее знак солидарности с гитаристом Юрием Каспаряном- другом и соратником Виктора Цоя. С экрана Бутусов объявил, что по рекомендациям Юры отобрал песни для выступления и решил не играть «Звезду по имени солнце», поскольку она ему за десять лет приелась.

По странному стечению обстоятельств, первые четыре номера «Ю-Питер» продублировал: «Легенду» уже пела Арбенина, «Печаль»- Земфира, «Кончится лето»- «Кукрыниксы», а «Спокойную ночь»- Кинчев. Можно подумать, мэтр проводил работу над ошибками и учил нашкодивших троечников, как правильно следует играть «Кино».

Вслед за «Пачкой сигарет» наступила очередь композиции «Дети минут». По версии культуролога и известного деятеля русского рока Александра Липницкого, когда-то Цой написал стихотворение, в котором намекал, что его коллеги слишком увлеклись «социалкой» и отказываются глядеть в вечность, но с переложением слов на музыку он не спешил- опасался, что, мол, «обидятся ребята». «Ю-Питер» начатое завершил, и впервые песня прозвучала в недавно переснятом фильме «Игла» режиссера Рашида Нугманова. Релиз картины хорошенько подготовил почву для двух концертов «20 лет без “Кино”» в Москве и Питере.

В финале Бутусов смилостивился и под ликование десятков тысяч глоток отчеканил-таки долгожданную «Звезду по имени солнце». К исполнению «Ю-Питера» невозможно придраться. Достаточно угрюмый и в меру глубокий голос монолитно встраивается в безупречный гитарный бой, где каждая струнка прослушивается по отдельности. С другой стороны, Бутусову сотоварищи гораздо легче было бы дать сольный концерт из песен «Кино», чем затевать весь сыр-бор с неблагодарными учениками.

Цоя хватает на всех

Паузы, возникавшие, когда один артист заступал на смену предыдущему, заполнял оркестр «Глобалис».
Ни одна из инструментальных композиций, написанных питерским композитором Игорем Вдовиным на основе песен «Кино», не повторилась с какой-либо спетой в этот вечер. В скрипичных мотивах и трубных соло неожиданно угадывался то «Муравейник», то «Восьмиклассница»- у Цоя хитов хватило на разные жанры, вкусы, форматы, настроения, цели и задачи.

В своем последнем телеинтервью на вопрос о любимой детской игрушке он ответил: «Пластилин». «И что из него получалось?»,- спросила корреспондентка. «Все»,- коротко сказал Виктор. Из его песен действительно можно вылепить все, каждый вправе примерить их на себя.

Источник: gzt.ru

Добавить комментарий