Литература и Игры: часть 2

Литература и Игры: часть 2
Вот и пришла пора поведать вам о новых литературных отсылках в мире видеоигр. На этот раз я организую своё повествование в хронологическом порядке, и начну от литературы самой древней и постепенно перейду к современной.

На первое у нас снова мифы. Разработчики черпают из них вдохновение, как из рога изобилия. В основном они пополняют бестиарий игр. И правда, зачем придумывать новое существо, когда в мифологии уже есть сотни подходящих?

Вот и пришла пора поведать вам о новых литературных отсылках в мире видеоигр. На этот раз я организую своё повествование в хронологическом порядке, и начну от литературы самой древней и постепенно перейду к современной.

На первое у нас снова мифы. Разработчики черпают из них вдохновение, как из рога изобилия. В основном они пополняют бестиарий игр. И правда, зачем придумывать новое существо, когда в мифологии уже есть сотни подходящих?

Литература и Игры: часть 2

В серию «Heroes of Might and Magic» из греческой мифологии прямо перекочевали церберы, кентавры, пегасы, единороги, титаны, гарпии. На радость любителям разнообразия, не все юниты были взяты у греков. Наги появились в «Героях» из индийской культуры, ифриты и джинны — из арабской, а горгулии прилетели из французских легенд.

На мифах основана и стратегия «Age of Mythology». Игра охватывает мифологии трёх стран: Древней Греции, Египта и Скандинавии, в ней можно увидеть как богов, так и вымышленных существ, используемых в качестве особых юнитов. В игре можно выбирать главного бога, чтоб облегчить жизнь себе или усложнить оппоненту.

Игроделы не обошли и русскую народную литературу. Фольклор лёг в основу отечественной игры «Недетские сказки», рисованного квеста от создателей серии «Петька и Василий Иванович».

Персонажей русских народных сказок и легенд можно встретить в 1 и 4 частях «Quest for Glory». В первой части главным врагом является хорошо нам знакомая Баба-Яга. В четвёртой она возвращается в качестве NPC и «приводит» с собой из сказок Лешего, Русалку-Утопленницу, Водяного.

Встретить Бабу-Ягу предстоит и в «Castlevania: Lords of Shadow», где ведьма будет выступать в амплуа помощника главного героя.

Отсылки на Бабу Ягу есть даже в, вы не поверите, «Alan Wake». Одна из локаций игры называется «Birds Leg Cabin», дословно «хижина птичьей лапы» или же близкое нам «избушка на курьих ножках». Главного антагониста зовут Барбара Джаггер (Barbara Jagger — Баба-Яга). А один из персонажей, Один Андерсон, так и называет Барбару: Баба-Яга.

Один и его брат Тор, кстати говоря, взяли себе имена в честь скандинавских богов и назвали свою рок-группу «Old Gods of Asgard» («Древние Боги Асгарда»). Оба брата сошли с ума от своих образов: Один хотел выколоть себе глаз, а Тор бегал голый по полю с молотком, что и привело их в психиатрическую лечебницу.

Другая игра от создателей Алана, «Max Payne» имеет гораздо больше отсылок к скандинавской мифологии.

Такие названия как проект Вальгалла, наркотик валькирин, компьютерная сеть «Иггдрасиль», ночной клуб «Рагнарек», Асгард Билдинг, и фамилии Болдер, Уоден взяты непосредственно из скандинавских мифов.

На смену мифам постепенно приходили героические (или не очень) деяния отдельно взятых людей. Один человек мог поменять судьбу целого народа, рассчитывая при этом только на себя, а не на изменчивую волю богов. Мимо таких личностей просто не могли пройти разработчики игр.

Яркий представитель такого героя — король Артур, ставший не только персонажем легенд, но и главным действующим лицом стратегии и RPG с оригинальным названием «King Arthur: The Role-playing Wargame».

Другой легендарный английский персонаж тоже не раз становился героем игр. Истории про умелого лучника Робина Гуда — огромное поле, есть где развернуться разработчикам. Вот они и выпустили «Robin Hood: The Legend of Sherwood», стэлс-экшн, где дадут поуправлять не только самим разбойником, но и его друзьями.

Другая игра про него же — «Robin Hood: Defender of the Crown» — стратегия и аркада в одном лице.

Еще один герой, а точнее антигерой, пришедший в игры из легенд — граф Дракула. Он является главным антагонистом адвенчуры «Dracula: Origin».

Также легендарный кровопийца — неотъемлемый элемент серии видеоигр «Castlevania» и финальный босс каждой части по совместительству. Он — отец Алукарда, хозяин Кастлевании — замка тьмы, окруженного неприступными скалами и густым лесом. Не одно поколение Бельмонтов и прочих желающих уничтожить графа загоняло его обратно в гроб, но настоящему кровопийце всё ни по чём. Особенно если рядом есть прислужники, готовые из раза в раз воскрешать своего господина.

Переходя к современной литературе, нельзя не сказать о детективных романах, которые появились в середине XIX века в творчестве Алана По, но окончательно укоренились в произведениях английских мастеров жанра середины века XX-го. Самыми известными такими авторами являются Агата Кристи и Артур Конан-Дойл.

По мотивам книг Агаты Кристи была выпущена трилогия компьютерных игр в жанре «квест», основанных на романах «Десять негритят», «Убийство в Восточном экспрессе», «Зло под солнцем».

Книги сэра Артура Конан Дойла постигла более завидная участь. Бесспорно, английский детектив с Бэйкер-стрит — самый часто встречающийся литературный герой в играх. Чтоб перечислить игры про Шерлока Холмса не хватит пальцев рук и ног. Выходили эти игры с 1984-го года и продолжают выпускаться до сих пор, и в большинстве своём это, конечно же, квесты. Неутомимой фантазии разработчиков остаётся только позавидовать. Литературный герой в них пересекается и с другими книжными вселенными. Он встречает Ктулху из произведений Лавкрафта, главного героя романов Мориса Леблана — благородного грабителя Арсена Люпена.

Тем временем, общество и технический прогресс не стояли на месте. Развивалась вместе с ними и литература, открывая в себе новые жанры, например, такие, как научная фантастика.

Один из ярких представителей такой литературы — роман Герберта Уэллса «Машина Времени», выпущенный в 1895-ом году и описывающий путешествие во времени в далёкое будущее, в котором уже нет людей, а остались только подобные им существа.

Остылкой к Уэллсу может порадовать «Fallout 2»: выполняя квест, где нужно спуститься в колодец и достать клад, наш напарник будет кричать оттуда «Оно ползёт по мне!», «Помоги мне!», «О, Боже, морлоки!». Эти морлоки — есть враждебные существа, населяющие Землю через сотни тысяч лет. Аналогичная ситуация была и в романе. Когда Путешественник спускается в подземный мир через один из вентиляционных колодцев, он попадает прямиком в логово морлоков и еле спасается от них.

Выдуманные Уэллсом морлоки есть и во вселенной «Warcraft», только там они представлены не в виде паукообразных гуманоидов-каннибалов, как в книге, а в образе антропоморфных амфибий.

Ещё один фантастический роман, на этот раз юмористический, на который ссылаются в играх — «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса.

В игре «Fable III» есть квест «Последнее оскорбление», в ходе которого мы собираем оскорбительные письма в адрес персонажей игры. В книге Адамса тоже был такой неприятный субъект-инопланетянин, который задался целью оскорбить всех жителей Вселенной. Он периодически появлялся в ходе повествования и говорил кому-нибудь гадости.

Ещё одна аллюзия на «Автостопом по галактике» — разбившийся кит и горшок с маргариткой посреди пустоши в «Fallout 2». В романе в кашалота и цветок были превращены ракеты, направленные на космический корабль героев. Обратившись в такую форму, им не оставалось ничего другого, кроме как упасть и разбиться вдребезги.

Ещё более стремительное развитие науки и техники побудило литературу в 80-х годах откликнуться на это рождением фантастического жанра «киберпанк». В произведениях этого жанра описывается мир высокотехнологического будущего, с обязательным наличием искусственного интеллекта, виртуальных миров, зловещих корпораций и продвинутых хакеров.

Игры, созданные под влиянием киберпанка, ушли недалеко и часто отсылают нас к литературным произведениям этого жанра. Так, в игре «Deus Ex» есть отсылка к одному из первых произведений в стиле «киберпанк» — «Киберпространству» Уильяма Гибсона: инструмент взлома компьютеров там называется «ICE Breaker».

А способы применения нанотехнологий в сюжете «Deus Ex» были придуманы под влиянием киберпанк-романа Нила Стивенсона «Алмазный век».

В игре можно найти множество текстов, которые часто являются аллегорическими комментариями на ситуацию, в которой в данный момент находится игрок. Среди них такие произведения, как философский роман Гилберта Честертона «Человек, который был Четвергом», научно-фантастический цикл Айзека Азимова «Академия», «Ричард II» Уильяма Шекспира и другие.

Другой американский писатель-фантаст Филип Дик создал киберпанк-роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». По этой книге сняли фильм «Бегущий по лезвию», который несколько отходит от сюжета романа, но вот игра, напротив, черпает вдохновение именно из первоисточника. Игра «Blade Runner» может считаться не только адаптацией фильма, но и книгоадаптацией.

На игры оказали влияние не только классические произведения, но и книги современных авторов, дышащих с нами одним и тем же воздухом.

Один из них — это Терри Пратчетт, создатель цикла сатирического фэнтези про Плоский мир. По этой вселенной существует четыре игры, три из которых так и называются — «Discworld». Первая игра была озаглавлена также как первая книга цикла — «The Colour of Magic», выпущена ещё в восьмидесятых и представляет из себя текстовый квест. Главным героем трёх первых игр является волшебник Ринсвинд, последней — новый, придуманный разработчиками герой — детектив Льютон. Игры, как и книги Терри Пратчетта, изобилуют юмором, иронией и абсурдом. Все они созданы в жанре квеста, некоторые из них даже разрабатывались под непосредственным руководством самого Пратчетта.

Ещё один современный писатель вдохновляющий разработчиков — Стивен Кинг.

Его книги оказали немалое влияние на «Remedy Entertainment» — создателей психологического триллера под названием «Alan Wake», о котором я уже писала выше. Сюжет игры перекликается с сюжетом романа «Мешок с костями»: и там, и там герой — писатель, противостоящий тёмным порождениям своего воображения.

Создатели не скрывают источник своего вдохновения и герой в начале игры открыто цитирует Кинга: «Ночные кошмары существуют вне границ логики, в них мало веселья, их не растолковать; они противоречат поэзии страха». А сама концепция воплощения романа в реальность повторяет сюжет «Темной половины» Кинга.

Кинг оказал влияние и на японских разработчиков. Авторы «Silent Hill» указывают его книги как источник своего вдохновения при создании игры. Чего стоит только повесть «Туман» (По которой ещё снят одноимённый фильм, в русском прокате, правда, названный «Мглой» — прим. ред.), ведь описываемое Кингом природное явление неразрывно с городом Тихий Холм. В игре Гарри Мэйсон оставляет записи в блокноте, точно как персонаж книги в её конце, надеясь, что их потом прочитают.

В игре присутствует пара пасхалок, отсылающих к творчеству Кинга. В самом начале, в кафе «5 to 2» висит плакат с мужчиной с дробовиком и надписью «Study, Dammit!». Будучи студентом Кинг опубликовал в газете постер с такой же надписью и своей фотографией с двустволкой в руках.

В честь Кинга названа одна из улиц Сайлент Хилла — Бахман роуд. Под псевдонимом Ричард Бахман он написал роман «Регуляторы», где мальчик, имеющий сверхъестественные способности, может создавать целые миры, и погружать в них других людей. Не напоминает Алессу и Уолтера?

Вообще, почти все улицы в «Silent Hill» названы в честь американских писателей. Перечислю лишь некоторых: Айра Левин — автор «Ребёнка Розмари» (опять же тема демонического ребёнка), Роберт Блох — автор «Психо», Дин Кунц, написавший «Лицо страха» и конечно Рэй Брэдбери.

Произведения нашего современника, который совсем недавно ушёл из жизни, Брэдбери тоже цитируются в играх.

Имя героя романа «451 градус по Фаренгейту» встречается в игре «StarCraft». Персонаж, которого зовут Гай Монтэг, принимает участие в битвах, а его компьютерная модель представляет собой копию пожарного из романа Брэдбери: он носит за плечами баллоны с керосином, атакует врагов с помощью огнемёта.

В игре «Fallout 3» можно найти заброшенный дом с роботом-помощником, который всё ещё верно служит своим давно погибшим хозяевам. Если в управляющем им терминале выбрать команду «Прочесть детям сказку на ночь», робот расскажет стих американской поэтессы Сары Тисдейл «Будет ласковый дождь». Это стихотворение не только дало название рассказу Брэдбери, но и встречается в нем в аналогичной ситуации: робот читает его давно умершей миссис Маклеллан. О том, что дом принадлежит этой семье свидетельствует ещё и табличка у входа на которой написано: «Семейство Маклелланов, 2026».

Ещё один современный писатель, чьё произведение упомянуто в играх — Дэниэл Киз. Так, в «Fallout 2», в Нью-Рино живёт тупой гений Элджернон, способный бесплатно модернизировать оружие. Имя этого персонажа взято из книги «Цветы для Элджернона» Киза, где как раз описывалась жизнь умственно отсталого человека и становление его в гения.

На этом у меня всё, но окончание поста не означает, что отсылки закончились. Ведь постоянно разрабатываются игры, пишутся книги, да и обращение к классике никто не отменял, а значит взаимосвязь этих видов искусств будет только крепнуть.

P. S. Большое спасибо тем пользователям Кнб, кто поделился со мной некоторыми отсылкими, а именно: ShodanUlzh, Encounter, Alexandr Korobov, TheGreatKotE, molly doe!

Источник: kanobu.ru

Добавить комментарий