Жизненно важный орган: Памяти Джона Лорда

Жизненно важный орган: Памяти Джона Лорда
Если знакомство с западной рок-музыкой у русского человека начинается с классики The Beatles, The Rolling Stones, Pink Floyd, и т.д., то рано или поздно в его руки неизбежно попадает пластинка Deep Purple In Rock. Знакомство с ней лучше всего описывается словами Брюса Спрингстина, однажды охарактеризовавшего звук барабанов в начале дилановской Like a Rolling Stone фразой: Будто кто-то открывает дверь в твою голову. Speed King вещь, которой In Rock открывается, начинается с громыхающего рок-н-ролльного риффа, диких воплей, несущихся на всех парах в никуда ударных, перегруженного баса и грязного, визжащего, как бьющаяся в припадке бешенства морская свинка, электрооргана. Для человека, обладающего рудиментарными знаниями о рок-музыке, услышать Speed King и не сойти с ума хотя бы кратковременно невозможно: в 1970-м, конечно, были группы, звучавшие тяжелее Deep Purple, но в основном из числа маргиналов; из канонических же ансамблей с британским квинтетом в этом смысле поспорить не мог никто.
Если знакомство с западной рок-музыкой у русского человека начинается с классики The Beatles, The Rolling Stones, Pink Floyd, и т.д., то рано или поздно в его руки неизбежно попадает пластинка Deep Purple In Rock. Знакомство с ней лучше всего описывается словами Брюса Спрингстина, однажды охарактеризовавшего звук барабанов в начале дилановской Like a Rolling Stone фразой: Будто кто-то открывает дверь в твою голову. Speed King вещь, которой In Rock открывается, начинается с громыхающего рок-н-ролльного риффа, диких воплей, несущихся на всех парах в никуда ударных, перегруженного баса и грязного, визжащего, как бьющаяся в припадке бешенства морская свинка, электрооргана. Для человека, обладающего рудиментарными знаниями о рок-музыке, услышать Speed King и не сойти с ума хотя бы кратковременно невозможно: в 1970-м, конечно, были группы, звучавшие тяжелее Deep Purple, но в основном из числа маргиналов; из канонических же ансамблей с британским квинтетом в этом смысле поспорить не мог никто.
Жизненно важный орган: Памяти Джона Лорда

Если знакомство с западной рок-музыкой у русского человека начинается с классики The Beatles, The Rolling Stones, Pink Floyd, и т.д., то рано или поздно в его руки неизбежно попадает пластинка Deep Purple In Rock. Знакомство с ней лучше всего описывается словами Брюса Спрингстина, однажды охарактеризовавшего звук барабанов в начале дилановской Like a Rolling Stone фразой: Будто кто-то открывает дверь в твою голову. Speed King вещь, которой In Rock открывается, начинается с громыхающего рок-н-роллЛьвиная доля этой тяжести, этого помойного, но столь чарующего звучания, за которое Deep Purple среди прочего и принято любить, была обязана своим появлением Джону Дугласу Лорду, удивительно спокойному, добродушному и милому человеку, под которого как будто и было придумано слово джентльмен. Более того, именно он группу и придумал, именно он вплоть до добровольного ухода из Deep Purple в 2002-м был ее главным мотором, но при этом всегда предпочитал деликатно обозначать свое присутствие, а не доминировать. В 1970-х, когда клавишники в рок-группах зачастую если не выходили на первый план, то точно к этому стремились (достаточно вспомнить Кита Эмерсона или Рика Уэйкмана), Лорд в своем собственном детище всегда играл роль второй скрипки и играл блестяще; из всего золотого состава Deep Purple о нем вспоминаешь с особенной нежностью. Пиротехнические гитарные соло Ричи Блэкмора и мощный вокал Яна Гиллана впечатляют до поры до времени: в какой-то момент осознаешь, что в первых слишком мало смысла и слишком много фиглярства, а во втором слишком много неоправданного, почти комичного театрального надрыва. А Лорд он всегда к месту, всегда на своем месте. На лучших альбомах Deep Purple на том же In Rock, на породившем Smoke On the Water и Highway Star Machine Head, на криминально недооцененной классике кок-рока Who Do We Think We Are Лорд всегда добровольно оставлял себе функцию поддержки ритма песен, изредка выдавая лаконичные, техничные и возникавшие всегда неожиданно, но в самый верный момент соло (я могу навскидку вспомнить только один случай, когда он изменил этим своим принципам, в песне Rat Bat Blue, где Лорд подряд играет аж два продолжительных соло, одно на синтезаторе, а затем еще и на органе).

Child In Time пожалуй, лучшая песня Deep Purple, вступление к которой Лорд украл у группы Its a Beautiful Day. Сам маэстро, впрочем, до самой смерти называл это простым совпадением

Впрочем, техничность это, конечно, не главное. Лорд лучше других своих коллег по группе все понимал про звук. Его Хаммонд, перегруженный различными примочками, звучал как ни один другой инструмент на свете. Учившийся в равной степени на Бахе, раннем блюзе и гаражном роке 1960-х, Лорд своей игрой на электрооргане будто бы творил идеальную комбинацию и того, и другого, и третьего: неоклассические мотивы в его исполнении все равно звучали донельзя пещерно и примитивно и источали не возвышенную религиозную печаль, а бешеную усталость и гнев. С такой манерой нельзя было не играть музыку буйную и дикую и по чистосердечной простоте и прямолинейности звучания из классической тройки хард-рока Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple последние всегда были впереди всех. Гитарист и лидер японского психоделического ансамбля Acid Mothers Temple Макото Кавабата не зря уже вторые сутки подряд в своем фейсбуке вывешивает фотографии Джона Лорда с проникновенными комментариями: зловещее звучание Deep Purple начала 1970-х напрямую повлияло не только на хард-рок или металл, но и на куда более изощренные и радикальные музыкальные формы.
При этом Лорда, конечно же, нельзя обвинить в постоянной эксплуатации одного и того же приема. Он мог играть совершенно по-разному и совершенно по-разному звучал на протяжении всей своей карьеры: и на первых трех, куда более психоделических, чем последующие, альбомах Deep Purple, и в составе Whitesnake, и на своих сольных, почти неоклассических альбомах. Про последние нужно сказать отдельно потому что в них амбициозность Лорда как музыканта проявляется лучше всего. Как и упомянутые выше Эмерсон с Уэйкманом, Лорд почти всю жизнь пытался создать идеальный синтез музыки классической и классического же рока, но, в отличие от своих коллег и ровесников, никогда не ставил музыку ниже своих технических способностей. В лучших его околоклассических записях оркестр большую часть времени звучит не как пышная декорация для клавишных, а как неотъемлемая и важнейшая часть собственно музыки. Уэйкмановский The Myths and Legends of King Arthur and the Knights of Round Table при желании можно легко представить себе без оркестра и хора, услышать его как стандартный альбом прогрессивного рока, но попробуйте сделать то же самое с лучшим сольником Лорда Sarabande.

Любопытная деталь: гитаристом на Sarabande выступил Энди Саммерс. Через год этот человек придумает группу The Police

Говорить о том, что значит Лорд как член Deep Purple для российских поклонников классического рока, здесь много не стоит: эта тема заслуживает отдельного подробного исследования. Достаточно вспомнить, сколько раз и с ним, и уже без него, эта группа приезжала в Россию. Достаточно вспомнить про существование такого человека, как Дмитрий Медведев. Можно припомнить даже давнее выступление группы Михей и Джуманджи в программе Антропология, в которой они совершенно далекие, казалось бы, от хард-рока люди вдруг сыграли небольшой пассаж из Deep Purple. Лорд, как и его главная группа, были одними из тех, кто волей-неволей воспитал в большом количестве мужчин, выросших в Советском Союзе 19701980-х, любовь к рок-музыке вообще. Чем это кончилось разумеется, совсем другой вопрос. Но вряд ли была в мире страна, в которой так много взрослых людей и тех, кто навсегда в музыкальном плане в 1970-х, и тех, кто давно разлюбил Deep Purple, в двухтысячный раз в своей жизни послушали Machine Head или In Rock и в первый раз проронили под них слезу. Все логично: в конце концов, девушка, в которую впервые влюбился, тоже всегда будет вызывать щемяще-нежные чувства, будь ты хоть и трижды женат.

Соло Лорда с концерта Deep Purple в Олимпийском в 1998 году

Источник: afisha.ru

Добавить комментарий