Госдума не смогла преодолеть порок «несвободного голосования»

Госдума не смогла преодолеть порок «несвободного голосования»
Госдума в пятницу утвердила очередной пакет поправок к Гражданскому кодексу (ГК), посвященный сделкам и решениям собраний. Это всего лишь второй из девяти законопроектов, которые должны быть приняты на основе новой редакции ГК, внесенной год назад Дмитрием Медведевым. Рассмотрение наиболее скандальных нововведений, касающихся охраны частной жизни граждан, жестко ограничивающей права журналистов, а также деятельности некоммерческих организаций (НКО), отложено на неопределенный срок. Зампред президентского совета по кодификации Александр Маковский заявил о кризисе реформы гражданского законодательства.
Госдума в пятницу утвердила очередной пакет поправок к Гражданскому кодексу (ГК), посвященный сделкам и решениям собраний. Это всего лишь второй из девяти законопроектов, которые должны быть приняты на основе новой редакции ГК, внесенной год назад Дмитрием Медведевым. Рассмотрение наиболее скандальных нововведений, касающихся охраны частной жизни граждан, жестко ограничивающей права журналистов, а также деятельности некоммерческих организаций (НКО), отложено на неопределенный срок. Зампред президентского совета по кодификации Александр Маковский заявил о кризисе реформы гражданского законодательства.
Госдума не смогла преодолеть порок «несвободного голосования»

Госдума в пятницу утвердила очередной пакет поправок к Гражданскому кодексу (ГК), посвященный сделкам и реш
Президентский проект изменений в ГК был внесен в Госдуму и прошел первое чтение в апреле 2012 года спустя четыре года после указа Дмитрия Медведева о его разработке. Ожидалось, что к осени 2012 года поправки будут приняты единым документом, но вместо этого Дума решила рассматривать его по частям, раздробив сначала на пять, а затем на девять отдельных законопроектов. На данный момент в силу вступила лишь одна из этих частей, посвященная основам гражданского законодательства. Следующие два проекта вызвали политический резонанс. Один из них регулирует деятельность юридических лиц, в том числе НКО, что позволило главе президентского совета по правам человека Михаилу Федотову обратиться в совет по кодификации с предложением отказаться от специального закона о НКО. Другой жестко охраняет частную жизнь и деловую репутацию, фактически блокируя деятельность СМИ. В итоге рассмотрение этих проектов отложено на неопределенный срок. А в пятницу вместо них был принят четвертый проект, посвященный сделкам и решениям собраний.

Несмотря на то что его рассмотрение с февраля этого года откладывалось восемь раз, глава комитета по законодательству Павел Крашенинников на пленарном заседании признался, что работа над поправками к этому блоку продолжалась «до самого утра». Результатом бдений оказалась просьба господина Крашенинникова отклонить даже его собственные ранее одобренные поправки. Как выяснилось, это было сделано по требованию правительства. Белому дому, в частности, не понравились понятия «несвободное голосование» и «пороки волеизъявления», из-за которых, согласно проекту, можно было оспаривать решения общих собраний. Несмотря на то что с аналогичными терминами в политической жизни общество давно знакомо, правительство считает, что в гражданских спорах они могут привести к «неоднозначному толкованию» и противоречивому правоприменению. Депутаты спорить не стали и заменили опасные формулировки абстрактным «нарушением равенства прав» участников голосования.

В целом «крупнейшая в постсоветской истории правовая реформа идет плохо», заявил накануне рассмотрения поправок зампред совета по кодификации Александр Маковский, выступив на сенатских чтениях в Конституционном суде с лекцией «Уроки реформирования ГК 2008-2013». В качестве примера он привел неподконтрольное авторам проекта размножение видов юридических лиц, которые изначально вообще не предполагалось менять. Половину из них составляют НКО, в том числе такие экзотические варианты, как казачьи общества и публичные правовые компании. «Каким нормам они подчиняются? Какова их ответственность за причинение вреда? Если оно наделено функциями власти — чьи функции они будут осуществлять?» — недоумевает разработчик ГК, отмечая, что «для гражданского оборота безразличны регалии лица, исполняющего публичные функции,— казачий атаман он или президент». Основная проблема проекта, по его мнению, связана с лоббированием интересов крупного бизнеса, которое на протяжении этих пяти лет осуществляли адвокатские компании (в первую очередь «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» во главе с однокурсником Владимира Путина Николаем Егоровым и «Пепеляев групп») и Международный финансовый центр с помощью Минэкономики.

«Сегодня любое законодательное регулирование имущественных интересов рождается в условиях острого противостояния групп, а также объединений групп и государства. Если государство берется за реформу, должны приниматься и решения. Но такая воля проявлена не была»,— констатировал Александр Маковский. По его словам, внесенный в Госдуму законопроект оказался результатом «балансирования по разные стороны стола» и компромиссом между изначальным вариантом совета по кодификации и альтернативными проектами, которые предложило не только Минэкономики, но даже главное правовое управление президента. При этом Госдума на ходу продолжала менять даже принятый, но не вступивший в силу закон, кроме того, депутаты внесли еще 15 новых законопроектов с поправками к ГК. В качестве противоядия господин Маковский поддержал предложение председателя Конституционного суда Валерия Зорькина придать основополагающим кодексам статус конституционных законов. «Это было бы крупным шагом в обеспечении стабильности»,— подытожил он. На вопрос журналистов, ожидается ли смягчение нормы об охране частной жизни, господин Маковский заявил, что «разумную границу выработает только практика», но ограничения, по его мнению, касаются только защиты прав «непубличных людей».

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург

Источник: kommersant.ru

Добавить комментарий