Уже за неделю — примечательный и вполне гурманский набор публикаций. Интервью Земфиры, временами шокирующий фоторепортаж голландского фотографа «Хлеб и кровь на обочине Транссиба», советы потенциальным медиаэмигрантам от Леонида Бершидского, прошедшего многих славных путь из России на украинский рынок средств массовой информации. В команде Colta.ru остались почти все, кто был на OS. И легче обратиться к публикации одного из ключевых авторов портала, признанного эксперта в области современного искусства Екатерины Деготь — под названием «Почему я не буду работать на Colta.ru». Обширный, особенно по интернет-меркам, текст содержит в себе весьма точные наблюдения за рынком искусства последнего десятилетия — высказанные более с левых позиций, ранее не столь свойственных автору:
Уже за неделю — примечательный и вполне гурманский набор публикаций. Интервью Земфиры, временами шокирующий фоторепортаж голландского фотографа «Хлеб и кровь на обочине Транссиба», советы потенциальным медиаэмигрантам от Леонида Бершидского, прошедшего многих славных путь из России на украинский рынок средств массовой информации. В команде Colta.ru остались почти все, кто был на OS. И легче обратиться к публикации одного из ключевых авторов портала, признанного эксперта в области современного искусства Екатерины Деготь — под названием «Почему я не буду работать на Colta.ru». Обширный, особенно по интернет-меркам, текст содержит в себе весьма точные наблюдения за рынком искусства последнего десятилетия — высказанные более с левых позиций, ранее не столь свойственных автору:
Уже за неделю — примечательный и вполне гурманский набор публикаций. Интервью Земфиры, временами шокирующий фоторепортаж голландского фотографа «Хлеб и кровь на обочине Транссиба», советы потенциальным медиаэмигрантам от Леонида Бершидского, прошедшего многих славных путь из России
Зачарованность миллионами арт-рынка была на самом деле зачарованностью финансовым капитализмом вообще. Это была та зона, где капитализм был красив и престижен. Возгонка цены к заоблачным высотам под звон молотка, рост огромного пузыря из ничего — это был тот узел, где связались в общественном сознании эрос рыночной экономики и волшебная сила современного искусства, которое, как представляется, создает ценности из предельного сора. Не последнюю роль сыграл и подъем России с колен (это только кажется, что то был исключительно дискурс власти и журналистам и интеллектуалам он был противен; это не так, он им был, конечно, выгоден, поскольку сулил рост зарплат). В финансовом росте и этом подъеме с колен искусство — в широком смысле слова, все виды искусств — должно было сыграть ключевую роль: и само по себе, и как метафора волшебности перемен.
По приблизительным оценкам, за почти два с половиной года работы в OpenSpace было вложено около 4 млн долларов, однако за это время проект не только не начал приносить прибыль, но и не вышел на самоокупаемость. Отчасти виной этому — высокоинтеллектуальное наполнение портала, которое предъявляет очень высокий культурный ценз к потенциальным читателям, а значит, OpenSpace никогда не будет достаточно массовым. Дешёвый дорогой OpenSpace
Однако никакое количество самых полезных и примечательных наблюдений не смогло избавить Екатерину Деготь и ее аудиторию от разговора на основную тему, вынесенную в заголовок — почему, собственно говоря, один из лучших арт-критиков не переместился вместе с командой Openspace на новый ресурс. И выяснилось вот что:
Новое название Colta, на мой вкус, еще больше знаменует настаивание на культуре, на ее классовом превосходстве (слово красивое, латинское, интеллигентное, а не низменно-офисное англосаксонское Openspace). Настаивание на эрудиции — а эрудиция есть знание «в себе» и для себя, аналог «искусства для искусства». Это вкус Серебряного века, эстетизма, символизма, который, как мы знаем по истории — и в частности, истории Италии, — оказался слишком неустойчив к политическим влияниям, поскольку не рефлексировал собственную политику. Как это бывает при таком абстрактном понимании культуры, на этом слове слишком легко соскользнуть в темные глубины прошлого, где культура есть возделывание традиции, почвы и судьбы, где собранный урожай (colta) связывается в снопы (fasci)… Наверное, у меня паранойя, но мой лингвистический радар сигналит мне «стоп». Атмосфера офисного оупенспейса пахнет кондиционером, да. Но здесь пахнет чем-то, на что у меня слишком серьезная аллергия.
В сетевых дискуссиях, весьма подивившись радикальной перемене идеологических воззрений известного куратора, отметили, что лингвистический радар Екатерины Деготь прямо указывает на известную притчу о краже коровы — «Если корову украл, значит урод, если урод, значит маленький, если маленький, значит из Малиновки, а если из Малиновки, значит Васька Косой». Но большинство наблюдателей, говоря языком экономики, закрылись в позитиве — отметив, что Colta.ru нашла наиболее удачный выход из ситуации: опубликовать текст Екатерины у себя. Наряду с обычными редакционными, в таком же оформлении. И получилось красиво.
* * *
Не менее поучительной, хотя и в другом роде, вышла история в исполнении автора нового Openspace.ru Олега Кашина. Материал «Бей пролетария в хамскую морду» рассказывает об эволюции Андрея Перлы — самарского политолога и интеллектуала, ярко проповедовавшего откровенный элитаризм:
Блог Перлы, который сейчас, к сожалению, доступен только в кэш-памяти поисковиков, на протяжении многих лет состоял из текстов, убедительно объясняющих превосходство элит над народом. «Слово „быдло“ я не использую только из-за его неблагозвучности», — писал Андрей Перла. Но, впрочем, иногда об этом забывал. Вот текст об англо-саксонской модели демократии: «Попытка ее реализации приведет только к одному — быдло сядет на шею, не даст финансировать вообще ничего, кроме хлеба и зрелищ». Или: «Современное общество — в России уж точно — стремится „вымывать“ тех, кто НЕ поощряет демократические принципы — проще говоря, тех, кто умнее охлоса, или, по-русски, быдла. Мы сопротивляемся, в данный момент — успешно».
Кашин не зря упомянул исчезновение блога Перлы — назвав в конце своего материала и причину, по которой это произошло:
Наверное, стоит объяснить, что случилось в жизни Андрея Перлы. Газета «Самарское обозрение» (он сам из Самары) сообщила об этом 9 июля. Андрея Перлу назначил своим помощником полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских («Уралвагонзавод», бывший начальник цеха. — РС). О назначении газете сообщил сам Перла, отказавшись от дополнительных комментариев.
Openspace остро нуждается в финансовой поддержке. Интернет-портал, освещающий вопросы культурной жизни, начал испытывать большие трудности после того, как его владелец Валерий Носов оказался под следствием, что уже привело к финансовому кризису в издании. В данный момент руководство «АртМедиа Груп», которой принадлежит интернет-портал Openspace и журналы Blacksquare и Art+Auction/Russia, ведёт переговоры с несколькими инвесторами, однако окончательное решение ещё не принято. Просторы на продажу
Авторы «Коммерсанта» — Кашин, Григорий Ревзин, Ольга Алленова, Дмитрий Камышев — пока что поставляют основной массив заметок для нового Openspace; отрадный факт журналистской солидарности с Максимом Ковальским — главным редактором ресурса, который несколько месяцев назад не по своей воле и не без околополитического скандала покинул схожий пост в еженедельнике «Коммерсант-Власть».
* * *
Пока же следует признать старт обоих ресурсов состоявшимся и заслуживающим самых добрых слов. И вместе с тем отметить, что для команды Colta.ru пошел трехмесячный отсчет — за это время надо либо найти инвесторов, либо выстроить систему существования за счет читателей и почитателей, либо сочетать и то, и другое. А команде Максима Ковальского в ближайшее время придется доказать, что и в чисто сетевой журналистике она сможет сказать свое слово — не похожее ни на то, что раньше звучало под вывеской Openspace, ни на стилистику еженедельника «Коммерсант-Власть».
Но лучше бы, чтобы получилось у обоих сетевых изданий. Лучше и для них, и для читателей.
Источник: svobodanews.ru
Источник: chaskor.ru