Чем отметился в минувшем году российский кинематограф? Эксперты, опрошенные «Голосом России», единодушны: сенсаций не случилось, но открытия были.
Чем отметился в минувшем году российский кинематограф? Эксперты, опрошенные «Голосом России», единодушны: сенсаций не случилось, но открытия были.
Среди новых имен российского кинематографа, например, 36-летний режиссер Алексей Андрианов. Его авантюрный боевик «Шпион» — о работе резидентов противоборствующих разведок накануне Второй мировой войны — имел в России успешный прокат и был показан по общенациональному телеканалу. А когда «Шпиона» купили США, фильм за несколько дней пребывания на видеосервисе вышел по количеству просмотров на 14 место среди двух с половиной тысяч европейских, американских и азиатских картин.
«Качественная работа! — оценил в интервью „Голосу России“ кинообозреватель Валерий Кичин. — Очень отрадный дебют молодого режиссера Алексея Андрианова в жанровом кино — фильме „Шпион“. С моей точки зрения, очень изобретательный фильм с великолепно придуманным ходом, там есть интересные разработки спецэффектов, которые сделаны не ради эффектов, но имеют смысловую нагрузку».
Еще более громким открытием уходящего года оказалась недавняя выпускница института кинематографии, 23-летняя Таисия Игуменцева. Ее получасовой фильм «Дорога на…», широкого проката в России, правда, не имел, зато собрал урожай наград на международных фестивалях, в том числе стал победителем конкурса студенческих картин Каннского кинофестиваля. Герой фильма — молодой парень, неприметный менеджер маленького магазинчика придумывает дерзкий способ самовыражения: по вечерам он выходит во двор, окруженный многоэтажными домами, и, используя ненормативную лексику, кричит что есть сил. Его бьют, а он все равно приходит и кричит. Пытается, хоть так, выскочить из своего унылого существования… Нетрадиционная картина поначалу вызвала сопротивление в кругах специалистов, вспоминает педагог Таисии, известный режиссер Алексей Учитель:
«Когда с этой картиной Таисия защищалась в институте кинематографии, произошел скандал, потому что комиссия поставила ей не высший балл, а четверку. Я выступил очень резко, попросил пересмотреть решение. Состоялось дополнительное заседание. И все равно они оставили оценку „четыре“. Тогда я им сказал: вы еще пожалеете об этом!»
Несомненное открытие 2012 года — журналист, профессиональный киновед Любовь Аркус, дебютировавшая документальным фильмом «Антон тут рядом». Лента произвела фурор на Венецианском кинофестивале, хотя демонстрировалась вне конкурса. Через судьбу мальчика-аутиста Аркус вышла на огромную проблему: как в России обеспечить достойную жизнь людям с физическими недугами.
«Это не просто картина, это гражданский поступок, — утверждает в интервью „Голосу России“ кинокритик Светлана Хохрякова. — Люба Аркус неожиданно дебютировала в документальном кино. Сняла даже не фильм… Не знаю, как назвать. Это, скорее, акция души. Сняла, потому что не могла не снимать!»
Вместе с новыми именами специалисты называют и новые тенденции в кино, обнаружившиеся в уходящем году. Светлана Хохрякова продолжает:
«Появилось очень много картин, сделанных в форме новелл. Это определенно знак чего-то — когда не один человек, а сразу несколько обращаются к такой подаче. Это свидетельствует о каком-то особом мышлении режиссеров».
Чем это объясняется? Предположений много, но одно лежит на поверхности: изменился ритм жизни, клиповое мышление стало привычным как для зрителя, так и для художника. В форме новелл, например, снята драма режиссера Василия Сигарева «Жить», удостоенная в 2012 году Гран-при Фестиваля восточноевропейского кино в Висбадене.
Впрочем, многие эксперты уверены, что главным событием уходящего года следует считать решения, принятые на государственном уровне и направленные на перемены в российском кинобизнесе. Кинокритик Вита Рамм в интервью «Голосу России» дала такой комментарий:
«Этот год запомнится попыткой переформатировать российское кино. Самое главное — это решения, которые были приняты в начале декабря о переформатировании финансирования кинематографа…»
Правительство разработало меры, которые помогут улучшить ситуацию с прокатом российских фильмов непосредственно в России и за рубежом.
Источник: rus.ruvr.ru