Гость программы — Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии.
Ведущий — Армен Оганесян.
Видеоверсия программы:
Оганесян: С Пасхой Христовой поздравляю вас. Также вас поздравляет гость нашей программы — его Высокопреосвященство митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Кстати, владыка Ювеналий является членом Синода Русской православной церкви и Патриаршим наместником Московской епархии. Здравствуйте!
Гость программы — Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии.
Ведущий — Армен Оганесян.
Видеоверсия программы:
Оганесян: С Пасхой Христовой поздравляю вас. Также вас поздравляет гость нашей программы — его Высокопреосвященство митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Кстати, владыка Ювеналий является членом Синода Русской православной церкви и Патриаршим наместником Московской епархии. Здравствуйте!
Митрополит Ювеналий: Здравствуйте! Христос Воскресе!
Оганесян: Воистину Воскресе! Владыка, вы в этой студии уже не в первый раз — это стало доброй традицией. Есть много вопросов слушателей. Я думаю, вы, отвечая на них, будете иметь снисхождение к тому, что это вопросы людей, которые необязательно воцерковлены. Мой первый вопрос от человека, который, наверное, ходит в церковь. Он довольно интересный.
Из Калуги вас спрашивают: «Ваше преосвященство, я постоянный слушатель радиопередач на „Голосе России“ с вашим участием. Хочу поздравить вас с праздником Святой Пасхи и спросить, есть ли свидетельства о том, что Иисус приходил на Землю за две тысячи лет, что прошли после Его Воскресения и Вознесения? Спрашиваю, потому что существуют свидетельства явления людям, например, Божией Матери, в Португалии в начале XX века».
Митрополит Ювеналий: Спасибо за ваш вопрос. Я тоже вас поздравляю, дорогой слушатель, с праздником Святой Пасхи. Я хочу обратить ваше внимание на слова Господа, которые воспроизводят святые евангелисты. Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». И мы в Православной церкви имеем величайшее счастье каждый раз за божественной литургией встречаться со Христом. В таинстве святой евхаристии осуществляется пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христовы.
Когда выносят чашу для причащения верующих, в ответ на возглас священнослужителя «со страхом Божиим и верою приступите», хор от лица народа отвечает «благословен Грядый во имя Господне! Бог Господь и явися нам!». А что касается явления Господа, Христос Спаситель предупреждал о ложных явлениях, когда говорил в беседе со своими учениками: «Если вам скажут, там Христос или там, не верьте». Но он настойчиво говорил о своем втором пришествии, когда придет на землю судить живых и мертвых.
Оганесян: Хочется сказать «Аминь». Слушатель задал вопрос, спрашивая о том, являлся ли Христос за 2000 лет после того, как он воскрес. Надо сказать, что исторические свидетельства о его приходе на землю, о его воскресении во многих хрониках, свидетельствах современников — например, у Иосифа Флавия… Интересно, что многие язычники, а не христиане, свидетельствовали о его явлении на земле, о его крещении, воскресении. Кстати, ни одна мировая религия, включая мусульманскую, этого не отрицает. Владыка ответил на ваш вопрос относительно того, являлся ли он во плоти после своего воскресения.
Митрополит Ювеналий: Если говорить о жизни праведников, святых, то они в сердце всегда имеют Христа, чувствуют его близость через веру в него. А вера приходит через знания Священного Писания и, в частности, Святого Евангелия.
Оганесян: Спасибо, владыка. Можно ли так сказать (я думаю, что можно, но отдаю на ваш суд), что Христос являлся отдельным людям — святым, мученикам, праведникам — после смерти? Мы знаем, что он являлся первомученикам и подкреплял их. Господь являлся, но не так, как это было в евангельское время, а подкрепляя своих верных рабов, чад и мучеников. Интересный вопрос из Нижнего Новгорода: «Пасху называют Красной. Во время службы мы видим красные облачения, яйца красят в красный цвет. Что он символизирует?».
Митрополит Ювеналий: У нас «красным» называют очень многое. Я думаю, всем известно, что наша главная площадь в Москве называется Красной. Это прекрасный цвет, это что-то красивое, замечательное. Поэтому, празднуя Пасху, мы воспеваем это в церковных молитвах, в церковных песнопениях.
Что касается традиций, они в церкви были разные. Служение, например, божественной литургии на Пасху было и в белых одеждах. До сих пор сохранился такой обычай, когда пасхальная служба проходит не быстро, а несколько медленно, полно, то у духовенства хватает времени переоблачиться. Во время канона на каждой песне меняют цвет облачения. И белое надевают, и зеленое, и голубое. Так что это просто выражение нашего торжества.
Оганесян: Из Варшавы вопрос: «Как отмечали Пасху в древние во времена, во времена первых христиан?».
Митрополит Ювеналий: Я думаю, что так же, как и теперь. И в древние времена центром празднования всегда была божественная литургия. Естественно, богослужебный культ только развивался в то, что мы имеем уже сегодня, но всегда наша вера в Воскресшего Господа выражалась в евхаристической молитве.
Оганесян: То есть все равно это было вокруг литургического действия?
Митрополит Ювеналий: Абсолютно правильно.
Оганесян: Вопрос из Москвы: «Владыка, Божию Матерь у нас почитают как хранительницу и защитницу России. Это можно объяснить только одним: значит, у Богородицы с Россией что-то связано?».
Митрополит Ювеналий: Я бы поставил вопрос несколько иначе — у России, у народа связано с Божией Матерью, потому что сейчас мы празднуем Пасху, а во время Великого поста мы читали Евангелие о страданиях Христовых, совершая эти богослужения по вечерам, в воскресные дни. На последней пассии читалось Евангелие от Иоанна. Там есть очень трогательное повествование, которое я хотел бы напомнить.
Евангелист Иоанн Богослов говорит, что вися на кресте, Христос, увидев мать и ученика, которого он любил, говорит матери своей: «Жено! Се сын Твой», а потом ученику: «Се матерь твоя». И в этом повествовании мы видим и верим, что Христос Спаситель усыновил весь род человеческий, и поэтому к Матери Божией христиане во всем мире относятся с особой, трогательной молитвой. Во всех обстоятельствах своей жизни, чаще всего печальных, тяжелых, они обращаются за помощью к Пресвятой Деве Марии.
Наш народ имел на протяжении истории громадный опыт такой молитвы, поскольку на его долю выпало много бед и страданий. И он реально получал помощь, веря в эту помощь. В этом году мы отмечаем 200-летие Бородинской битвы. Я хочу напомнить, что фельдмаршал Кутузов вместе со своими воинами коленопреклоненно молился перед образом Богоматери перед сражением.
Оганесян: Смоленской иконы Божией Матери?
Митрополит Ювеналий: Эта икона сохранилась до сих пор. Она находится в Смоленском кафедральном соборе, и Святейший патриарх Кирилл планирует, что в сентябре она вновь будет принесена для поклонения, для молитвы на Бородинское поле.
Но не только этот эпизод, известный всем, сделал Пресвятую Деву близкой русскому народу. В нашей церкви почитаются несколько сот чудотворных икон. Через них Божия Матерь являла свою чудодейственную помощь обращающимся к ней. Наш народ тесно связан с Богоматерью, потому что по его молитве, по его вере Пресвятая Дева была так близка к нашему народу и к нашей стране.
Оганесян: Россию называют уделом Богородицы. Вы очень хорошо сказали об этом. Видимо, многие страдания и испытания заставили русский народ обращаться к помощи, покрову Божией Матери. Донская икона Божией Матери, Владимирская связаны с драматическими событиями в жизни страны.
Митрополит Ювеналий: Совершенно верно.
Оганесян: Они все связаны с опасностью для народа.
Митрополит Ювеналий: Нам близка молитва, которую все знают наизусть — » Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево»…
Оганесян: Вы пережили войну. Быль это или легенда о том, что на самолете облетали Москву вокруг вместе с иконой Божией Матери? Сейчас, мы знаем, есть традиция — некоторые благочестивые христиане молятся, садятся в самолет, облетают по периметру, оберегая страну. Наверняка вам приходилось слышать об этом случае в годы войны.
Митрополит Ювеналий: Вы назвали в самом начале своего изложения это легендой, поэтому я не хотел бы это комментировать.
Оганесян: Понятно, значит, полной достоверности нет. Вопрос из Санкт-Петербурга: «В России появилось движение, которое называется „родноверы“, то есть приверженцы родной веры, проще говоря, люди, которые поклоняются русским богам (языческим, имеется в виду). Что вы скажете об этой тенденции?». Кстати, в Подмосковье есть такие язычники.
Митрополит Ювеналий: Я бы вслед за вами назвал это неоязычеством и прокомментировал бы так. Конечно, человеку свойственно стремиться к чему-то сверхъестественному, искать сверхъестественной помощи. Мы прожили XX век очень тяжело, находясь в духовном вакууме. Многие (я не говорю о всех, потому что Церковь жила) находились в нем. Потом начались поиски, и, может быть, это неоязычество и можно охарактеризовать как поиски, которые еще не привели их к Богу.
Оганесян: Вопрос, владыка, теперь уже от меня как от ведущего о судьбе христиан Востока сегодня, в условиях «арабской весны», революции, в условиях возрождения радикального ислама. Я не случайно задаю этот вопрос вам, потому что у вас был опыт работы на Святой земле в миссии Русской православной церкви в Иерусалиме. Вы, конечно же, общались там с христианами Востока. Это особый опыт и колорит.
Традиции восточного христианства чем-то выделяются, может быть, они более яркие — ведь это близость к святым местам. Вы сами, наверное, чувствовали, как на Пасху православные арабы выражают свою радость, по-детски для нас, привыкших обязательно стоять в храме не шелохнувшись, лицом к алтарю. А там это прыганье, это скакание. Но мы забываем о пророке Давиде, который выражал свою радость, идя перед ковчегом Божиим. Эта детскость и простота христиан Востока обращает на себя внимание.
Очень скорбно, что начался исход христиан из Палестины, Египта, из других мест. Такое впечатление, что они сейчас всеми брошены, в том числе и своей властью, которая раньше в ряде стран, таких как Иордания, более твердо и жестко защищала права религиозных меньшинств, к которым относятся христиане. В Палестине, например, христиан сейчас остается все меньше и меньше. Если брать по мусульманскому Востоку вообще, то их было 25 процентов, а сейчас — только 5 процентов.
200 тысяч христиан однократно вышли из Египта, покинули эту страну. В некоторых небольших странах Северной Африки и Ближнего Востока до 70 тысяч людей бросают свое жилье без всякого шанса вернуться, потому что их дома грабят и уничтожают. Как вы думаете, что в этой ситуации может предпринять Русская православная церковь, а возможно, и государство? Я понимаю, что у нас государство отделено от Церкви, но тем не менее Церковь — это совесть государства. Я хотел бы, чтобы вы поразмышляли на эту тему.
Митрополит Ювеналий: Я чувствую, что вы размышляете по страницам своей статьи, которую я недавно прочитал в «РИА „Новости“. Там вы говорите об этом более подробно. И не только через эту статью я могу знакомиться с этой ситуацией, потому что проявления христианофобии на Востоке волнуют, я подчеркиваю, всех. Мне очень понравилось то, что было сказано в одном из заявлений глав восточных церквей, которые собирались недавно на Кипре. Они обратили внимание на то, что последователи разных религий на Востоке всегда жили мирно и дружно.
Вы упомянули о том, что я имел опыт соприкосновения с этим. Да, действительно, в 1960-х годах все было именно так, и я видел, что на празднике последователи разных религий ходили друг к другу в гости, и ничто не нарушало эти празднования. Представители восточных церквей обратились с призывом вернуть эти благодатные времена и способствовать этому и власти, и руководителей мировых религий.
Конечно, Русской церкви известны все эти события в деталях. Я недавно читал высказывания нашего представителя в Дамаске, в которых он говорит, что его приход буквально «растаял» из-за событий, которые вы упомянули. Русская церковь не молчит, у нее есть свои формы влияния на мир — слово и молитва. И то, и другое наличествует в нашей иерархии. Святейший патриарх, Священный Синод (я не буду перечислять все документы, это было бы скучно нашим радиослушателям, но все можно посмотреть, ознакомиться с этим) неоднократно заявляли и о своей озабоченности, и о призывах нормализовать положение дел и вернуть те благодатные времена, когда последователи разных религий жили бок о бок друг с другом.
Оганесян: Может быть, два слова о том, как и где вы служите на Светлой седмице?
Митрополит Ювеналий: Я всегда совершаю основные службы в Новодевичьем монастыре, но на Светлой неделе использую время, чтобы немножко поездить по области, пообщаться с верующими. Основная поездка будет в среду в Коломну, потому что это мой второй кафедральный город, вернее, даже первый, потому что Крутицы — это титулярное наименование, а Коломна — реальное. Там будет традиционная встреча с духовенством, с верующими. Обычно мы даем пасхальные концерты. В этот раз будут концерты для детей, и дети будут исполнителями. Я ежегодно в этот день встречаюсь с педагогами, с руководителями муниципальных образований всей Московской области.
Оганесян: А почему именно с ними?
Митрополит Ювеналий: Потому что педагоги рассматриваются как наши соработники. Они тоже занимаются не только образованием, но и воспитанием. Во всяком случае, я всегда их к этому призываю. У нас более 10 лет назад сложилось очень плодотворное соработничество с Министерством образования и с педагогами.
Сейчас, когда речь идет о введении основ православной культуры и других предметов по всей России, то мы ввели это уже 10 лет назад. У нас богатый опыт. На Пасху встречаются с близкими людьми, а я всегда хочу встретиться с педагогами (они мне близки как соработники в деле воспитания) и поговорить с ними о том, куда мы идем в нашей работе. Конечно, я посещу и дальние уголки Подмосковья.
Оганесян: Спасибо, владыка. Вы сказали «немножно поезжу». Я знаю, насколько часто вы бываете в приходах вашей епархии.
Митрополит Ювеналий: 40 дней Пасха. 40 дней буду ездить.
Оганесян: Владыка, актуальный вопрос, который обсуждается очень горячо в нашем обществе, — это то, что произошло в храме Христа Спасителя. Я процитирую вопрос слушателя: «Непотребство, которое устроили некие девицы в храме Христа Спасителя, к удивлению многих, вызвало движение в поддержку этих девиц.
Более того, раздались голоса о том, что, мол, было продемонстрировано некое искусство инсталляции, и это была культурная провокация, которую надо воспринимать только так. Мое мнение, девиц надо не в тюрьму сажать на срок, как советуют некоторые, а выпороть прилюдно в Москве на Лобном месте. А какое ваше мнение по поводу произошедшего? Как бы вы их наказали? Или, наоборот, простили?».
Митрополит Ювеналий: К сожалению, на Пасху приходится касаться и этой темы. Дело в том, что Церковь не исполняет ни полицейских, ни судебных функций в нашей стране, она выступает с нравственных позиций. А государство, которое призвано защищать права граждан, должно принять такое решение в лице своих органов, которое должно их исправить и не дать повода другим повторять. Конечно, знаковое событие в том, что, как вы сказали, прочитав вопрос, многие их поддерживают. Это показывает нравственный уровень нашего общества.
Оганесян: И это даже печальнее самого события. Между прочим, я тоже не ожидал, когда по телевидению интеллигентные люди, которые считают себя культурными, встали на защиту этих девушек. Честно говоря, для многих это был шок. Они даже не знали, с кем они, оказывается, общаются. Это как момент откровения — ты иногда не знаешь, что за человек рядом с тобой. Например тот, кто считает такое непотребство достойным оправдания, под любыми — либеральными, демократическими, какими угодно — тезисами.
Я с вами согласен, владыка. В Церкви есть мнение, что дело Церкви — не наказывать, дело Церкви — молиться. Кстати, вот что интересно. Совсем недавно в воспоминаниях владыки Арсения (Жадановского), который был участником Собора и свидетелем революционных событий в Кремле в 1917 году… Накануне революции, разгрома империи и Церкви пьяные солдаты ворвались в Успенский храм и надругались над ракой мощей патриарха Гермогена, человека, который возглавил патриотическое движение.
Можно быть неверующим, но личность патриарха Гермогена, его историческая миссия и роль в русской истории вдохновили ополчение. Он собрал его духовно. Такая акция была более чем вандалистской. Она была вызовом и русской истории, и вере. Интересно, что участники Собора примерно сказали так же. Может быть, там было сказано больше слов, но, по сути, они говорили о том, что, мол, не наше дело их наказывать, наше дело — за них молиться.
Однако общество должно осознать всю меру падения своего отношения к вере и Церкви, поскольку такие события просто так не проходят. Кстати, я бы обратил внимание на печальное знамение. Если у нас происходят такие события, если этот процесс углубится, как бы нас не постигли в дальнейшем те невзгоды, которые выпали на долю России после этого кощунства в Успенском соборе. Мне кажется, что это во многих отношениях тревожный знак и тревожный симптом.
Митрополит Ювеналий: Можно сказать словами Священного Писания: «Не ведают, что творят». Но ведь мы уже это проходили. Вы говорили о чем-то в будущем. Но, не заглядывая в будущее, вернитесь памятью во весь ХХ век — к чему привели кощунство и святотатство. С одной стороны, мы должны молиться о нашем обществе и падших людях, потому что Христос пришел ради всех и хочет всем спастись и в разум истины прийти. И мы должны всячески этому способствовать. Мы приветствуем покаяние согрешающих. А помимо молитвы мы должны заниматься еще больше воспитательной и просветительской работой от имени Церкви.
Оганесян: Кстати, вы об этом много говорили несколько минут назад — о работе с педагогами. Наверное, вы правы, объединение усилий Церкви и наших педагогов очень важно. К сожалению, процессы, которые происходят в нашем образовании, особенно новые, не всегда способствуют этому. Я имею в виду, переход от живого общения преподавателя с учеником на систему тестов и формального контроля. Ведь педагог воспитывает через знания, а не через формальные «да» и «нет» на какие-то отрывочные вопросы. Слава Богу, у нас еще есть добрые педагоги. Они идут с вами на контакт? В вас я почувствовал это движение, вы хотите с ними общаться. Вы чувствуете встречное движение с их стороны?
Митрополит Ювеналий: Чувствую. И многие с большим желанием берутся или уже брались за преподавание этих предметов. Я уже начинал отбор. Я говорил на наших встречах: «Очень хорошо, что вы, исполняя эти программы, берете эти предметы. Но я бы предпочитал, если бы это делали верующие педагоги, потому что они сердцем будут передавать эту веру, не только словом». Таким образом диалог ведется 10 лет.
Я упомянул, что встречаюсь на Пасху с руководителями, а осенью я встречаюсь с директорами школ, в которых ведется преподавание. Я встречаюсь с теми, кто победил в каком-то конкурсе по религиозному образованию. Например, у нас в конце Великого поста в Щелкове была встреча с педагогами. Там был и наш губернатор, и министр образования. Меня пригласили. Мы общались, делясь опытом воспитания. У нас этот процесс уже поставлен на поток, если можно так выразиться.
Оганесян: Владыка, вы затронули очень важную тему того, что основы православной культуры должен преподавать человек верующий. Но один из российских богословов выразил это афористично. «Нельзя научиться плавать, лежа на полу», — сказал Павел Флоренский. Конечно, это верно. Передать все краски, всю полноту, даже содержательную, а не только эстетическую, человек неверующий не может. Это все равно как сравнивать икону, висящую в музее, и икону, висящую в храме, которой молятся.
Нужен весь космос, все представление, дыхание духовной жизни, которое родило это произведение. Мы говорим о том, что из этого родилось — из веры родилось это произведение. Как же ты можешь его разъяснить, если ты не понимаешь и не разделяешь тот дух, который породил это творение? Так что вы совершенно правы, на это надо обращать внимание. Хотя, думаю, не во всем и не всегда вас поддержат.
Митрополит Ювеналий: А я хотел бы тогда, поскольку вы меня вызываете на этот разговор, продолжить его. Дело в том, что, поскольку сейчас этот предмет будет преподаваться во всех школах, сразу мы не достигнем идеала, так же как мы начинали 10 лет назад в Московской области. Но меня очень вдохновила встреча с Владимиром Владимировичем Путиным, когда он на встрече с религиозными лидерами (я был среди участников) сказал, что в школы должны идти теологи и священники. Это впервые прозвучало на таком уровне. Конечно, наших священников надо готовить для преподавательской деятельности. Я это знаю по опыту в своей семинарии. Не каждый священник может преподавать. Но то, что есть такая возможность, нас очень вдохновляет.
Оганесян: Я осмелюсь несколько дерзко, но высказать мысль о том, что, может быть, и на уровне семинарского образования уже некоторых молодых… Вы правильно сказали, нужно призвание, талант. Он может быть хорошим священником, у него может быть в порядке приход, он может быть молитвенником и замечательным духовником. Но педагогический дар есть педагогический дар.
Мы даже по опыту Церкви дореволюционного периода знаем, что далеко не все могли это делать. Выдвигались личности — сильные миссионеры, сильные педагоги. Может быть, есть смысл приглядываться уже в семинарии, специально готовить людей для такого рода своеобразной миссии — преподаванию в школах?
Митрополит Ювеналий: Я могу говорить о Московской епархии, что у нас это практикуется. Семинаристы встречаются со студентами, со сверстниками в вузах. В Коломне есть вузы. Они ходят в школы, встречаются, присматриваются, у них есть кружки. Мы как раз этим занимаемся.
Оганесян: Замечательно. Это как раз та вода, в которой надо плавать.
Митрополит Ювеналий: Да. И говорим, что, дескать, вы живете совсем в другое время, не в то, в какое жили мы, когда в семинарии и академии нас готовили только для совершения богослужений, учили, как правильно совершать литургию, молитвословие. Сейчас они должны быть открыты миру и участвовать в социальной, просветительской, миссионерской деятельности очень широко. Это наша задача.
Оганесян: Я надеюсь, что ваш опыт распространится и на другие епархии.
Митрополит Ювеналий: Должен сказать, что, конечно, все мы в нашей Церкви в начале пути. Мы еще не можем смело сказать, что все уже поставлено на поток, как я говорил в отношении преподавания в Московской области.
Оганесян: Это понятно, если учесть тот исторический путь, который прошла Церковь в советское время, и сколько было уничтожено священнослужителей.
Митрополит Ювеналий: Мы еще поднимаемся из руин.
Оганесян: Да. А главное, были разрушены и миссионерские школы.
Митрополит Ювеналий: В полном и в буквальном смысле этого слова.
Оганесян: Мы все еще поднимаемся. Тамара из Твери возвращает нас к теме того, что произошло в храме Христа Спасителя: «Смотрела дискуссионную передачу о том, что произошло в храме Христа Спасителя. Меня удивило, что священники как-то растерялись, а просто верующие люди были убедительнее. Думала, что это только мое впечатление, но оказалось, что мое мнение разделяют очень многие из тех, кого глубоко оскорбило поведение этих несчастных». Видите, как интересно они названы — «несчастных». Вот православное отношение. «Может, батюшек надо как-то готовить для такой передачи?».
Митрополит Ювеналий: Я часто смотрю подобные передачи, о которых говорит наша слушательница. И у меня дикое впечатление от этих дискуссий, потому что «убедительнее» выходит тот, кто громче кричит. А поведение священника несколько иное. Даже его одежда, отличная от всех, обязывает его быть ответственным за каждое слово.
Оганесян: И более сдержанным.
Митрополит Ювеналий: Да. И наше духовенство углублено в социальную, просветительскую работу — где их слушают, где не нужно никого перекрикивать. Но что касается выступлений на телевидении, на радио, где нас сейчас с радостью принимают, я согласен со слушательницей: для этого нужна специальная подготовка. Я часто говорил нашим священнослужителям: вы не родились специалистами в этой области, поэтому идти туда надо тем, которые чувствуют, что они могут быть услышаны.
Оганесян: Вопрос также от слушательницы из Твери: «Когда Христос говорил: „Подставь вторую щеку“, что он имел в виду — всепрощение мерзавцев?».
Митрополит Ювеналий: В нашем обществе прошлого века, особенно атеистическом (я ведь вышел из того века — я все время возвращаюсь в то время, потому что оно засело глубоко, большая часть жизни прожита в нем), эти слова Христа всегда употребляли по отношению к верующим с издевкой. Но я понимаю, что здесь другая тональность. Поэтому я спокойно хотел бы ответить Тамаре, что речь идет о личных обидах, и человек призван к всепрощению. Но Христос ведь произнес и другие слова: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя». Исходя из этих слов, у нас тысячелетняя традиция — защита ближних и Отечества.
Оганесян: И Церкви, конечно?
Митрополит Ювеналий: Да, Церковь вдохновляет.
Оганесян: Но иногда надо защищать и саму Церковь, особенно верующим.
Митрополит Ювеналий: Надо вставать на защиту всего святого, потому что, попирая это, попирается душа народная.
Оганесян: Владыка ответил совершенно в духе святоотеческого понимания сопротивления злу силою. Известный философ Иван Ильин приводит высказывание Феодосия Печерского, одного из основателей монашества на Руси, который говорил: «Речь идет о вашей щеке, но никто вас не заставляет и даже предостерегает от того, чтобы вы подставляли щеку своего ближнего».
Митрополит Ювеналий: Нужно, чтобы эти слова популяризировались как разъяснение таких вопросов.
Оганесян: Я думаю, очень важно, что вы так разъяснили это. Очень многие путают толстовство и непротивление злу силою с христианским отношением к сопротивлению злу. Владыка сейчас провел ту красную линию, по которой проходит это разделение. Возвращаемся к пасхальным дням. Из Вологды: «Пасхальная неделя пролетает быстро. Что сделать, чтобы пасхальная радость сохранилась в душе надолго, как это было у преподобного Серафима?».
Митрополит Ювеналий: Я хочу, чтобы это чувство хранилось в сердцах наших православных всегда. В этом году специально в своем Пасхальном послании я обратил на это внимание, чтобы молитва и участие в богослужении согревали. Каждое богослужение возгревает веру в человеке. В молитве мы общаемся с воскресшим Христом. И если такая молитва тепла, постоянна, то в душе православных, как и преподобного Серафима, всегда будет пасхальная радость.
Оганесян: Владыка сказал очень важные слова. Знаете, что иногда огорчает некоторых батюшек? Во время Великого поста, на Страстную седмицу народ ходит в храмы, а потом очень много внимания уделяется столам. Разговеться — это хорошо, конечно. Но ощущение праздника как-то переходит в эту плоскость — можно выпить немножко побольше, поесть скоромного.
Застолье и внешняя сторона праздника захватывают. Получается так, что в храмы на Светлой седмице народу ходит меньше. Вы сейчас очень правильно сказали: не надо забывать о том, что все-таки службы Пасхальной седмицы, Светлой седмицы особенно благодатные. Они озарены пасхальным светом, особой благодатью. И я думаю, что владыка сейчас обратил на это внимание очень вовремя.
Митрополит Ювеналий: Вы спрашивали меня в начале нашей беседы, ограничусь ли я одной пасхальной службой в Новодевичьем монастыре. Я хочу вам свидетельствовать, что из года в год, когда я посещаю на Светлой неделе приходы, храмы бывают переполнены. Так что зря не критикуйте наших верующих.
Оганесян: Это не моя критика, но бывает и так, и так. Я думаю, что когда появляется владыка Ювеналий… Вы заставляете меня сказать. Вы можете сказать: «Вы мне льстите». Но я-то был на ваших богослужениях и могу сказать: ваше появление всегда сопровождается большим числом верующих.
Митрополит Ювеналий: А я стараюсь стимулировать их появление в храмах.
Оганесян: Но все-таки, объективно говоря, во-первых, приходы разные. Я не обобщаю. Думаю, те священники, которые жаловались на это…
Митрополит Ювеналий: Я бы не хотел, чтобы вы критически подходили к разговению и к пасхальной пище. В человеке все должно гармонично сочетаться — и пост, и разговение. Апостол Павел говорил: «Никто да не возненавидит свою плоть, но питает (я подчеркиваю это слово) и греет ее».
Оганесян: Упаси Боже. Конечно, это тоже праздничная радость. Правда, недавно пришлось читать одно святоотеческое сочинение, в котором говорится: «Ну, братья, сейчас мы будем молиться. Но давайте так. Мысли наши сосредоточим не на том, что нас ждет разговение, а на службе». Всего должно быть в меру, вы правы.
Митрополит Ювеналий: А вспомните Христа, гостеприимство Марфы и Марии.
Оганесян: Конечно.
Митрополит Ювеналий: Вы помните эти слова?
Оганесян: Конечно. Вопрос из Германии: «Зачем Русской православной церкви такой внушительный Отдел внешних сношений? Кто там работает — профессиональные дипломаты или люди Церкви?». Сколько лет вы возглавляли отдел?
Митрополит Ювеналий: 8 лет. Но у нас не работал ни один кадровый дипломат.
Оганесян: И сейчас?
Митрополит Ювеналий: Да. Это церковные дипломаты, если их можно так назвать. Мы с вами говорили о событиях в мире, а Церковь наша имеет широкие контакты. Для этого и нужен специальный отдел. Поэтому для меня необычен вопрос, зачем такой отдел.
Оганесян: И зачем такой внушительный… Я даже не знаю, сколько людей в нем?
Митрополит Ювеналий: Примерно 80-90 человек вместе с техническим персоналом. Для такой великой Церкви, я думаю, это немного.
Оганесян: Я думаю, тоже. Тем более, что связи большие — и с теми же церквами Востока, о которых мы говорили, и со своими церквами, братскими православными, поместными.
Митрополит Ювеналий: Со всем миром, по существу.
Оганесян: 80 — это не такое большое число. Вопрос из Санкт-Петербурга: «Какая Пасха вам запомнилась больше всего?».
Митрополит Ювеналий: Этот вопрос здесь я слышу второй раз. И второй раз я хотел бы повториться. Это одна из детских Пасх, когда я жил в Ярославле. Там был всего один действующий храм на этот большой город, древний и маловместительный. На Пасху собиралось море народу. Мы с мамой, когда она меня за ручку привела к этой толпе, встали на возвышение, и нам был виден храм только издали. И когда прошел крестный ход, мама сказала: «Ну, сынок, Христос Воскресе! Пойдем разговляться».
Оганесян: Владыка, а вы часто сейчас бываете на своей малой родине, в Ярославле?
Митрополит Ювеналий: К сожалению, очень редко. Я так вовлечен в управление Московской епархией, что не считаю возможным тратить любой день, чтобы отсутствовать. Даже, когда мне необходимо пройти медицинские обследования, подкрепить свое здоровье, я никуда не уезжаю за пределы епархии, а стараюсь сделать все это в границах Московской области.
Оганесян: Ваше последнее приветствие слушателям радиокомпании «Голос России», читателям журнала «Международная жизнь».
Митрополит Ювеналий: Я хотел бы поблагодарить за прекрасные вопросы, которые были обращены ко мне. Очень надеюсь, что меня будут и дальше приглашать.
Оганесян: Конечно, в этом вы можете не сомневаться.
Митрополит Ювеналий: Я с радостью буду посещать эти встречи и вашу студию. Пожелание напрашивается само собой. Оно исходит из вопроса, который мне был задан: как сохранить радость праздника Святой Пасхи? Как — я уже сказал. Всем слушателям желаю от души сохранить на всю жизнь, до гроба, пасхальную радость, которая поможет преодолеть любые испытания, с которыми вы встретитесь, неся свой жизненный крест.
Оганесян: Спаси Господи, владыка. Спасибо вам.
Митрополит Ювеналий: Спасибо вам. Христос Воскресе!
Источник: rus.ruvr.ru