Премьера оперы «Собачье сердце» в театре Ла Скала, видимо, станет прекрасным подарком ее автору, композитору Александру Раскатову, к 60-летию, которое он отметил неделю назад.
Премьера оперы «Собачье сердце» в театре Ла Скала, видимо, станет прекрасным подарком ее автору, композитору Александру Раскатову, к 60-летию, которое он отметил неделю назад.
В России музыка Александра Раскатова звучит реже, чем за рубежом. В начале 90-х годов 20-го века композитор уехал в Европу и в настоящее время живет во Франции. Однако родную для себя Москву Раскатов не забывает. Здесь он прожил 40 лет, сложился как музыкант, хотя его семья к музыкальным кругам и не принадлежала: отец, например, был писателем-сатириком, которого хорошо знали по публикациям в популярном сатирическом журнале «Крокодил». А сына формировала, прежде всего, Московская консерватория. Он был учеником уважаемого профессора Альберта Лемана и известнейшего композитора Тихона Хренникова. По собственным словам Раскатова, неформальным учителем и огромным авторитетом для него был Альфред Шнитке, композитор-авангардист, почти опальный в годы молодости Раскатова. Во многом именно поэтому Александр Раскатов примкнул к так называемым альтернативщикам. Так называли в Союзе советских композиторов Ассоциацию современной музыки, которую создал Эдисон Денисов. Сегодня уже не осталось ни одного из прежних учителей Раскатова, зато живут в Москве его друзья, которым он неизменно наносит визиты. Раскатов сейчас находится в прекрасной творческой форме — так считают многие его коллеги. В их числе композитор Александр Вустин, давший интервью «Голосу России»:
«Раскатов очень старинный мой друг, и я лучше, может быть, чувствую его творчество, чем многие мои коллеги. Мы часто общаемся доступными способами, он присылает мне записи, их довольно много. Я его музыку знаю и люблю давно, примерно с 70-х годов, и знаю его в развитии. Это один из самых ярких талантов современной российской музыки. Один из самых сильных, мощных».
Опера «Собачье сердце», которую ждет публика театра Ла Скала, — последнее из написанных на сегодня Раскатовым крупных сочинений. В основе либретто — одноименная повесть русского классика 20-го века Михаила Булгакова. Ее в России отлично знают, несмотря на то что из-за остросатирического содержания в советское время она была на десятилетия запрещена. По мнению Александра Вустина, в опере «Собачье сердце» Александр Раскатов выступает отчасти оппонентом Михаила Булгакова:
«У меня ощущение, что из сатиры — бытовой, очень оригинальной и остроумной у Булгакова — это превратилось в нечто более масштабное, благодаря музыке. В каком-то смысле Александр углубляет замысел Булгакова, доводит до огромных, чуть ли не космических каких-то обобщений. Я надеюсь, что эта опера дойдет до слушателя и в нашей стране».
Сюжет у Михаила Булгакова закручен на том, что профессор пересаживает собаке жизненно важные органы умершего мужчины, и собака постепенно превращается в человека по фамилии Шариков. Вот только в полном смысле человеком Шариков быть не способен, и после множества катастроф, которые приходят вместе с ним в интеллигентный дом, профессор делает обратную операцию. В конце повести жизнь налаживается — и у людей, и у бедной собаки. Но в опере, рассказывает ее автор, композитор Александр Раскатов, многое иначе:
«Я решил, что Шариков останется таким, какой он есть. В опере, например, профессор медицины видит кошмарный сон, и в этом сне Шариков поет, извините, матерную частушку. Сюжет повести совсем не черно-белый для меня. Есть моменты, где я специально настаивал на том, что Шарикова можно и пожалеть».
У Александра Раскатова давно есть так называемые свои исполнители, охотно играющие его музыку. Это и известнейшие музыканты из России — такие, например, как альтист Юрий Башмет или дирижер Валерий Гергиев, — и авторитетнейшие европейские коллективы — голландский Шёнберг-ансамбль и английский Хиллиард-ансамбль. Возможно, эти ряды пополнят исполнители ролей в опере «Собачье сердце».
Источник: rus.ruvr.ru