МОСКВА, 4 ноября. /Корр.ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. Выдающийся российский хореограф, народный артист СССР Юрий Григорович возродил на исторической сцене Большого театра свой знаменитый балет «Иван Грозный» на музыку Сергея Прокофьева. Премьера объявлена на 8 ноября.
МОСКВА, 4 ноября. /Корр.ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. Выдающийся российский хореограф, народный артист СССР Юрий Григорович возродил на исторической сцене Большого театра свой знаменитый балет «Иван Грозный» на музыку Сергея Прокофьева. Премьера объявлена на 8 ноября.
Сегодня же состоится традиционный пресс-показ спектакля, которого однако могло бы и не быть. Эксклюзивное право на возобновление «Ивана Грозного» наследники композитора предоставили исключительно ГАБТу и только благодаря имени Григоровича.
Для знатоков балетного искусства сей факт выглядит сродни казусу. Ведь им хорошо известна вся многолетняя история «Ивана Грозного». Впервые этот балет Юрий Григорович поставил в 1975 году в Большом театре, вскоре спектакль отправился на гастроли по городам Америки и Европы и повсюду имел оглушительный успех. Мощная хореографическая фреска о далеком смутном времени, молодом царе Иване IV, его любимой жене Анастасии, отравленной крамольными боярами, и о великом русском народе, который вынес все испытания и победил, получила феноменальный международный резонанс. Григорович был приглашен в Парижскую оперу, чтобы и там сделать «Ивана Грозного» /в 2003 году по просьбе французской стороны балет был возобновлен автором/. Чуть раньше — в 2001 году — Григорович поставил «Грозного» в Кремлевском балете, а потом в 2006-м — в своем собственном, Краснодарском, труппой которого руководит по сей день.
Однако, уже тогда разрешение на постановку этого балета было дано наследниками композитора Сергея Прокофьева «в порядке исключения» — из уважения к Григоровичу, готовившемуся отметить 80-летний юбилей. Мотивы запрета напрямую не представлялись. И объяснение скорее всего следует искать в том, что новая Россия, вступив в Международную конвенцию по авторским правам, впервые столкнулась с доселе неведомыми ей проблемами, касавшимися многих авторов и сочинений.
«Под подозрение» попал и «Иван Грозный». Наследники Прокофьева утверждали, что композитор не писал такого балета, что было истинной правдой. Прокофьев действительно является автором музыки к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», которая, по мнению наследников композитора, неправомерно была использована для одноименного балета.
Руководство Большого театра вступило в переговоры с наследниками композитора. К диалогу подключились тогдашний министр культуры РФ Александр Авдеев, сотрудники посольства России во Франции и, конечно, сам Григорович. В результате взаимопонимание было найдено, и в декабре 2010 года от наследников Прокофьева было получено эксклюзивное разрешение на возобновление балета «Иван Грозный» на сцене Большого театра.
И вот теперь, в год 85-летия Григоровича, его легендарный спектакль возрожден.
«Меня по-прежнему завораживает музыка Прокофьева к “Ивану Грозному”, — признался Григорович в интервью корр.ИТАР-ТАСС, поясняя свое постоянное обращение к этому балету. “Не сюжеты русской истории, не биографии персонажей и народный фон, а только музыка заставляет меня вновь и вновь возвращаться к „Ивану Грозному“, — подчеркнул хореограф. „Этого царя судят уже четыре века, и отношение к нему периодически меняется, но его фигура не уходит из людского сознания. Конечно, и у меня есть собственное понимание пути Ивана. Я думаю, что движение от власти к абсолютной власти в итоге раздавливает властителя. Но балетный театр ищет свою — художественную истину“, — считает Григорович.
Премьерная серия представлений пройдет 8, 10, 11, 13 и 14 ноября. Для спектакля подготовлено несколько составов исполнителей. В главных партиях заняты: Александр Волчков, Михаил Лобухин, Павел Дмитриченко, Владислав Лантратов / Иван Грозный/, Нина Капцова, Анна Никулина, Ольга Смирнова, Мария Виноградова /Анастасия/, Артем Овчаренко, Денис Родькин и Юрий Баранов /Курбский/.
Музыкальным руководителем постановки стал главный дирижер Большого театра Василий Синайский. Остается добавить, что спектакль возрожден в оригинальных декорациях чародея сценографии — художника Симона Вирсаладзе, скончавшегося в 1989 году.
Источник: itar-tass.com