Театралы вспоминали в четверг великого реформатора сцены — Константина Станиславского. Его не стало ровно 70 лет назад, но знаменитая система Станиславского продолжает питать и направлять театральное искусство во всём мире. Сегодня к могиле основоположника Московского художественного театра ложатся живые цветы. А его живые идеи по-прежнему вдохновляют всех, кто любит театр.
Театралы вспоминали в четверг великого реформатора сцены — Константина Станиславского. Его не стало ровно 70 лет назад, но знаменитая система Станиславского продолжает питать и направлять театральное искусство во всём мире. Сегодня к могиле основоположника Московского художественного театра ложатся живые цветы. А его живые идеи по-прежнему вдохновляют всех, кто любит театр.
Чтобы положить букет к могиле прадеда, нужно было приехать из Парижа. Потомки Станисласвкого живут не только в России, как не только в России знают фамилию главного реформатора мировой сцены. «Четырнадцать тысяч экземпляров “Работы актера над собой”, а там написано семь книг, продается каждый месяц по всему миру», — говорит Максим Мардухаев, правнук Константина Сергеевича.
Он не просто открыл систему — он открыл галактику, заменив прием жизнью, а штампы — правдой. Каждый актер уже испытал все эмоции, которые переживают его персонажи на сцене. Чтобы достичь полнейшей достоверности, нужно только вспомнить их и вновь пережить. Слово «только» здесь — самое трудное. «Не верю» Станиславский повторял месяцами.
На поиски достоверности он отправился еще в детстве, когда в театральном кружке взаправду решил разжечь на сцене костер. Финал похода — эпохальный разговор с Немировичем-Данченко в «Славянском базаре». Через год толстовским «Федором Иоановичем» начнется Московский общедоступный театр, который за несколько лет превратится в общемировой. Работать до самозабвения — у Станиславского выходило это буквально. «Ему нужно было дать свои данные в гостинице, а он настолько ушел в свои мысли, что не мог вспомнить, как его фамилия», — рассказывает Ольга Алексеева, внучка Мастера.
Он продолжит репетировать, даже когда в Камергерском запоют «Интернационал». Попросит только закрыть окно, но так и не закроет театр. МХТ- главное детище Станиславского. Уже при жизни его создателя театр несколько раз придется спасать. После провального третьего сезона на помощь придут капиталы Саввы Морозова — он станет фактическим владельцем. В революцию уже сам Станиславский как бы спрячет театр от новых властей. Засекретит репертуар и введет строжайшую конспирацию.
Лучшее место для него – его квартира. Мизансцены из Тартюфа оттачивали на фоне полок с книгам — такими были кулисы. Мэтр руководил труппой с трона, который специально привезли из Венеции. Когда испортилось здоровье, власть, отношения с которой уже наладились, к 30-летию МХТ протянет сюда телефон. «Он по телефону проводил репетиции. Представьте, каким надо было обладать режиссерским слухом, чтобы, не видя актера, не видя его лица, мимики, жестикуляции, только по слуху понять, правильно актер играет или нет», — не устает поражаться Анаит Овчинникова, заведующая домом-музеем Станиславского.
Памятник Станиславскому на Новодевичьем сегодня — единственный в мире. «Через несколько лет будет юбилей великого реформатора сцены Станиславского. И мы хотели бы, чтобы в центре Москвы был установлен ему памятник», — заявляет Зейнаб Сеид-Заде, вице-президент Международного фонда Станиславского. Как раз в это время экскурсовод остановил группу немецких туристов. Когда девушка пояснила: «Станиславский», среди иностранцев никто не попросил повторить сложную славянскую фамилию. Объяснять, кто он, им тоже было не нужно.
Источник: vesti.ru