Пластинку Игорь Саруханов написал вместе со своим другом и поэтом Александром Стрижковым менее чем за год. Из двадцати четырех написанных песен были выбраны только тринадцать, которые вошли в новый альбом. Обо всем этом — и не только — Игорь Саруханов поведал в эксклюзивном интервью корреспонденту Музыки KM.RU.
KM.RU: При работе над над новым альбомом вам было из чего выбирать материал, ведь изначально было написано 24 песни. Откуда такой креатив?
Пластинку Игорь Саруханов написал вместе со своим другом и поэтом Александром Стрижковым менее чем за год. Из двадцати четырех написанных песен были выбраны только тринадцать, которые вошли в новый альбом. Обо всем этом — и не только — Игорь Саруханов поведал в эксклюзивном интервью корреспонденту Музыки KM.RU.
KM.RU: При работе над над новым альбомом вам было из чего выбирать материал, ведь изначально было написано 24 песни. Откуда такой креатив?
— А там ситуация знаете, какая странная? У меня есть друг Александр Стрижков, с которым я дружу 20 лет. И вдруг он мне неожиданно сообщает, что прислал свои стихи. Я читаю одно стихотворение, читаю другое, а его все прет и прет. Из прочитанного я обнаружил для себя много того, что мне как раз было нужно.
KM.RU: То есть изначально были именно стихи, а не музыка?
— Просто стихи. Потом я показал ему свои наброски, и он также их довел до ума. На этот раз мы делали просто: я не накапливал материал, а написал песню — и сразу же отправлял ее в студию. Замечательная студия «10 Records», принадлежащая моему другу Александру Казаку. Я безумно благодарен этому человеку за то, что он находил время. Технология была очень проста: я отправляю ему песню, а через два дня он присылает мне макет аранжировки, я ее принимаю, потом прихожу к нему, пишу вокал и инструменты.
KM.RU: Как шла селекция материала и куда войдут те песни, которые не попали в этот альбом?
— Селекция шла просто. Поскольку мелодии разные, то и аранжировки заметно отличаются друг от друга. Нередко сама тема песни заставляла аранжировщика уходить в прошлое, 70-е (например, одна композиция посвящена у меня «Синей птице»). Так что в альбом вошли песни выдержанные в более-менее одном стиле. Я даже проверял — ставил дома диск в магнитофон и смотрел, могу ли я свободно передвигаться, о чем-то думать и читать под это. Оказалось, что могу. Получился такой лаунж, фоновая музыка. Мне это очень импонирует. А если сделать музыку громче, то она привлекает внимание, и ты слышишь текст и глубину. Тексты, конечно, потрясающие!
Игорь Саруханов
KM.RU: До этого Александр Стрижков вообще не занимался написанием песенных текстов?
— Саша — взрослый человек, у него за плечами журфак МГУ, некогда он работал в «Комсомолке». Касаемо того, писал он или не писал раньше, я не знаю. Обычно он что-то фиксирует на каких-то клочках бумажек. Он живет на даче, и у него вечно один куплет на первом этаже, а другой — на втором. Что там у него в голове, я не знаю, но вдруг в феврале прошлого года появился вот такой цикл.
KM.RU: Вы пишете обычно сначала музыку, а потом текст?
— В основном, я начинаю с музыки. Но если говорить об удачах, то «Дорогие мои старики», например, шла от стихов. А «Скрипка-лиса» — уже от музыки. Я думаю, нам нужно обратить особое внимание на слово искренность. К сожалению, многие от него уходят и начинают творить по каким-то схемам. В русском языке даже понятия такие появились, как «быстряк» и «медляк» — Пушкин бы в гробу перевернулся несколько раз (смеется).
KM.RU: Сегодня музыкантам, чтобы постоянно быть на плаву, нужно регулярно представлять новые программы, иначе — народ не пойдет на концерте. При этом продажи CD резко упали. Как существовать в условиях такой «вилки»?
— Не доводить до сведения публики нового материала музыканту нельзя. Но если я натыкаюсь на непонимание каких-то лейблов, то просто выпускаю очередной альбом на собственные деньги. Я договариваюсь с крупными дистрибьюторами, и контролирую тираж собственного CD. А проблема с кризисом аудиоиндустрии, конечно, насущная. Страна у нас огромная, и тираж CD в 5 000 экземпляров для нее — ничто. Так почему же в каком-нибудь региональном магазине может залеживаться один-единственный поступивший в продажу диск. Я не понимаю, почему у людей нет потребности покупать CD.
Знаете, у нас все-таки с менталитетом огромная проблема, мы — не законопослушные граждане вообще. Что-то хулиганское во всех нас сидит. Мы не хотим ни за что платить, мы любим «шару». Выкладывают в Интернет — отлично, будем скачивать бесплатно! Качество? Да хрен с ним, главное — на шару. Стив Джобс — какой молодец, создал систему, которая не может передать с одного носителя на другой, потому что это нарушит чьи-то права. И все его ругают за это! А он просто соблюдает закон. Но если у вас авторский гонорар пропадет, вы пойдете в суд и используете этот авторский закон. Я хочу сказать, что если бы все были воспитанны, не было бы никакого кризиса CD-индустрии. Потому что всегда были люди, которые любят держать в руках пластинку и которые любят держать айфон. Проблема планетарного масштаба: кого ни спросишь, все твердят, что им надо бесплатно. И вот это «бесплатно» довело нас до такой степени, что рынок рухнул. Есть опасность исчезновения групп, исчезновения нового материала. Что касается меня, то я как-то борюсь с этим. Я знаю суть, и я буду обходить. Слава Богу, я собираю аншлаги на своих концертах. В тур я отправляю коробками свои диски, там их продают.
А вообще, на самом деле — каменный век вокруг. Вот у нас сейчас за окном здание на Фрунзенской, а когда-то это был один из самых крупных магазинов DVD в Москве. Сейчас же там «Кофемания» (с грустью).
KM.RU: Ваш предыдущий альбом «Алые паруса» был оформлен в нарочито ярких тонах. Теперь при дизайне альбома, вы, напротив, прибегли к строгой черно-белой гамме. Почему?
— Мне просто предложили такой дизайн, и мои глаза его хорошо воспринимают. Нет вот этого первого ощущения из серии «что-то не то». Конечно, на промежуточных этапах какие-то несовпадения были. Буквально вчера, вот, я заметил, что мое имя написано на обложке вензелями. Решили поменять.
KM.RU: Что необычного планируете на презентации этого альбома?
— Необычность может быть в том, что я созову всех своих рокеров. Конечно, это и «Машина времени», и «Воскресение», и Сергей Галанин, Сергей Воронов, и «БИ-2». Если смогут — придут. Конечно, не обойдется и без наших футболистов. Не обязательно петь, просто выйти и что-то сказать.
Игорь Саруханов
KM.RU: Вопрос от моей мамы, почему вас давно не видно по ТВ?
— Вопрос поставлен неверно. Телевидение — это сетка. Видимо, ваша мама смотрит ТВ в определенные часы. Если бы меня не было на телевидении, мы бы сейчас с вами здесь не сидели, и у меня не было бы аншлагов, гастролей, кассы. Другое дело, что всей этой желтизны, перемывания косточек и перетряхивания нижнего белья я действительно не люблю. Я не позволяю телевизионщикам за счет меня повышать свой рейтинг. Я просто не даю им никаких комментариев — это не мое. Когда умирают замечательные люди, и меня пытаются вызвать на откровения, я спрашиваю: «Скажите, пожалуйста, вы можете меня приглашать, когда никто не умирает?». Умер поэт, началась распродажа — это не про меня.
KM.RU: Планируете ли вы какие-то новые дуэты?
— Нет. Эта проблема связана с тем, что ты не знаешь, что делает в данный момент тот человек, с которым ты спел песню. Может быть, в данный момент он, например, ругается с Константином Эрнстом, а ты думаешь, что все хорошо, и у твоего дуэта хорошее будущее. А будущего уже нет (смеется). Недавно был прецедент: меня пригласили на одну телепрограмму и попросили спеть песню. Я возразил, как же так, я же ее с тем-то пел! Мне отвечают: нет, нужны только вы! А я же давал человеку слово, что эту вещь мы исполняем только вместе. То есть им все равно, как я буду смотреть этому человеку в глаза. По каким критериям, они определяют, нужен он им или не нужен? Если артист не дает рейтинг, они его сбрасывают со счетов. Это жестоко.
KM.RU: В одном из недавних интервью вы сказали, что считаете своим самым счастливым днем тот, когда вас взяли гитаристом в группу «Цветы». Почему?
— Представьте себе: молодой человек идет наперекор желанию своего папы. Хоть я его очень уважал, но я был вынужден бросить институт, в который с таким трудом попал. Никаких серьезных предпосылок для этого не было — просто была мечта играть в группе «Цветы». Эта мечта осуществилась. Я не могу в это поверить до сих пор. Просто я очень этого хотел, а Господь Бог мне помог.
KM.RU: Как вы можете охарактеризовать этот период?
— Прежде всего, это мои университеты. Работать там было для меня, конечно же, большая честь. Когда я ушел от Стаса Намина, мне было 25 лет. Спустя годы я пришел к нему и сказал: «Стас, я прошу у тебя прощения». Мы восстановили добрые отношения и до сих пор их поддерживаем.
KM.RU: Для меня «Цветы» — это, прежде всего, вокал Александра Лосева. На нынешний состав мне даже, признаться, боязно идти. Хотелось бы от вас, как от человека причастного к «Цветам», услышать оценку того, что сейчас происходит в этой группе.
— В то же время надо понять и Стаса Намина. Может быть, и его одолевают сомнения, насколько нынешний состав имеет право называться «Цветами». К тому же и я не из первого состава, но при этом мы были очень успешными. Пластинка «Гимн Солнцу», которую мы записали, была первым диском-гигантом группы. Могу сказать, что если бы сейчас появился хит уровня «Звездочка моя ясная», не было бы никаких проблем и вопросов. И не было бы этих разговоров «боюсь идти на концерт», если бы появился тембр голоса с такой же эстетикой восприятия, как у Саши Лосева. Чтобы мурашки по коже. Возьмем Deep Purple: ушел Ян Гиллан, а Ковердейл сменил его и спел так, что я был просто в шоке. Но когда играет на гитаре не Ричи Блэкмор, я не могу этого понять.
Что касается «Цветов», то у Лосева действительно идеально сочетался не просто тембр голоса, но и манера исполнения с песенным материалом. Интересно, что я принимал участие в его возвращении в «Цветы». Он умолял Стаса взять его обратно, а я преследовал свою корыстную цель — стоять на одной сцене с этим великим Лосевым. Тогда он пришел к нам на концерт, будучи уже в «Красных маках», ранее они повздорили со Стасом. Я не вникал в их историю, но Лосев сказал, что он хочет вернуться, и я пошел к Намину упрашивать об этом. Три года я отработал у Стаса, а на второй год Сашка вернулся. Понимаю, что ему к этому моменту стало уже невыносимо, поскольку этот голос должен был звучать в «Цветах» и больше нигде.
Игорь Саруханов
KM.RU: Недавно скончался Сергей Дроздов из «Синей птицы». Какие воспоминания остались о нем?
— Кажется, еще вчера я стоял со школьным ансамблем на сцене долгопрудненской танцевальной площадки и пел «Там, где клен шумит». И вдруг я стою на одной сцене с оригинальным ее исполнителем — меня прямо из армии взяли в «Синюю птицу». Просто мне очень сильно повезло и когда меня спрашивают, как бы я хотел прожить жизнь по-новому, я с ужасом себе представляю, что я провел бы какой-то день не так, и меня бы увело в другую сторону.
С Сережей Дроздовым мы общались и дружили до последнего его вздоха. Часто встречались, он писал песни у меня в доме. Он и свой-то дом построил, глядя на мой. Мы с ним коллекционировали вместе гитары, пластинки. Однажды он говорит: «Игорян, ты представляешь, один коллекционер распродает свой винил, поехали срочно!». Тут же едем, встречаемся в Сокольниках. Коллекционер оказался простым лорврачом. Я говорю: «Серега, право первой ночи у тебя, выбирай». А он: «Нет, ты выбирай». В итоге я предложил увезти все ко мне домой, а там уж разбираться (смеется). В общем, вот такие потрясающие были у нас отношения. В феврале Сережа позвонил и сообщил, что у него какая-то проблема с легкими. А я все время с ним ругался, что он очень много курит. Пить-то он вообще не пил, а вот курить никак бросить не мог. До последнего Дроздов был очень востребованным, потому что там идеальным образом совпадали факторы «цена-качество». У него было столько концертов, сколько многие не могут себе позволить до сих пор, при этом он отработал 40 лет на сцене. Потом наступило какое-то затишье. Только я подумал, что надо бы связаться с Серегой, звонит мне его директор. Он еще не сказал эту фразу, а у меня уже екнуло. Ох неприятно мне было это все слышать!
KM.RU: После него остался какой-то неизданный материал?
— Я думаю, после него много осталось, надо на эту тему пообщаться с директором. Если потребуется мое содействие, конечно же, я помогу с изданием. Есть еще Слава Малежик, еще один близкий друг Сережи, он тоже наверняка поможет. Дроздов много с кем дружил. Это был настоящий мужчина, здоровый, сильный, крепкий. Но вот эта привычка курить, к сожалению, до добра не доводит.
KM.RU: Недавно вы познакомились с участниками группы Queen. Как это было?
— Один мой товарищ сказал: «Игорь у меня есть гитара, ты вынужден ее купить, это будет жемчужина твоей коллекции». Это оказался инструмент японского мастера Хирошихито, который изготовил таких 6 штук. Одна из них находится у Брайана Мэя, потому что он собирает копии своей гитары. Я купил эту гитару и на одном из интервью на «Авторадио» в прямом эфире об этом рассказал. Где-то через год мне звонит администратор «Авторадио» сообщает, что завтра к ним должны приехать Queen и что они хотят договориться о встрече со мной, так как речь пойдет о гитаре. Я приехал чуть раньше, подстроил эту гитару, аппаратуру. Брайан Мэй потом сыграл на подстроенном мною комбике, вообще не дотрагиваясь до его ручки! Это очень дорогого стоит. Мы отлично пообщались, подружились, сфотографировались. Я до сих пор благодарен «Авторадио». Это был незабываемый день, один из самых мощных энергетически. Я в этот день просто получал удовольствие, мне даже не хотелось выпить, чтобы испортить это настроение (смеется). Я узнал от Брайана Мэя, что свою гитару, на которой он написал все эти бессмертные произведения, он до сих пор не может застраховать, потому что она не была куплена в магазине, а он ее сделал своими собственными руками.
Фото — Ольга Туровцева
Источник: km.ru