«В нашем фильме об Омаре Хайяме нет компьютерных рисовок, в кадре все настоящее»

«В нашем фильме об Омаре Хайяме нет компьютерных рисовок, в кадре все настоящее»
Можно ли написать точную биографию человека, жившего десять веков назад, воссоздать его жизнь? Попытки сделать это предпринимались в разные времена и на разных языках, в том числе и на русском. В 1973 году «Сказание об Омаре Хайяме» написал советский абхазский писатель Георгий Гулиа. В 80-е годы появляется повесть советского башкирского писателя Явдата Ильясова «Заклинатель змей. Башня молчания», посвященная великому ученому и поэту.

Можно ли написать точную биографию человека, жившего десять веков назад, воссоздать его жизнь? Попытки сделать это предпринимались в разные времена и на разных языках, в том числе и на русском. В 1973 году «Сказание об Омаре Хайяме» написал советский абхазский писатель Георгий Гулиа. В 80-е годы появляется повесть советского башкирского писателя Явдата Ильясова «Заклинатель змей. Башня молчания», посвященная великому ученому и поэту.

«В нашем фильме об Омаре Хайяме нет компьютерных рисовок, в кадре все настоящее»

Почти 10 лет лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств России, профессор ВГИК Одельша Агишев, родившийся в Узбекистане, работал над сценарием телефильма «Прорицатель Омар Хайям. Хроника легенды».

«Я за написанием сценария наблюдал. И с каждой прочитанной страницей становилось все интересней и интересней, — рассказал „Голосу России“ режиссер картины об Омаре Хайяме Борис Токарев. — Когда Одильша закончил писать, меня охватил ужас: смогу ли я это делать? Ведь проект сначала задумывался так, что фильм должен был снимать кто-то из узбекских или таджикских режиссеров. Вроде им это ближе. Но сценарист говорил: „Картина должна подняться над точными национальными границами. Это общечеловеческая история“. Поэтому я сознательно делал этот фильм не мусульманским, не христианским. Это фильм о гении».

Съемки телефильма московская киностудия «Дебют» вела почти три года. Монтаж уже закончен, идет подготовка к телеэфиру. 8 серий — это около 8 часов экранного времени, которые вмещают почти всю жизнь Омара Хайяма, начиная с детства и кончая его смертью в 1131 году. Актерский состав картины многонационален:

«Самого маленького Омара играет узбекский мальчик. Постарше подростка играет иранский юноша. Потрясающий! — говорит Борис Токарев. — Он знал практически весь Коран наизусть — этим меня поразил. Несмотря на то что он никогда раньше не снимался, он сделал все, что от него требовалось. Его мама была счастлива. Его два брата тоже в нашем фильме снимались, играли маленькие роли. Омара Хайяма постарше играет актер московского театра, а совсем старого Омара — иранец. Должен сказать, что иранские актеры произвели на меня большое впечатление прежде всего своей очень органичной жизнью в кадре. Они очень естественны, точны в своих эмоциях и эмоций этих не боятся».

Около двух месяцев Борис Токарев снимал картину в Иране, под Тегераном:

«Там у нас были колоссальные массовки, большое количество лошадей, верблюдов. Мне не хотелось ничего рисовать и устраивать компьютерное шоу, потому что очень хороша была натура. Я когда увидел иранские натурные площадки для съемок исторических фильмов, то был потрясен. Построены целые средневековые города, причем не из фанеры — выстроено все из саманного кирпича. Поэтому у нас в кадре нет компьютерных рисовок, в фильме все настоящее».

Режиссер рассказал, почему его заинтересовала личность Омара Хайяма:

«Его гениальность не только в знаменитых рубаи, которые знает весь мир. Но и в том, что он был великий ученый-математик. Тот календарь, который он создал, существует в Иране до сих пор, а прошло 10 веков. Но все-таки в мире он известен прежде всего как поэт. Это человек, которые соединил самые острые мысли в короткой поэтической форме — рубаи, и благодаря этим стихам, пережившим время, он оказался нашим современником. Мгновения жизни, этот песок, который струится сквозь пальцы и о котором он пишет, это очень точное отражение сути жизни. Ты должен успеть, что-то сделать прежде, чем песчинки утекут между твоими пальцами. Я думаю, что его отношение к жизни — это тоже пример для нас. Он пережил потерю любимой, был сначала в фаворе у правителя, а потом отказался от всего. И, став совсем нищим и забытым, ощущал себя самым счастливым человеком. Это потрясает! Гению — не скажу ничего нового — во все века жилось очень трудно, и другого им не дано. Они — учителя. А это трудно — учить людей быть людьми».

Борис Токарев, заслуженный артист России, лауреат Государственной премии, снялся почти в сорока фильмах. После окончания режиссерского факультета ВГИК снял более десятка картин.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий