«В реальности мы все обречены, но искусство сильнее реальности»: Рената Литвинова про «Последнюю сказку Риты»

«В реальности мы все обречены, но искусство сильнее реальности»: Рената Литвинова про «Последнюю сказку Риты»
Как вы пришли к тому, что фильмы надо снимать на свои деньги?

Как вы пришли к тому, что фильмы надо снимать на свои деньги?

«В реальности мы все обречены, но искусство сильнее реальности»: Рената Литвинова про «Последнюю сказку Риты»

Я не хотела никому давать отчет, про что мой фильм, почему он такой, и я понимала, что мне будет очень трудно убедить кого бы то ни было в том, что он вообще нужен. В пересказе и на бумаге эта история же выглядит достаточно пугающе. Как я могла сказать, что буду снимать позитивное кино про смерть? Я хотела избежать всяких объяснений, о чем мой фильм, приобретя свободу. И я могла себе позволить истратить дотла ту сумму, которую аккумулировала за свои коллекции одежды. И это был мой жест в сторону искусства. Кто как распоряжается своими накоплениями я решила потратить все до копейки на фильм. Хотя добыть деньги это не проблема, уверяю вас. Тем более такие небольшие. Просто мне нравится моя камерная ниша, вот такая, со всех сторон специальная, и я на нее согласна, я готова в ней дальше сидеть. Мне нравится снимать то, что я хочу. Пусть все называют это артом, я готова снимать это за небольшие деньги, только не трогайте меня. Большие бюджеты меня не манят.

При этом мне кажется, что у вас и без больших бюджетов все получается.

Да, это уже какие-то чудеса света и костюмов. В каком-то смысле я визуалист, и для меня очень важна визуальная составляющая. А потом у меня была физическая потребность в цвете. Для меня это было как лечение. Вокруг все такое серое, я хотела, чтобы на экране было буйство цвета красное, желтое, золотое! То, что я в принципе никогда не надену. Видите, я в жизни вся в черном, как в униформе, хожу. А фильм это не жизнь, это моя версия, мой личный сон о жизни. Короче, все то, что кроется под моими черными одеждами!

Чтобы высмеять безнадежную реальность?

В реальности мы все обречены, но искусство сильнее реальности, в моем воображении, которым питается фильм, минус превращается в плюс. Хотя смотря как вы к этому относитесь. Я же отношусь к смерти не так трагично, как, может быть, большинство людей. Наоборот, я считаю, что это некое облегчение, когда тебя забирают с почестями отсюда, потому что ты такая ценная душа. Уж если вы верите в какое-то бессмертие, то будьте добры, верьте до конца. А то люди вроде как верят в бессмертность души, но одновременно боятся, когда оболочка умирает. Если вы верите, то почему тогда боитесь? Есть атеисты, которые считают, что дальше вообще ничего не будет. Но я-то в это не верю. Мне кажется, что меня, наоборот, ждет там что-то прекраснейшее, а тут одни сплошные испытания и гримерка с ободранным диванчиком.

А каково это вообще сыграть смерть?

Моя смерть как героиня это некое существо, вполне человечное. Когда я в юности работала в больницах, я часто склонялась над умирающими и брала их за руки и утешала я работала в доме престарелых, и это было много раз, и все очень боялись, и уже тогда я думала, как найти слова, чтобы страх ушел? Поэтому смерть в моем фильме добрее живых.

У смертей очень много лиц. Мне кажется, какой ты себе ее назначишь такой она и будет

У вас она приходит в желтом платье и с бокалом шампанского.

Я изучала все мифы про то, как выглядит смерть. В одной народности смерть представлялась мужчиной в желтом фраке. Я подумала, почему тогда это не может быть женщина в желтом платье? У каждого своя версия: черная собачка, бабочка, змея, песочные часы, звук колокола, башня. У смертей очень много лиц. Мне кажется, какой ты себе ее назначишь такой она и будет. Сила воображения творит удивительные чудеса, на этом построено очень много теорий, которые действительно превращают мечту в реальность.

То есть как у Гребенщикова Каждый умрет только той смертью, которую найдет себе сам?

Да, вот представьте себе. Тут все зависит только от вашей силы.

Но ваш фильм же работает не только как макабрическая притча про встречу с неизбежным это же еще и история про женскую дружбу.

Видите, какая дружба получилась прям как в жизни. Ты надеешься на друзей, а тебе вдруг помогает совершенно другой человек, друзья тебя оставляют, потому что они всего-навсего люди, у которых есть свои слабости. Друбич воплощала эту распадающуюся субстанцию, у которой больше нет силы. Спивающаяся такая, не может даже правду сказать, да и как ей сказать, это же такое усилие над собой. И вроде она никого не любит, и вроде бы она такая немного равнодушная, человек с выкаченной энергией. А ее подруга Маргарита Готье, такая любящая. А третья такая позитивная и вечно в поиске. Это типа наша смерть. Видите, она все время ищет новые объекты для любви.

Вы, кажется, рассказывали, что очень давно этот сюжет придумали.

Был такой маленький момент, когда я придумала рассказ во ВГИКе, но, разумеется, он вошел всего-навсего маленьким фрагментом. В юности у меня было более реалистичное понимание мира. Знаете, как кристалл растет в тебе, так и в людях растет концепция бытия, и это совсем непрогнозируемый процесс иногда один фильм может сняться за пять недель, сценарий написаться за пять дней, а иногда ты несколько лет делаешь один проект и понимаешь, что он до сих пор не доделан. Почему сейчас так мало хороших романов? Потому что на роман нужно время: его нужно прожить, чтобы он написался и сложился, а сейчас все торопятся под какие-то дедлайны. Я понимаю, что, с одной стороны, талант это труд. Ты должен много трудиться и в результате получишь какой-то продукт, но иногда ты не можешь этот процесс ускорить. Я этот фильм два года делала, даже с паузами, переснимала некоторые эпизоды. Не получалось быстрее, хоть убейся, хоть под Каннский фестиваль.

Интересно, кстати, как ваш фильм рифмуется с последним фильмом Хомерики, где герой тоже ждет смерть и приходит к вам, чтобы вы ему будущее рассказали. А у вас Хомерики сам впадает в отчаяние и хочет умереть.

Серьезно? Дело в том, что я ни фильма не видела, ни сценария не читала. Из-за того что он у меня факультативно снимался, мне пришлось сняться у него. Я приехала на площадку, проклинала все на свете. Коля назначил эту съемку в какой-то школе на окраине Москвы, это был какой-то ад, у меня даже текста не было, пришлось самой досочинить эту гадалку вот это все усиливаем, усиливаем линии. И вот я туда приперлась простите, приехала, а на меня эту мохнатку надели, и я думаю: Господи, опять какую-то уродину играть. А я до этого снималась у Йоса Стеллинга, где играла женщину со шрамом, проститутку в черном парике. И вот из одной уродины в другую, а в результате вышла, как говорят, очень веселая роль. Я помню, ко мне на Московском фестивале подбежала Джералдина Чаплин и говорит что-то восторженно про мою роль. Я думаю, господи, какая роль, где она меня видела. Мне потом сказали, что это я ненормальная: Колин фильм в конкурсе, и они там видели мою гадалку. А я-то думала, они меня с кем-то перепутали.

И как вам Йос Стеллинг?

Это замечательный режиссер. Я согласилась с ним поработать, потому что мне всегда нравится работать с большими режиссерами, это такой вопрос обмена опытом, акт учения. Когда работаешь с Кирой Муратовой, с Хамдамовым, с Балабановым, с Гринуэем и Йосом всегда интересно. Я была поражена, когда увидела, как там съемочная группа служит режиссеру, у нас такого нет. Я сидела на площадке утром в корсете и парике и говорила Йосу, что я же тоже режиссер и не могу сидеть в кадре и ждать так долго, вы должны снять все мои сцены подряд, а то я не выдерживаю. Но в результате это был грандиозный опыт. Мне все-таки многому еще надо научиться. В конце концов, я не умею снимать фильмы для фестивалей, и это вообще чудо, что они кому-то интересны.

Вы же только что говорили, что ваше кино занимает специальную нишу, и, по-моему, оно как раз и прекрасно тем, что совершенно самодостаточно. Или вас это расстраивает?

Только что тут была Лида Маслова (кинокритик Коммерсанта. Прим. ред.), и она сказала, что переживает и даже, может быть, раскаивается в том, что выбрала неправильную профессию, когда она должна обижать режиссеров своими статьями. Я ей сказала, что, может быть, это и есть тот самый волшебный вентиль, который будет все регулировать, есть же очень талантливые люди, которых надо поддерживать и хвалить. Пускай у них иногда ненравящиеся вам фильмы. Есть люди творческие и талантливые, а есть совершенные графоманы бездарные. Кто, как не вы служители пера, может дать им оценку, сделать так, чтобы талантливые люди, как Земфира, выпускали бы побольше альбомов, а какие-нибудь бездарности поутихли, и наоборот потеряли эту свою неукротимую активность, которая свойственна посредственности!

Ну, просто бездарные люди же совсем не мнительные, их критика не задевает. Это талантливые сначала терпят, а потом могут сломаться.

Да, в том и дело. Талантливые они ранимые. Бездарности мало прошибаемые, их тяжелее убедить в их несостоятельности, поэтому их так много, имя им легион.

Но вас-то не ругают как раз.

Меня все-таки ругают. Но с другой стороны, тут вопрос вкуса он многим изменяет. И время нас рассудит кому-то Сальери казался талантливым, а этот, второй, раздражал и казался выскочкой. Авторы часто бесят как человеческая субстанция. Вот люди еще не видели фильм, а уже закипают праведным гневом они в тебя даже не всматриваются, а ненавидят априори. Но тем не менее я сняла свой фильм за свои деньги имею право за свои деньги делать что хочу. Снимать на фотоаппарат два года фильм в боевых условиях. Когда съемочная группа это я и Земфира. Земфира пишет музыку, отвечает за саундтрек, а все, что видно, должна написать я. Я все, что видно, она все, что слышно. Я вообще все делала одна, с помощницами. Помощницы, правда, часто менялись, потому что не выдерживали таких условий, одна даже поехала в санаторий лечиться, так ее все это довело.

У вас в фильме даже есть практически клип на песню Земфиры.

Это Земфира сочинила монолог смерти: Не надо со мной разговаривать слушайте, вы обязательно что-нибудь разрушите, а потом Я люблю вас всех. Меня это настолько поразило, что я это просто оставила почти целиком. Помните, Cмерть обращается с вопросом в никуда: И никто никогда не спросит, о чем же думаю я! Вообще, в кино назрела некая тенденция, когда героям не хватает слов, и начинается музыкальный монолог, я в Каннах полюбила последний фильм Леоса Каракса, там одна из героинь перед гибелью начинает петь.

Вы про Кайли Миноуг?

Да, она поет монолог на крыше, а потом бросается. Очень грустный и трагический фильм, просто замечательный, и посвящен моей подруге Кате Голубевой. Он так долго не снимал… видите, тоже, казалось бы, почему он тринадцать лет молчал? С другой стороны, представляете, какой ценой он его снял? Мы никогда не знаем, какой кровью пишется искусство.

А вы уже придумали, что будете дальше снимать?

Я решила сделать паузу. Помните, мы говорили, что нужно накопить какую-то энергию, чтобы сделать что-то следующее? Хотя когда меня спрашивают, в чем секрет успеха, я все время отвечаю трудолюбие. Но что делать дальше, я пока не придумала мне кажется, что смертельные темы мы исчерпали. Я пока не буду встречаться с Маргаритой Готье.

Источник: afisha.ru

Добавить комментарий