Кино за партой: плюсы и минусы «лучшей сотни фильмов»

Кино за партой: плюсы и минусы «лучшей сотни фильмов»
Как мы уже писали ранее, на прошлой неделе Министерство культуры обнародовало список ста отечественных фильмов, к изучению которых в обозримом будущем приступят современные школьники. Особых претензий список не вызывает: в целом он выглядит обдуманным и если и не вполне соответствует условному идеалу, то довольно близко к нему приближается. Тематически он легко делится на пять подгрупп:

Как мы уже писали ранее, на прошлой неделе Министерство культуры обнародовало список ста отечественных фильмов, к изучению которых в обозримом будущем приступят современные школьники. Особых претензий список не вызывает: в целом он выглядит обдуманным и если и не вполне соответствует условному идеалу, то довольно близко к нему приближается. Тематически он легко делится на пять подгрупп:

Кино за партой: плюсы и минусы «лучшей сотни фильмов»

А) Фильмы для детей и юношества: «Илья Муромец», «Морозко», «Золушка», «Чучело», «Школьный вальс», «Доживем до понедельника» и т.п. Принцип отбора понятен: начинать надо с легкого, с «детского»; в дальнейшем истории о сверстниках помогут школьникам в решении проблем, которые с годами отнюдь не теряют в актуальности.

Б) Экранизации классики: «Война и мир», «Тихий Дон», «Гамлет», «Дама с собачкой», «Пиковая дама», «Неоконченная пьеса для механического пианино» и пр. Смотрим фильм — читаем книгу. И без уроков кино всем лентяям давно известно, что легче за день отсидеть все серии эпопеи Бондарчука, нежели месяц корпеть над томами Толстого — так что тут двойная польза.

В) Ленты о Великой Отечественной войне: «Баллада о солдате», «Восхождение», «Летят журавли», «Радуга», «Проверка на дорогах», «Молодая гвардия». Никто не забыт, ничто не забыто. Но хорошо, что патриотизм без проблем совмещается здесь с искусством: на тему ВОВ у нас и правда сняты шедевры.

Г) Исторические картины: «Петр Первый», «Адмирал Нахимов», «Александр Невский», «Иван Грозный», «Андрей Рублев», «В огне брода нет». Польза также очевидна, но интересно, как нынче в школах будут трактовать революционные события столетней давности?

Д) Фильмы, отражающие современную им эпоху: «Я шагаю по Москве», «Застава Ильича», «Девять дней одного года», «Печки-лавочки», «Курьер» и т.д. Сегодня смотрятся такими же «историческими» картинами — и поражает то, сколь мало наша жизнь, на самом-то деле, изменилась. И огорчает, что аналогичных зарисовок о дне сегодняшнем нынче выходит совсем немного.

Некоторые из них, разумеется, попадают сразу в две, а то и в три категории:«Подвиг разведчика» — это одновременно А и В, «Они сражались за Родину» — Б и В, «Бег» — Б и Г. Иные, конечно, слегка из этой пятерки «выбиваются», но подобные исключения — «Мечта», «Не горюй» или «Зеркало» — в предложенной сотне редкость. «Авторское» кино как таковое «пострадало», в принципе, обосновано: а стоит ли подросткам с него начинать? Поэтому в списке нет ни одного фильма Киры Муратовой и Александра Сокурова, Сергея Параджанова и Отара Иоселиани. Хотя можно было бы взять «Долгие проводы», «Русский ковчег», «Тени забытых предков» и «Жил певчий дрозд» — и достойно прикрыть зияющую брешь, но ведь надо же что-то и на «внеклассное чтение» оставить!

В остальном же почти все обязательные классики — на месте. Тремя картинами обозначены десять режиссеров: Сергей Бондарчук, Ролан Быков, Сергей Герасимов, Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Яков Протазанов, Михаил Ромм, Александр Роу, Андрей Тарковский, Сергей Эйзенштейн. По две «наснимали» еще четырнадцать — от Ильи Авербаха до Василия Шукшина. Прочие мэтры представлены единичными произведениями. При желании тут можно снова придраться как к именам, так и к названиям — вернее, к отсутствию некоторых из них. Почему нет Ивана Пырьева, Льва Кулиджанова, Александра Зархи, Петра Тодоровского, Владимира Меньшова? Где «Окраина» Барнета, «Комиссар» Аскольдова, «Служили два товарища» Карелова, «Полеты во сне и наяву» Балаяна, «Асса» Соловьева?.. Но это уже частности — в чем-то печальные, но в принципе объяснимые.

Тем не менее, некоторые пункты вызывают более серьезные сомнения. Не очень, например, понятно, что делают в списке три мультипликационные ленты: «Месть кинематографического оператора» Владислава Старевича, «Новый Гулливер» Александра Птушко (сделанный в сложной технике сочетания игровой игры с кукольной) и «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна. Вернее, непонятно, почему их всего три?.. Раз уж включать анимацию, то включили бы тогда целую программу! А выделять из всего нашего наследия только три работы (пусть и этапные) — это уж точно несправедливо. Зато излишен вопрос про документальное кино, представленное двумя названиями: «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма и «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова. Это действительно фильмы, про которые школьникам следует знать.

Не очень понятно, как оказались в сотне такие ленты как «Белеет парус одинокий» и «Чук и Гек». Вернее, понятно, что они проходят по разряду «детской классики»: категория А призвана в первую очередь заинтересовать ребят нашим кино, а не «надоумить». Но откуда взялись эти фильмы, а не «Дети капитана Гранта», например, не «Два капитана»? И зачем в списке «Красные дьяволята» 1923-го года, когда есть удачный и более подходящий списку ремейк «Неуловимые мстители»? Совсем не очевидными кажутся также фильмы «Звезда» и «Смелые люди» — такое впечатление, что ими просто «добирали» тему войны, словно бы план выполняя.

А не оказалась ли «Бесприданница» Протазанова в списке исключительно по той причине, что основана на бессмертной пьесе Островского (категория Б)? Понятно, что «Жестокий романс» тут бы не очень подошел, потому как Рязанов в своей экранизации многое, как известно, досочинил; но, может, и не стоило тогда вовсе?.. Вот «Дон Кихоту» места не нашлось — а ведь его и читать дольше, и смотреть интереснее. Похоже, что и «Дворянское гнездо» Кончаловского и «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» Михалкова попали в список во многом благодаря именно классической первооснове — чтобы двух зайцев сразу убить. Но если речь идет все же об уроках кино, то не лучше ли было взять у данных авторов (нет возражений — заслуженных) «Первого учителя» и «Своего среди чужих»?.. Прошли бы по разделу исторических картин — хотя что я говорю, времена же изменились: вдруг теперь придется обосновывать моральную «неправоту» главных героев?..

Эльдар Рязанов, к слову, представлен в сотне фильмом «Берегись автомобиля» — и тут возникает вопрос иного свойства: а разве эту — блистательную, безусловно — ленту не показывают с завидной регулярностью по ТВ? Разве ее надо «заставлять» смотреть?.. Возможно, теперь и надо — и было бы странно, конечно, если бы творчество Рязанова, несмотря на всю его популярность, не представили вовсе. А на месте «Белого солнца пустыни» Мотыля вполне могла бы быть «Звезда пленительного счастья» — или чиновники и правда уверены, что молодежь не знает нынче товарища Сухова?.. Аналогичную «претензию» можно предъявить и к «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая — неужто ее тоже хоть кто-то еще не смотрел?!. Ну, всё возможно; хотя смешно, конечно, от самой мысли, что в школьную программу попадет фильм про «облико морале» — с ресторанным дебошем, гостиничным «флиртом» и прочими, скажем так, разлагающими «излишествами».

Впрочем, самым вызывающим пунктом с точки зрения «облико морале» выглядит здесь, разумеется, «Маленькая Вера» Василия Пичула — удивительно даже, как по ее поводу не возмутились до сих пор блюстители нравственности! Могли ли себе представить авторы этого фильма, «взорвавшего» на закате советской эпохи пуританское общество, что спустя четверть века их работу буду изучать старшеклассники?!. Хотя надо все же помнить, что список на данном этапе предварительный — и депутаты Железняк и Милонов не сказали пока своего веского слова.

Как многие сразу заметили, хронологически сотня обрывается на 1994-м году, на «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова (язвить тут бессмысленно — будто кто виноват, что эта картина «Оскара» получила). Немного странно, да, но с другой стороны — кино должно же «отстояться». Лишь время выявит несомненных фаворитов — а пока список фильмов, поставленных в уже независимой России, будет явно грешить субъективностью. Впрочем, об этом у нас еще будет повод поговорить отдельно.

Сейчас же следует подытожить: затея с изучением лучших образцов кинематографа в школьных классах — не самая дурная из нововведений последних месяцев. Когда-то, давным-давно, не меньшие споры наверняка велись и вокруг списка книг, которые следует проходить на уроках литературы, и вокруг произведений живописи, репродукции которых рекомендуется воспроизводить в учебниках. И чем «гнобить» начинание, не лучше ли сперва задуматься: а разве плохо, если Кино перейдет в сознании россиян из разряда развлечений в разряд «серьезных» предметов?.. Вообще-то, это очень даже положительная тенденция. Но дождемся теперь еще и иностранного списка.

Комментарий редакцииСм. также:«Вместо ста рублей школам дали сотню фильмов»«Предложи свой фильм для изучения в школе!»

Источник: ridus.ru

Добавить комментарий