«Мишень» Александра Зельдовича на Берлинском фестивале: Снятся ли андроповым электроовцы

«Мишень» Александра Зельдовича на Берлинском фестивале: Снятся ли андроповым электроовцы
2020-е годы, миром правят китайцы; Россия сурковская фантазия наяву: успешная транзитная держава с хорошими дорогами, по которым на Запад идут китайские фуры, и гибкой кастовой системой, сводящей к минимуму влияние дураков. Москва похожа на Питтсбург центр отреставрировали, Сити достроили, на улицах чисто. Протагонист (Максим Суханов) что-то среднее между Бернардом Марксом и Карениным, работает министром недр РФ, живет в умной высотке с призовой женой, которую вроде любит, ну у той каренинские метания. В начале они в компании элитных друзьей ведущего Первого канала (Козловский) и офицера мобильной таможни, потенциального Вронского (Кищенко из Отрыва) летят на Алтай, где есть заброшенный с советских времен астрофизический комплекс, работающий одновременно фонтаном молодости, сталкеровской машиной желаний и катализатором неврозов. По возвращении в Москву всех вскрывает, каждого по-своему таможенник звереет, ведущий влюбляется и безбразничает в эфире, жена министра окончательно становится толстовской героиней (поскольку это Сорокин последствия предсказуемо порнографические). Хуже всего самому министру, который всерьез увлекается проблематикой добра и зла причем, в соответствии с родом занятий, не столько на мета-, сколько на геофизическом уровне.
2020-е годы, миром правят китайцы; Россия сурковская фантазия наяву: успешная транзитная держава с хорошими дорогами, по которым на Запад идут китайские фуры, и гибкой кастовой системой, сводящей к минимуму влияние дураков. Москва похожа на Питтсбург центр отреставрировали, Сити достроили, на улицах чисто. Протагонист (Максим Суханов) что-то среднее между Бернардом Марксом и Карениным, работает министром недр РФ, живет в умной высотке с призовой женой, которую вроде любит, ну у той каренинские метания. В начале они в компании элитных друзьей ведущего Первого канала (Козловский) и офицера мобильной таможни, потенциального Вронского (Кищенко из Отрыва) летят на Алтай, где есть заброшенный с советских времен астрофизический комплекс, работающий одновременно фонтаном молодости, сталкеровской машиной желаний и катализатором неврозов. По возвращении в Москву всех вскрывает, каждого по-своему таможенник звереет, ведущий влюбляется и безбразничает в эфире, жена министра окончательно становится толстовской героиней (поскольку это Сорокин последствия предсказуемо порнографические). Хуже всего самому министру, который всерьез увлекается проблематикой добра и зла причем, в соответствии с родом занятий, не столько на мета-, сколько на геофизическом уровне.
«Мишень» Александра Зельдовича на Берлинском фестивале: Снятся ли андроповым электроовцы

2020-е годы, миром правят китайцы; Россия сурковская фантазия наяву: успешная транзитная держава с хорошими дорогами, по которым на Запад идут китайские фуры, и гибкой кастовой системой, сводящей к минимуму влияние дураков. Москва похожа на Питтсбург центр отреставрировали, Сити достроили, на улицах чисто. Протагонист (Максим Суханов) что-то среднее между Бернардом Марксом и Карениным, работает министром недр РФ, живет в умной высотке с призовой женой, которую вроде любит, ну у той каренинские метания. В начале они в компании элитных друзьей ведущего Первого канала (Козловский) и офицера мобильной таможни, потенциального Вронского (Кищенко из Отрыва) летят на Алтай, где есть заброшенный с советских времен астрофизический комплекс, работающий одновременн
В связи с Мишенью всем предстоит еще тысячу раз услышать слово амбициозный, и это правда дьявольски амбициозная история и в плане замаха, и в плане выражения лица, с которым она сделана. Большой, самодостаточный гипер-текст (помимо Толстого с Хаксли, охвачена половина фильмографии Тарковского и, кажется, даже Шоу-герлз), с массой остроумной мелкой футурологии в Кремле вместо вертушек стоят прозрачные айпэды, две главных профессии современной России гаишник и таможенник наконец объедены в одну; вопрос, над которым 10 лет назад бились герои Москвы как отличить тех, кто просто говно, от тех кто полное говно тоже решен: имеется прибор, показывающий точное процентное соотношение (Суханов тайком рассматривает через него подчиненных, а по утрам себя в зеркале). Все это невероятно занимательно, а учитывая экологию русского кино, где на сотню фильмов приходится два режиссера с идеями, и дай бог один с яйцами, Зельдовича надо срочно вносить в Красную книгу, как редкого обладателя того и другого.

Небольшая проблема заключается в том, что кино смотрят глазами, а эстетика футурологического концепта играет с авторами нехорошую шутку. Если Москва была похожа на фильмы Бенекса, Мишень временами предательски напоминает рекламу отечественных сотовых операторов: равнодушная, почти телевизионная камера, глицериновые цвета, вылизанные до состояния трехмерных моделей актеры, женщины, говорящие не то с прибалтийским не то с инопланетным акцентом (главную героиню играет южноафриканка Уорделл, медсестра из тарсем-сингховского Запределья, специально для роли выучившая русский). Мишень это действительно очень эффектный концепт архитектурный, идеологический, художественный. По нему интересно гулять, его страшно любопытно разглядывать. То, что он не едет, не дышит и, в конечном счете, не слишком работает как фильм, можно при желании объяснить концептуальной (опять-таки) задумкой а как еще снимать бесплотную фантазию про ненастоящих людей, но факт остается фактом не едет, не дышит, не работает.

Может быть, Сорокин слишком большой писатель чтоб самому напрямую заниматься кино (вот Кроненберг, наверно, мог бы его хорошо экранизировать, дайте кто-нибудь денег). Или Россия с ее выхолощенной семантикой и призрачным будущим требует не спектрального анализа, а чего-то попроще и потупее (не случайно зондирование русских неврозов в кино много лет удается одному Балабанову, осуществляющему его ржавым гвоздиком вот кому самое время снимать про будущее). Как говорят выбравшимся из космического генератора москвичам сперва вы будете спать, а потом вас пробьет на хохот и Мишень действует похожим образом. Это очень смешной фильм, если на нем не уснуть, и довольно живой если отковырять штукатурку, которой покрыто все, включая героев. Впечатляющий, но все-таки проект важного, фундаментального произведения, по каким-то, наверняка уважительным причинам оставшегося на стадии чертежей.

Источник: afisha.ru

Добавить комментарий