Кузьма Тарасофф: Мы наводили мосты с Россией еще в период «холодной войны»

Кузьма Тарасофф: Мы наводили мосты с Россией еще в период «холодной войны»
— Предки моего деда происходили из Тамбовской губернии, — рассказал Кузьма Тарасофф «Труду». — Но в 1848-м несколько сел духоборов правительство Николая II сослало на южную окраину Империи. Сначала они жили в Грузии, но после того, как русские войска заняли часть территории нынешней части Турции, они переселились в окрестности турецкого города Карса. В этом городе в 1881 году и родился Кузьма Тарасов-старший, мой дед.

— Предки моего деда происходили из Тамбовской губернии, — рассказал Кузьма Тарасофф «Труду». — Но в 1848-м несколько сел духоборов правительство Николая II сослало на южную окраину Империи. Сначала они жили в Грузии, но после того, как русские войска заняли часть территории нынешней части Турции, они переселились в окрестности турецкого города Карса. В этом городе в 1881 году и родился Кузьма Тарасов-старший, мой дед.

Кузьма Тарасофф: Мы наводили мосты с Россией еще в период «холодной войны»

Кстати, и сейчас старые кварталы Карса по планировке и своеобразию архитектуры больше напоминают какой-нибудь районный центр средней полосы России, чем азиатский город. Но незадолго до начала ХХ века начался процесс переселения духоборов и староверов в разные, в том числе и очень дальние районы планеты. В частности, этому процессу способствовал и наш великий писатель Лев Толстой, сам во многом разделявший убеждения духоборов. А в Канаду мой дед выехал из порта Батуми вместе с родителями, будучи подростком, в 1899 году.

— Что стало причиной переезда русских людей в Канаду?

— Конфликты с властью России и с православной церковью, которая тогда не была отделена от государства. Духоборы и молокане также активно протестовали против любой формы милитаризма. В 1895 году духоборы демонстративно сожгли оружие, причем это произошло одновременно в разных районах компактного проживания духоборов.

Духоборы были также и против того, чтобы молиться иконам и ходить в церкви, именно по этой причине имели неприятности в России. А Канада как раз более лояльно относилась к их обычаям.

— А как оказались в Канаде ваши предки со стороны матери?

— История с мамой еще более сложная. Она родилась в семье духоборов Савинковых в поселке под названием Славянка, который находится в Азербайджане. Она еще в детские годы осталась сиротой, сначала переехала в Грузию, где какое-то время работала. Но потом ее позвала к себе в Канаду двоюродная сестра. В 1926 году в 15-летнем возрасте с группой немецких семей мама выехала из Ростова в Бремен, потом в Ливерпуль и лишь оттуда попала на пароходе в канадский Квебек. Причем среди переселенцев разразилась эпидемия какой-то болезни. Кто-то умер, кого-то положили в местные больницы. Во время своего путешествия мама вообще оказалась одна, и у нее возникли серьезные проблемы по разрешению на въезд в Канаду. Выручили ее абсолютно незнакомые французы, заявившие канадским службам, что эта русская девочка является членом их семьи.

Наконец, добравшись до Саскачевана, мама устроилась жить на ферме у своих родственников, которые выращивали пшеницу, ячмень, овес, держали крупный рогатый скот.

А ее отец приехал в Саскачеван позже из Ростова — в 1928 году.

Так что и первые годы моей жизни тоже прошли на ферме. И лишь когда мне исполнилось 11 лет и надо было учиться в high school (старшие классы школы. — «Труд»), наша семья переехала в город Соскатун. А мой брат, который старше меня на четыре года, остался жить на природе и работать фермером.

— Правда, что именно это время — период Второй мировой войны — стало самым непростым и в истории канадских духоборов?

— В 1898 году министр внутренних дел Канады Клиффорд Сифтон с готовностью пошел на то, чтобы принять на территории Канады много семей духоборов, молокан, а также старообрядцев и близких к ним по убеждениям квакеров, меннонитов. Со всеми этими категориями граждан разных национальностей духоборы до сих пор поддерживают контакты, делают какие-то совместные проекты. Несмотря на некоторые их убеждения, в частности категорический отказ служить в армии, руководство Канады приняло их довольно доброжелательно и относилось лучше, чем власти на исторической родине. Причем не только приняли, но и помощь какую-то давали. Дело в том, что в то время центральная часть Канады была очень пустынна, малолюдна, и была опасность, что туда ринутся многие американцы, и потом начнется спор за эту территорию со США. Так что в данном случае миролюбие и трудолюбие духоборов было оценено высоко. Но отношение руководства Канады к духоборам потом менялось не раз. Например, уже пришедший в 1905 году на смену Сифтону Фрэнк Оливер вообще недолюбливал славян. Впрочем, некоторые его претензии к ним были логичны с государственной точки зрения. Он требовал от духоборов принятия присяги, официального оформления земель. В результате две трети духоборов переселились на запад — в Британскую Колумбию. Остались те, кто не поверил в вождя духоборов Веригина (который вел переписку с Толстым), и мои дед и отец оказались в их числе.

— Правда, что некоторые русские во время войны сидели в канадской тюрьме?

— Во время войны 1940–1945-го в Саскачеване 88 человек все-таки были посажены за решетку — за дезертирство. Но большая часть наших людей обошлись альтернативной службой, например на постройке железной дороги, либо просто ограничились официальной выплатой денег Красному Кресту, кажется, по 5 долларов с человека в месяц. Мы (я, еще один адвокат из числа духоборов и еще один молоканин из Аризоны) сейчас в Саскачеване готовим памятник, который назовем «Дорога мира». Потому что эта дорога действительно была построена людьми, которые проповедовали мир во всем мире. Сейчас эта земля принадлежит индейскому племени.

А в Британской Колумбии вообще никаких репрессий не было, потому что духоборы там работали на самом тяжелом производстве — металлообработке и деревообработке, и эти категории граждан не подлежали призыву вообще.

— Но потом конфликты духоборов с официальной линией государства утихли?

— Более того, в 1971 году правительство премьер-министра Пьера Трюдо вообще пошло на большие шаги по части истинной мультикультурности. Например, в Гран-Фоксе, Каслгарде, Нельсоне и других местах компактного проживания русских в общеобразовательных школах (начальных и high school) в качестве второго языка к английскому был добавлен не французский, а русский. При этом надо учесть, что подавляющее большинство канадцев русского происхождения в те годы составляли именно духоборы, молокане и их потомки. Эта программа обучения действует до сих пор. Например, в Каслгарде успешно руководит школой мистер Евдокимов. Он же и составил программу преподавания русского языка для школ Британской Колумбии. Аналогичные привилегии относительно своего родного языка также имеют украинцы в районе Эдмонтона.

— А в вузах Канады?

— Раньше кафедр славянских языков было больше. В последнее время наметилась тенденция объединять их с немецкими. Но в Оттавском университете на факультете филологии полностью сохранилась кафедра славистики, объединяющая русское, украинское и польское отделения, — ее возглавляет Андрей Донсков, известный автор и исследователь творчества Льва Толстого.

— Сейчас эта ситуация сохраняется?

— Да, преподавание ведется, и в этом плане права русских потомков сохраняются. Другое дело, непрерывно происходит ассимиляция русских потомков с основной частью населения Канады, которая является англоязычной.

— Какие профессии можно назвать самыми типичными для русских в Канаде?

— Я детство провел на ферме в провинции Саскачеван. В школе учился в городе Саскатуне.

Поколение моего отца в основном было фермерами. Из русских канадцев моего возраста многие уже начали получать высшее образование, стали инженерами в машиностроении, преподавателями в школах и вузах, строителями. Юристами и гуманитариями в меньшей мере. Есть несколько крупных предпринимателей.

— А хоккеисты?

— Я его хорошо знаю Шона Горькова (Shawn Horcoff. — «Труд»). Он родом из Каслгарда, мой приятель был его учителем в школе. Шон уже лет 15 играет в НХЛ. Чивельдеев из Саскачевана. Брет Лайон, Захари Савенков — родом из Гран-Фокса. Есть русские уроженцы Канады и в других видах спорта. Несколько раз выигрывала чемпионаты Канады по прыжкам в высоту Карин Зиброва, но стала знаменитой в большей степени благодаря своей работе на телевидении, книгам и даже ролям в кино. Она умелый популяризатор здорового образа жизни. Много лет был чемпионом Канады по конному спорту парень русского происхождения — не помню его фамилии. К сожалению, разбился прямо на дистанции конкура (преодоления препятствий). Знаменитых канадских спортсменов с польскими и украинскими фамилиями больше, чем с русскими. Но ведь и численность выходцев из Украины и Польши в разы больше, чем потомков духоборов.

— Вы ведь тоже были неплохим спортсменом.

— Скажу больше: большими любителями спорта были мой брат, мой отец и даже мой дед — еще до того, как в совершенстве овладел английским языком. Он так любил бейсбол, что возил на своем грузовике команду нашего округа на матчи в соседние районы. Мои папа и дядя очень любили хоккей, соккер (европейский футбол. — «Труд») и бейсбол. Мой старший брат Джон (Иван), хотя всю жизнь провел на сельской ферме, тоже является большим фанатом спорта — он уже более 50 лет выступает в различных турнирах по керлингу. Его сын и дочь были хорошими легкоатлетами, показывали приличные результаты в беге.

А я в юниорском возрасте так серьезно тренировался в бейсболе, что реально рассчитывал подписать профессиональный контракт. Меня неоднократно приглашали на престижные юниорские турниры, в том числе и в США. Причем пребывание в тренировочных лагерях оплачивал уже не я сам, а клубы, которые просматривали перспективную молодежь. В частности, известная команда Pittsburgh Pirates. В сезон, когда я окончил общеобразовательную школу, я попал на карандаш знаменитому в прошлом бейсболисту Таурусу Коббу — для фанатов этого вида спорта эта фамилия до сих пор многое значит. Он особо меня опекал в тренировочном лагере, многому научил в плане техники и тактики игры. Я готовился особо тщательно. И мне скауты предложили контракт в одном из клубов.

— И почему вы не стали профессионалом в спорте?

— Был самый разгар холодной войны, и я попал в число неблагонадежных — не будучи гражданином СССР, а всего лишь нося русскую фамилию. Власти Калифорнии не дали мне добро на контракт, то есть на право работы. А играть за канадские клубы тогда было не столь престижно, интересно и выгодно. Так что я решил поступать в университет в Ванкувере не в качестве спортсмена, а в качестве обычного абитуриента — на факультет антропологии и социологии.

— Вы учились в университете за счет родителей?

— Отец платил за меня в течение пяти лет, но разные суммы, так как в некоторые годы обучения зарабатывал гранты.

Потом я работал. Сначала в Саскачеване, потом в Виннипеге, а оттуда в 1969 году уже переехал в Оттаву. Одно время работал в федеральном правительстве, в департаменте малоразвитых районов. Работал в комиссиях как антрополог и социолог — 4 года прожил в глухих районах Саскачевана. В частности, в городе Брадиусе, где находятся 4 резервации. Моя задача была — изучать жизнь индейцев.

— В советское время в наших СМИ писали, что индейские резервации — что-то вроде концлагерей. Сейчас порой пишут, что на территориях резерваций у индейцев прав больше, чем у остальных национальностей. Где же правда?

— Как ни странно вам покажется, правда и то и другое. Резервации были придуманы более 100 лет назад, и сначала предполагалось, что они помогут ассимиляции индейцев с другими народами. На самом деле же коренные жители Америки замкнулись сами на себе. Это была сегрегация. Индейцы начали думать, что у них особые права и привилегии, что они — первая нация. То есть они хотят пользоваться всеми правами граждан и даже привилегиями, но при этом по-настоящему гражданами себя и не считают. А привилегии они действительно имеют. Бесплатное образование и медицинское обслуживание. Обеспечение бесплатным жильем в местах резерваций. Но зачастую это не приносит пользу индейцам. Они все больше уезжают в города, а в резервациях очень мало рабочих мест. Довольно часто жилье у них приходит в негодность именно из-за неумения или нежелания поддерживать его в нормальном состоянии. Нельзя не упомянуть, что именно в резервациях сплошь и рядом процветают пьянство и наркомания — значительно больше, чем в среднем по стране. И в то же время не единичны случаи, когда индейцы, используя свои актерские или еще какие-нибудь способности, становились миллионерами, злоупотребляя своим правом не платить налоги, бесплатно или на льготных условиях приобретать землю. Хотя департамент, занимающийся делами индейцев, довольно многочислен, работает он довольно медленно, неуклюже принимает меры по части принятия оптимальных законов. И некоторые акты явно тормозят прогресс в резервациях. Например, явные льготы индейцам сочетаются с такими ограничениями для них, как запрет продавать легально свою землю или даже уже построенную на ней ферму. Всего индейцев в стране порядка миллиона, а резерваций примерно 800. Необходимо провести ревизию земли, но этим трудоемким процессом никто в правительстве не хочет заниматься. И в то же время нет единого мнения на сей счет и у самих индейцев. Многие из них полагают, что подписав этот акт, они фактически откажутся от статуса первой нации в стране и потеряют привилегии. Да и антагонизм между ними имеется, серьезные разногласия. И это неудивительно. Потому что до прихода европейцев у них был совсем разный уклад жизни. На западе Канады они жили оседло, в прериях Саскачевана быт был кочевой, а в Квебеке жили в лесах. И даже внешне индейцы из разных провинций сильно друг от друга отличаются — чертами лица, цветом кожи и другими признаками. Индейский вопрос сложный и очень противоречивый.

— Насколько внимательно вы следили за жизнью в России?

— Не просто внимательно следил, но довольно часто и надолго приезжал в СССР, а потом и в Россию. Первый мой визит состоялся в 1957 году на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Я выполнял сразу две функции — ехал и как делегат от общества духоборов, и как журналист. Всего Канада послала в Москву в 1957 году 300 делегатов, из них 13 духоборов. В моей группе было три представителя русских: один из Западной Европы, другой из Австралии, и я — из Канады. Субсидировало мою поездку общество «Родина», которое было организовано советской стороной. И, кроме того, я делал фотографии и репортажи для русскоязычных СМИ, в частности канадского духоборского журнала «Искра» (он до сих пор издается, правда, часть материалов выходит уже на английском языке). А русскоязычные канадские СМИ передавали часть моих материалов в англоязычные газеты и журналы.

В 1963 году я работал на Всемирном конгрессе антропологов в Москве переводчиком — туда меня направил мой университет в Ванкувере.

— Что вас больше всего удивило на исторической Родине в первый приезд?

— Вспоминая те годы сейчас, могу сказать, что СССР на меня произвел не такое уж плохое впечатление. Да, простое население жило тогда довольно бедно, оно в быту было лишено многих вещей, которые в Канаде были всем доступны. Например, личные автомобили, красивая одежда, бытовая аппаратура и даже цивилизованные туалеты. Но я принимал во внимание, что Советский Союз не так давно перенес самую кровопролитную и разрушительную войну. Везде бросались в глаза крупные стройки. В 1957 году я побывал в Москве, в Киеве, в Ясной Поляне. В порядке культурной программы нас возили в колхозы. На какой-то встрече нам повязали пионерские галстуки. Где-то мы видели явную показуху. Но нельзя было не заметить, что в то время шел процесс налаживания жизни в стране. Народ довольно быстро избавился от гнетущего страха, который довлел во времена правления Сталина. Мне кажется, в тот период советские люди смотрели на свое будущее более оптимистично, чем позже — в 1970-х и даже в 1980-х годах.

— А вы чувствовали настороженное и даже враждебное отношение к себе со стороны советских граждан?

— В 1957 году — нет. Тогда многие из них вообще в первый раз в жизни увидели своими глазами иностранцев. Мы как духоборы и в то время, и в последующие годы ставили себе целью наводить мосты между людьми из разных стран. Потому во взаимоотношениях старались искать положительные стороны, а не грязь. Надо сказать, и на Западе, особенно в США, политические деятели прикладывали немало сил для разжигания вражды между странами разных политических систем. А духоборы довольно настойчиво и регулярно участвовали в акциях протеста против войны во Вьетнаме, а также против испытаний оружия массового поражения. И часто имели большие неприятности.

-То есть вы занимались народной дипломатией?

— Да, многие свои поездки в СССР я оплачивал сам. Мою поездку на Московский фестиваль частично оплатил мой отец. Потом своими публикациями статей и фотографий эти затраты я вернул. Я вообще неоднократно навещал Москву, Грузию, Армению и другие места исторического проживания духоборов не в составе каких-то делегаций, а как турист. На старости лет и моя мама приезжала в Закавказье и Ростов, где тогда жил ее брат.

— А в какой мере потомки русских сейчас сами чувствуют себя русскими?

— С каждым поколением все меньше. Нынешняя статистика такова: сейчас примерно треть граждан нашей страны считает себя канадцами, а остальные две трети — англичанами, французами, ирландцами, индейцами, украинцами, русскими, хотя все имеют канадский паспорт. И пример моей семьи в этом плане очень показателен. 50 лет назад я женился на русской женщине из семьи духоборов. Мы прожили вместе более 20 лет, у нас двое детей. Последние 20 лет я женат на болгарке Кристине Христовой. Она была телеведущей на одном из болгарских центральных телеканалов. Но потом приехала в Канаду к своей дочке, да и осталась здесь жить. Первое время по-английски вообще не умела объясняться (а по-русски говорила хорошо), и я был ее переводчиком.

Мой сын Лев, которого я назвал в честь Льва Толстого, работает физиком, у него сложная такая тема — «климат». Ему 49 лет. Его жена — немка, ученый-ветеринар, она приехала из Германии в детстве вместе со своими родителями. Их старший сын Джаспер ходит в 11-й класс, дочь Катя — 8-классница. А моя дочь Тамара, 1964 года рождения, вышла замуж за ирландца. Оба они ученые, работают в сфере биологии и экологии. У нее сын Николай — 9-классник, перспективный хоккеист, дочь Елена — 5-классница. Мои дочь и сын по-русски говорят, но основные языки для них английский и французский. Они учились в школе в Оттаве, и в средней школе изучали именно эти два языка. Моя дочь в детстве активно участвовала в народной дипломатии на межгосударственном уровне, где наиболее известными фигурами стали девочки Саманта Смит и Катя Лычева. А моя Тамара стала лауреатом международного конкурса очерков, организованного советской стороной, и за это была премирована поездкой в Артек.

— А ваши внуки?

— Мои четверо внуков в совершенстве владеют английским и французским, а по-русски говорят только самые простые слова. Аналогичная ситуация у многих потомков духоборов. Даже на традиционных собраниях духоборах все чаще в разговоре переходят с русского языка на английский. А что уж говорить о служебном общении — здесь явно преобладает английский. А по мере того, как умирают бабушки и дедушки, нынешние молодые русские, даже если у них оба родителя русские, постепенно забывают родной язык. Это происходит даже в местах компактного проживания русских. Зачастую, когда в средней общеобразовательной школе имеется возможность выбрать в качестве второго языка (помимо английского) или французский, или русский, наши люди предпочитают французский.

— А ваши родители каким языками владели?

— В Альберте и Саскачеване много украинцев — намного больше, чем русских. И моя мама, приехав в Канаду в 15 лет, в школу ходила всего несколько месяцев. А соседи у нее были сплошь украинцы либо духоборы, так что она английский язык так до конца жизни толком и не выучила и даже лучше говорила на украинском. А отец, наоборот, по работе вынужден был постоянно общаться на английском и выучил его в совершенстве.

— Сейчас русских в Канаде стало больше?

— В последние 20 лет много русских приехало — они в основном осели в крупных городах — Торонто и Ванкувере, но среди них у меня мало знакомых. В Торонто имеются два русскоязычных телеканала, и один из них ловится по всей территории Канады на протяжении последних 30 лет.

— И напоследок не могу удержаться от такого вопроса. Когда шла хоккейная суперсерия 1972 года, вы за кого болели?

— Признаться, пока я ожидал начала этих матчей, я сильно колебался: какой из двух команд желать успеха в этом противостоянии? Ведь когда представители Канады участвуют в международных турнирах, я всегда болею за них. Но уже по ходу первого матча канадские хоккеисты раз за разом начали демонстрировать агрессию, а то и просто хамство, в то время как советские спортсмены показали себя настоящими джентльменами на льду, при этом демонстрируя виртуозную игру. Так что мои симпатии полностью перешли к ним.

Любопытные вещи рассказала «Труду» самый успешный отечественный специалист в керлинге Ольга Андрианова, приводившая женскую сборную России к победам на чемпионате Европы и молодежном чемпионате мира:

— В 2002 году россияне были дебютантами в новом для нас виде спорта — керлинге. И потому перед молодежным чемпионатом мира, проводившимся в городе Келоне, мы обратились к Канадской национальной федерации за помощью в организации тренировочных сборов в этой стране перед этим ответственным турниром. Руководители федерации познакомили нас с русской общиной города Гран-Фокса, и соплеменники выразили готовность нас принять. В то время российский спорт финансировался намного хуже, чем сейчас, и уже после разговора с русскими канадцами выяснилось, что нам спорткомитет оплачивает только перелет в Канаду, но на проживание в этой стране на сборах и аренду льда смета не предусмотрена. В результате нашу команду разобрали по русским семьям, в основном духоборческим. Они нам обеспечили ночлег, питание и даже аренду спортивного комплекса. Эти русские люди удивили нас многим. Непривычно и забавно слушалась их речь, оставшаяся где-то на уровне XIX века, с заметными украинизмами — «хлопец», «дивчина», «добре» и т. п. Заметно влияние местной украинской общины, гораздо более многочисленной. При этом наши новые русские знакомые проявляли такой патриотизм, какой редко встретишь на территории нынешней России. Хотя более 90% из них никогда не были в России.

Мы и в дальнейшем много раз приезжали в Канаду на соревнования и тренировочные сборы. И хотя с каждым годом финансирование спорта становилось все лучше, каждый приезд в эту страну у нас сопровождался дружеским общением с местными русскими, причем в разных регионах Канады. А Джерри Василенков даже стал менеджером нашей команды. Очень знающий, деловой и при этом кристально честный человек. Зачастую так случается, что финансы на поездку бухгалтерия командирующей организации выделяет слишком поздно, так что Джерри заранее вносит предоплату за гостиницу и другие расходы из своего кармана. Потом мы ему возмещаем. Тем не менее наши успехи на международных соревнованиях вряд ли состоялись бы без помощи канадских духоборцев.

Источник: trud.ru

Добавить комментарий