В Москве записали оперу Александра Градского по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».
Как-то в середине 70-х к Александру Градскому в гости зашел друг, поэт Павел Грушко. И после нескольких рюмок коньяка сказал, что закончил пьесу в стихах «Было или не было» по «Мастеру и Маргарите»:
— Если хочешь — напиши музыку к этой пьесе.
В Москве записали оперу Александра Градского по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».
Как-то в середине 70-х к Александру Градскому в гости зашел друг, поэт Павел Грушко. И после нескольких рюмок коньяка сказал, что закончил пьесу в стихах «Было или не было» по «Мастеру и Маргарите»:
— Если хочешь — напиши музыку к этой пьесе.
С тех пор — около тридцати лет! — Градский сочинял отдельные куски и целые сцены будущей оперы. А потом шесть лет записывал: автор никак не мог найти достойных, по его мнению, вокалистов. Например, думал пригласить Пугачеву на роль Геллы — мол, есть в ней какая-то чертовщинка, но отчего-то передумал. И роль отдал Лолите.
Сам Градский поет аж за 4 персонажей: Мастера, Иешуа, Воланда и Кота Бегемота. Маргаритой стала молодая певица Елена Минина.
Другим досталось лишь по крохотной строчке, но никто не в обиде.
Забавное совпадение: бывший врач Александр Розенбаум исполнил роль главврача психбольницы Стравинского. А «машинист» Андрей Макаревич, известный своими кулинарными опытами, стал буфетчиком Соковым, самая главная фраза которого в булгаковском романе — про «осетрину второй свежести». И в пьесе Андрею досталось спеть строчек десять максимум.
— Я знаю Градского 39 лет, — говорит Макаревич. — Не очень верил, что доделает эту оперу. А он, мало того что доделал, так еще на таком уровне высоком! На мой взгляд, это лучшее, что он сделал за свою жизнь.
— Ваша роль там не очень большая…
— Да при чем тут я? Я — маленький кирпичик, и это могло спокойно без меня обойтись. Я говорил Александру: «Пой за одного персонажа! Или можно совместить Мастер — Иешуа…» Тот отвечает: «Нет, ну а кто еще это споет?» — «Саш, ну тогда уж запиши один все партии! Это будет концептуально. Ты сможешь петь за любой персонаж!» — «Да, я понимаю, так и сделаю…»
Сделал почти так — все основные роли исполняет Градский, у остальных звезд — по нескольку строк. Но никто не обижен. Вот приехала на прослушивание Лолита со своим новым бойфрендом, тренером по теннису Дмитрием Ивановым:
— Я настолько почитаю Градского, этого величайшего музыканта, что, когда его голос с полгода назад раздался у меня в телефонной трубке, я была в состоянии шока. Он предложил мне сыграть Геллу, хотя по возрасту я, наверное, ближе к Маргарите. Но Саша нашел на эту роль потрясающе талантливую девушку, которая спела так, как надо.
Произведение будет продаваться на четырех дисках с приложением в виде книги, где напечатаны стихи. Ставить на сцене произведение не получится — об этом Градский говорил уже давно. Мол, никаких денег на это нет. А та опера «Мастер и Маргарита», которая сейчас идет на московских подмостках, к произведению Градского отношения не имеет.
Источник: kp.ru