Фестиваль в Локарно: без российских дебютов

Фестиваль в Локарно: без российских дебютов
В Локарно продолжает работу 64-й международный кинофестиваль. В его конкурсной программе — 20 фильмов, среди которых нет работ российских режиссеров.

В Локарно продолжает работу 64-й международный кинофестиваль. В его конкурсной программе — 20 фильмов, среди которых нет работ российских режиссеров.

Фестиваль в Локарно: без российских дебютов

Тем не менее российское кино на фестивале представлено: есть фильмы на русском языке, есть фильмы с участием российских актеров. Обращает на себя внимание обилие актуальных политических тем, затронутых в Локарно: французская картина «Любовники», например, посвящена истории любви француженки и афганского эмигранта, картина «Самая одинокая планета» рассказывает о туристах, заблудившихся в горах Грузии.

Кинокритик Андрей Плахов, находящийся в Локарно, расказал корреспонденту Радио Свобода, как проходит фестиваль:

— Современный кинематограф, если не говорить о развлекательном кино, так или иначе связан спроблемами, которые подсказывает сама жизнь. Много фильмов посвящены существованию эмигрантов в новой среде, проблемам их адаптации, преступлениям, конфликтам, сопутствующим этому процессу. В то же время фестиваль в Локарно стремится насыщать свою программу фильмами, которые имеют отношение к кино. Поэтому хотя картины действительно имеют политическую подоплеку, они сделаны по законам кино и стремятся наследовать традициям классического кинематографа. Например, фильм о любви француженки и афганского беженца-поэта сделан в традиции Робера Брюссона. Можно привести много примеров. И даже «Разбойничьи песни», французский фильм режиссера арабского происхождения Рабаха Амар-Замеха, действие которого происходит в XVIII веке, сделан в традициях классического французского кино. Таким образом, вот это соединение политической актуальности и кинематографической образности является характерной чертой конкурса фестиваля в Локарно.

— Среди крупных международных кинофестивалей фестиваль в Локарно можно назвать, пожалуй, самым открытым. Многие показы проходят под открытым небом на одной из площадей этого швейцарского города. Меняется ли как-то фестиваль?

— Мне кажется, что фестиваль меняется уже в прошлом году, когда пришел новый директор Ливьет Бер и насытил программу фильмами довольно далекими от широкой публики, иногда с шокирующими сценами. В этом году такие фильмы тоже есть. Их не так много. Они уравновешены другой частью программы. Задача их, очевидно, в том, чтобы привлечь более широкую публику и показать кино для всех. Фильмы эти разные. Здесь много американских картин, французских фильмов, известных артистов. В этом году в Локарно просто нашествие звезд — Харрисон Форд, Изабель Юппер (которая получает приз за вклад в кинематограф), Жерар Депардье…

— Какой-то фильм вас поразил или порадовал?

— Пока нет. Я еще не увидел того фильма, который становится оправданием того, что ты приехал на тот или иной фестиваль. Потому что если ты увидел даже один выдающийся фильм, то это уже немало. Я приехал с опозданием, и пока приглядываюсь к программе, смотрю, что здесь происходит, в том числе и ретроспективных программах. Здесь очень много интересных ретроспектив. В любом случае, разочарованным отсюда уехать трудно.

— В главной конкурсной программе российских фильмов нет. Вне конкурса новая работа, но уже известная, по крайней мере, кинокритикам в России режиссера Бакура Бакурадзе «Охотник» и ретроспективный показ «Андрея Рублева» Тарковского.

— Показ «Андрея Рублева» прошел уже вчера. Конечно, это было заметное событие фестиваля, хотя, повторяю, здесь очень много ретроспективных фильмов, классических.

Помимо того, что вы сказали, все-таки есть картина, которая будет показана завтра, и которая имеет отношение к России и довольно непосредственное. Это фильм немецкого режиссера Иоахима фон Бориса «Четыре дня в мае». Но в этом фильме действие происходит в Германии в самом конце Второй мировой войны, в последние ее дни, и играют в нем многие российские актеры — в частности, Алексей Гуськов, Иван Шведов, Андрей Мерзликин и другие. Речь идет о судьбах людей, очень сложно переплетенных в драматической ситуации — в частности, о судьбе 13-летнего мальчика, который разрывается между двумя враждующими силами, поскольку он сам, как выясняется, наполовину немец, наполовину русский.

Вчера я посмотрел фильм, который тоже имеет отношение к нашей стране. Он называется «Ханаан». Он снят режиссером, жившим в Узбекистане и переехавшем в Корею. Картина корейского производства, но большая часть ее разворачивается в Ташкенте в среде молодых людей, чья юность пришлась на период перестройки, Проблема наркоторговли, (нрзб), вновь обретенная свобода, трудности выбора своего жизненного пути… Главный герой — узбекский кореец, он мечется между своей исторической родиной и той родиной, которую он обрел. В общем, довольно драматический фильм, неплохо сделанный, по-режиссерски сыгранный, и практически весь исполненный на русском языке.

Фестиваль в Локарно имеет давние и прочные традиции, но не входит в число самых влиятельных в мировом кино; таковыми считаются кинофестивале в Канне, Венеции и Берлине. Об иерархии международного фестивального движения рассказывает кинокритик Валерий Кичин:

— Берлинский фестиваль, который пока еще входит в тройку главных фестивалей Европы, невероятно просел за последние годы. При новой дирекции он превратился в фестиваль, объективно говоря, совершенно другого класса.

Венеция и Канны идут пока ноздря в ноздрю, хотя у Канн, конечно, более серьезные, фундаментальные позиции. Он очень талантливо и умело ведется. Там всегда есть сюжет, там всегда есть повод для споров. Режиссеры, конечно, в первую очередь стремятся отдать свои картины Каннскому фестивалю.

— Почему Берлинский фестиваль, на ваш взгляд, отступил?

— Утратил в какой-то мере свою очень четкую ориентацию, свою декларированную миссию — служить объединению распавшейся Европы. Поскольку Европа во многом воссоединилась, эта миссия сама собой отпала, а новой не возникло. И он с той поры никак не может решить — а чем ему заниматься?

— Получается, Венецию и Канны пока никто не догонит. Кто дышит в затылок Берлину?

— Надо сказать, что все остальные фестивали, по крайней мере, в Европе более специализированные. Я сейчас не беру крупнейший фестиваль мира в канадском Торонто, поскольку он может вполне стоять рядом с Венецией и Каннским фестивалем. В Европе таких крупных фестивалей все-таки нет. Пожалуй, на сегодня один из наиболее динамично развивающихся фестивалей — это фестиваль в Карловых Варах. Он тоже нашел какую-то свою нишу. Это фестиваль, который привлекает огромное количество молодых зрителей со всей Европы. Туда просто стекаются тысячи молодых людей, разбивают там палатки на склонах гор. И вообще там невероятная атмосфера. Римский фестиваль пытался отбить пальму первенства у Венеции, но не вышло не только потому, что не было ясно выраженной концепции, но и потому что в Риме сменился мэр. Он не стал уделять столько внимания этому фестивалю.

Из фестивалей помельче — как раз фестиваль в Локарно. Он специализируется на открытии новых имен, на артхаусном кино, кино шокирующем, кино эпатирующем. В этом он весьма преуспевает. У него своя аудитория. Это такой камерный фестиваль местного разлива.

Фестиваль в Сан-Себастьяне очень хорош, но он тоже, конечно, второго ряда, куда отдают фильмы только в том случае, если они не попали ни на один их главных фестивалей.

Московский фестиваль утратил свою функцию своеобразной форточки в мировое кино, которую он выполнял в Советском Союзе, а новой не возникло. Московский фестиваль мог бы как-то продолжать линию борьбы за гуманизм в киноискусстве, что было бы, пожалуй, даже актуально и смело, ибо кинематограф сегодня начинает служить отнюдь не объединению человечества.

— Возникает много новых кинофорумов и в России, и в республиках бывшего Советского Союза — какой-нибудь «Золотой абрикос» в Ереване, фестиваль молодого кино в Киеве, Тихоокеанский форум во Владивостоке. Киноискусство само отберет нужное, а ненужное отвергнет?

— Ххорошо, что эти фестивали существуют, множатся. Они множатся, главным образом, в ответ на то, что происходит на экранах. Большой дефицит того, что можно называть кино. Идут аттракционы, идут стрелялки для детворы, для подростков, идут сказки, фэнтези для подростков. Но тот кинематограф, который во всем мире когда-то собирал многомиллионые аудитории, перестал существовать на экранах. Он сейчас ушел либо в Интернет, либо на фестивали. И когда в Вологде возникает фестиваль под названием «Voices», где показывают хорошее кино, — конечно, это шаг вперед.

Источник: svobodanews.ru

Добавить комментарий