Все экспонаты выставки 1872 года решено было сделать музейной коллекцией. Но здания у вновь созданного музея еще не было. Оно появилось через несколько лет: в центре Москвы на месте торговых рядов был построен роскошный «боярский замок».
Дальнейшее строительство растянулось на три десятилетия, в результате музей занял целый квартал и стал одним из архитектурных брендов столицы. Впрочем, бренд — это не только внешний облик здания, утверждает директор Политехнического музея Борис Салтыков:
Все экспонаты выставки 1872 года решено было сделать музейной коллекцией. Но здания у вновь созданного музея еще не было. Оно появилось через несколько лет: в центре Москвы на месте торговых рядов был построен роскошный «боярский замок».
Дальнейшее строительство растянулось на три десятилетия, в результате музей занял целый квартал и стал одним из архитектурных брендов столицы. Впрочем, бренд — это не только внешний облик здания, утверждает директор Политехнического музея Борис Салтыков:
«У нас есть еще один бренд — Большая аудитория, которая имеет самостоятельное значение. Она завершена в 1907 году и была тогда самой крупной публичной площадкой Москвы. Там проводились все диспуты. Там уже в советское время была известная дискуссия Луначарского, наркома просвещения, с митрополитом Введенским на тему: есть ли душа? Тогда это было актуально. Там выступали поэты Серебряного века, известные ученые, включая Нильса Бора».
К середине 1930-х годов, когда сталинские репрессии стали усиливаться, дискуссии в Политехническом музее стихли. Кроме того, было свернуто большинство экспозиций. После Второй мировой войны — новый поворот в судьбе музея. Политехнический становится площадкой популяризации научных знаний. И таковой он остается до сих пор: любой человек может прийти сюда, чтобы узнать про законы физики, провести химический опыт, пощупать своими руками любопытные приборы. А можно просто послушать лекцию или посмотреть научный фильм.
Но был в истории Политехнического музея еще один период, когда наука словно уступила место искусству. Он пришелся на 1950-1960-е годы прошлого века, на время так называемой идеологической оттепели. Это был звездный час Большой аудитории, где устраивались литературные и музыкальные вечера, куда приглашались молодые поэты, олицетворявшие в ту пору свободомыслие: Евтушенко, Рождественский, Ахмадуллина, Вознесенский, Окуджава.
Выйдя на сцену Большой аудитории Политехнического музея уже в XXI веке, Евгений Евтушенко рассказал, на какие уловки шли власти, чтобы закрыть этот очаг свободы, дискредитировать поэтов:
«Они нас назвали собранием каких-то истерических кликуш, уводящих молодежь со столбовой дороги коммунизма. И решили привезти с собой настоящих рабочих, которые показали бы нам, как говорят в России, „кузькину мать!“и „где раки зимуют“. Привезли на поэтический вечер ребят прямо со строек, заляпанных краской, весь балкон был занят ими. Мы думали, что балкон рухнет — так они нас поддерживали и аплодировали!»
Год 140-летия для Политехнического музея рубежный: начинается модернизация. Историческое здание встает на реконструкцию, а параллельно ведется разработка концепции развития музея. Реконструкцией занимается японское архитектурное бюро, а планами развития — британская фирма.
— 140-летие Политехнического музея отметили в Александрии — Политеху роют яму
К 2018 году москвичи получат современный Музей науки — новый культурный центр. А пока что 200 тысяч экспонатов и огромная научная библиотека будут размещаться на временных площадках.
Источник: rus.ruvr.ru