Фильм-сюрпиз:
Цезарь должен умереть братьев Тавиани
Фильм-сюрпиз:
Цезарь должен умереть братьев Тавиани
Фильм стариков за восемьдесят, бесконечно уважаемых киносообществом, но давно списанных в утиль, оказался самым живым на фоне соцреалистических опытов других участников программы тех, что моложе, актуальней и бодрей. Бенедек Флигауф снял расстрел цыганской семьи на ручную камеру, Брийянте Мендоза отправил Изабель Юппер в джунгли с исламскими боевиками, Кристиан Петцольд взялся за тему из золотого немецкого треугольника нацизм-стена-красные бригады, сняв историю про женщину-врача из Восточной Германии, которая стремится сбежать в Западную, то, что в пересказе звучит как спекуляция, ей и оказалось. А Витторио и Паоло, в последние годы все больше экранизировавшие Толстого, пошли в тюрьму, где зеки поставили Юлия Цезаря, и зафиксировали это на пленку. Итальянские патриархи, снимающие докудраму в застенках на ч/б, и рецидивисты, декламирующие Шекспира на шконке отличная иллюстрация тому, какой крутой замес highbrow, lowbrow и nobrow представляет из себя современная глобализированная культура. Метод идеально совпадает с темой, Цезарь должен умереть получает Золотого Медведя, старший брат Витторио срывает пенсионерскую кепочку и победно размахивает ею над головой.
Фильм, на который никто не попал:
Должна пролиться кровь: К нацистам под прикрытием Петера Оллендорфа
Немецкий журналист шесть лет подряд ходит со скрытой камерой на концерты ультраправых рок-групп, снимая, как их крепкоголовая аудитория употребляет пиво, месит друг друга в толпе и скандирует нацистские марши вроде вынесенного в название Blut Muss Flieen. Немецкий документалист снимает о журналисте фильм, где от героя в кадре только рыжая борода и псевдоним в титрах. На Берлинале на это кино за два дня не взять билеты в отличие от широко разрекламированного Железного неба, сатирического стимпанк-сайфая о том, как чернокожий космонавт встречает на Луне фашистов, укрывшихся там после Второй Мировой. Наци из соседнего кабака волнуют публику больше, чем Удо Кир, в сотый раз пучащий глаза под форменной фуражкой: фашизм в Европе снова перестал быть смешным. Вот нарезка Blut Muss Flieen: на 52-й секунде в толпе решительной молодежи неожиданно появляется благообразный тип в твиде, чем-то напоминающий кинокритика Виктора Матизена, а в финале неонаци играют в ручеек.
Русский конфуз:
Английские субтитры к Конвою
Автор Кремня и Бубна Барабана Алексей Мизгирев предпринял попытку вырваться за пределы неонеореализма поколения Хлебникова и Хомерики, сняв о солдатах, ментах и гастарбайтерах не соцдраму и не триллер, а черную фантасмагорию. Садовое и Бульварное кольцо у него круги ада, куда спускаются невинная душа (юный дезертир) и ее суровый проводник (конвоир, который должен доставить солдата в часть). Первый при этом кукарекает и скачет на корточках, второй в какой-то момент надевает клоунский нос; оба неуязвимы и бессмертны. Чтобы опоэтизировать путинскую реальность, сделав ее персонажей куклами из страшноватого гиньоля, нужна определенная отвага за выпендреж Мизгирев был немедленно и без особых аргументов оплеван родной критикой. Главная проблема, впрочем, в том, что иностранная его попросту не поняла фильм сопровождали кошмарные субтитры, благодаря которым Конвой в глазах мировой прессы стал неудачной эксцентрической комедией. В плане цитируемости с легкой руки рецензента Variety Лесли Фельперин победил оборот dunghole panic attack (очко играет). Винить ли в сложившейся ситуации ФСБ, Госдеп, сатану или продюсера фильма Павла Лунгина, сэкономившего на переводчике теперь уже не важно.
Русский скандал:
Война против собственного летописца
Фильм о главных акционистах РФ документалист Андрей Грязев снимал в обстановке строжайшей секретности и с сотрудниками центра Э под окнами. Завтра, показанное в секции Форум, не понравилось ни поклонникам, ни противникам Войны. Первым показалось, что режиссер мог бы воспеть героизм персонажей погромче вместо того, чтоб показывать, как сверхлюди пьют по скверам краденое пиво и моют ребенка в ванной. Вторым не понравилось, что ребенка заставляют принимать участие в противоправных действиях и кормят копченой колбасой, используя при этом ненормативную лексику. Участники Войны на показ не приехали, поскольку по большей части находятся в международном розыске, зато написали Дитеру Косслику обличающее письмо. Единственным текстом о фильме, вышедшим в день премьеры и одновременно день тридцатилетия режиссера, оказался материал на сайте журнала Сеанс, где Грязеву припоминали спортивное прошлое (он профессиональный фигурист) и радовались, что тот не снимает игрового кино. Завтра действительно рассказывает об инфантилах и не дает их действиям никакой оценки что не может не раздражать пламенных представителей общественности по обе стороны баррикад, зато ужасно понравилось Сергею Лознице, который после показа крепко пожал автору руку и добавил его в друзья на Facebook.
Фильм-пытка:
Милый друг
О кинодебюте театральной величины Деклана Донеллана многое говорит тот факт, что в сорежиссерах значится его же сценограф: все вышло богато, декорации ого-го, в роли офицерика, делающего карьеру через постель, демонический Роберт Паттинсон. На мужей тех богатых жен, что он собирается растлевать, герой глядит в упор и так грозно (камера при этом чуть снизу), что в руки обеим сторонам просится по пистолету, а в уста реплика This city is too small: коллега Антон Долин на показе остроумно обозначил происходящее как экранизацию Мопассана в жанре вестерна. Это, однако, как и водевильная игра Умы Турман и Кристин Скотт Томас, скорее радует а мучает ни на секунду не стихающий закадровый нео-Берлиоз, которым, по мнению авторов, стоит озвучивать сумрачные метания героя по парижским дворцам и кабакам позапрошлого века.
Лучшая пара призер награждающий:
Франсуа Озон и Мигель Гомеш
Мигелю Гомешу, снявшему один из самых нестыдных фильмов конкурса, достался приз имени Альфреда Бауэра За инновации, который автоматически причисляет автора к сомнительной категории молодой, но многообещающий. Сорокалетний режиссер, участник Канн вышел на сцену с мрачным лицом, и улыбка вручавшего приз Франсуа Озона несколько померкла, когда Гомеш не глядя взяв приз из его рук, наклонился к микрофону и произнес: Спасибо, конечно, за награду. Я вообще-то пытался снять старомодное кино. Табу — черно-белый и частью немой фильм об умирающей старушке.
Источник: afisha.ru