В борьбе за «возвращение» муз

В борьбе за «возвращение» муз
6 января в Малом зале консерватории начинается уже 16-й фестиваль «Возвращение» — искреннее действо, стопроцентно направленное на позитив, давно имеющее свой стиль, свое лицо, постепенно выросшее из идеи Романа Минца и Дмитрия Булгакова — просто пригласить поиграть тех друзей-музыкантов, кто прежде жил на Западе, но вернувшихся в Россию…

6 января в Малом зале консерватории начинается уже 16-й фестиваль «Возвращение» — искреннее действо, стопроцентно направленное на позитив, давно имеющее свой стиль, свое лицо, постепенно выросшее из идеи Романа Минца и Дмитрия Булгакова — просто пригласить поиграть тех друзей-музыкантов, кто прежде жил на Западе, но вернувшихся в Россию…

В борьбе за «возвращение» муз

И дело тут не в ура-патриотической горячке: музыканту даже полезно жить и учиться в Европе, одна из составляющих его профпригодности. Проблема гораздо глубже: современная Россия (не считая столицы) в принципе не приспособлена для существования в ней классической музыки как факта. О чем в канун открытия фестиваля корреспондент «МК» поговорил с одним из участников — харизматичным виолончелистом Борисом Андриановым (играет в концертах 6, 8 и 12 января).

— Во-первых, хочу всех поздравить с Новым годом, — начинает Борис, — и пожелать, чтобы люди стали больше понимать друг друга… это главное. Слушайте хорошую классическую музыку, она помогает в наше непростое время глубже смотреть внутрь себя, становиться открытыми и искренними.

— Отталкиваясь от философии фестиваля «Возвращение»: вы-то родину не сменили?

— В смутное время 90-х годов многие из нашего поколения уезжали. Кто-то вернулся, а кто-то нет. Мне лично приятнее сейчас жить дома, чем где-либо еще, но я не могу сказать, что музыканты навсегда уехавшие на Запад — поменяли родину. Нет. Им просто там комфортнее. Родина остается родиной, а творить удобнее в Англии, Америке, Германии… кому как. Отсюда банальный вывод: надо, чтобы родина… нет, не родина, а государство — посмотрело бы сторону культуры. Тогда и отток будет меньше.

— А так отток талантов продолжается?

— Да конечно продолжается. Если в Москве и в Санкт-Петербурге еще есть какие-то возможности, то в других российских городах их нет. Да и столицы не резиновые. Да, я живу в Москве, но лично мне удалось провести в жизнь такую историю, чтобы много выступать в регионах. И картину всего происходящего в стране вижу хорошо.

— В двух словах — эта картина хоть чуть-чуть движется к лучшему?

— Не хватает кадров для того, чтобы развивалось детское музыкальное образование. Нужны хорошие педагоги. А где их взять? Надо либо взрастить, либо откуда-то привезти. Концертная жизнь в глубинке (даже в крупных провинциальных городах) очень скудна; музыкальный рынок беден, академические звезды дальше Москвы и Питера не едут… Вот у меня есть проект «Поколение звезд» (извините за рекламу), нас немножко поддерживает Министерство культуры, — и за какие-то деньги я и мои друзья, хорошие музыканты ездим и играем. Но это капля в море. Так что всё упирается в финансирование. И в понимание. А то в некоторых регионах огромные средства вбухиваются в дворцы детских школ искусств, покупаются туда рояли за бесконечное количество денег, при этом у этих роялей нет, например, настройщика: а зачем настройщик — с него же не получишь откат. И преподавателей тоже нет. Извращенное понимание: «Мы ж построили школу как Дворец съездов — а чего вы еще хотите?».

— А у нас всё так: красиво и с завитушками, а, скажем, акустики нет. Всё уходит на внешнюю красивость…

— Увы. Ни акустики, ни педагогов… Дети-то рождаются талантливые, но алмазы нуждаются в хорошей огранке. Нет, существуют «Новые имена», иные программы, которые ездят-отбирают, но это всё равно скудно. То же самое и с концертной жизнью: наряду с нами в иной филармонии выступает ансамблю «Бутырка», потому что радио «Шансон» летит в провинции изо всех щелей, и филармония понимает, что на «Бутырке» можно заработать, чтобы пригласить потом, например, какого-нибудь органиста… вот так всё делается.

— Хочется взглянуть на это лет через 20: хоть что-то изменится?

— Я не вижу никаких изменений, по крайней мере, за последние 20 лет. Делаются отдельные хорошие вещи, но в целом стало только хуже. Дело не в том, где жить, — мир такой маленький, быстро по нему перемещаешься… Смысл в том, что нас (Россию) в мире уважают мало уже за что. Исполнительская культура остается пока предметом этого уважения…

— Но если Минобраз и дальше будет проводить свои чудесные реформы по слиянию и упразднению, то лишимся и этого.

— Вот и говорю, что через 20 лет ничего хорошего не будет.

— С виолончелистами в нашей стране всё в порядке? В смысле, молодых талантов хватает?

— Опять же — они есть в столицах, но их нет в регионах… никто из детей не идет на виолончель, нет преподавателей. Я вот даю мастер-классы в детских музыкальных школах, так мне (как струннику) приходится заниматься со скрипачами — «а виолончелистов у нас нет». А что вы хотите — есть такие города, где нога солиста-виолончелиста не ступала последние лет 15… Если раньше были организации (вроде Союзконцерта), которые целенаправленно возили музыкантов по всей стране (тот же Ростропович миллион раз проехал вдоль и поперек), — то сейчас федеральные концертные организации изжили себя. И всё зависит от человека на местах: деятелен директор филармонии — всё будет в порядке (как в Екатеринбурге, Новосибирске). Но такие города — по пальцам пересчитать. А в Ставрополе специально для меня сколотили подиум (часть виолончелистов играет на подиуме), потому что давным-давно не видели там человека с виолончелью…

— Ну хоть в Москве всё в шоколаде…

— С концертной жизнью — да, но зарплаты у педагогов в детских музыкальных школах и училищах все равно очень маленькие… Но, хочется завершить на хорошем — рад пригласить вас на 16-й фестиваль «Возвращение», — участвую в нем с самого начала, не пропустил ни одного года, очень горд этим. Для меня это — самое лучшее времяпрепровождение в январские праздники. Столько молодых талантов — все горят, все играют бесплатно, без гонорара… очень сближающая атмосфера в зале!

Источник: mk.ru

Добавить комментарий