Хэппенинг как спасение человечества

Хэппенинг как спасение человечества
Афиша гласила: «Акция по спасению человечества от всех предполагаемых и ожидаемых угроз». На самом деле всё оказалось не так уж драматично! Визуально-звуковое действо приглашало к участию публику, разворачивалось без какого-либо сценария, без ограничений по времени — одним словом, полный хэппенинг, да еще с элементами шаманства.

Афиша гласила: «Акция по спасению человечества от всех предполагаемых и ожидаемых угроз». На самом деле всё оказалось не так уж драматично! Визуально-звуковое действо приглашало к участию публику, разворачивалось без какого-либо сценария, без ограничений по времени — одним словом, полный хэппенинг, да еще с элементами шаманства.

Хэппенинг как спасение человечества

Самым неожиданным было то, что в конце концов публично уничтожались партитуры прозвучавших музыкальных произведений. Неужели современные композиторы отважились на признание нежизнеспособности своих сочинений?

За комментариями пришлось обратиться к идеологу события и его главному участнику — известной российской скрипачке Татьяне Гринденко. «Такая вещь, конечно, была бы невозможна в традиционном концерте. Но это не концерт, а акция по спасению от угроз!», — подчеркнула она в интервью «Голосу России»:

«Когда вам нужно что-то осветить, вы зажгли спичку, а потом погасили ее и выбросили. Не является ли это уничтожением света на всем свете? Так говорить, конечно, нельзя. Есть какие-то вещи, которые не являются символическими, а означают просто то, что вы нечто специально сделали, отработали — и всё, больше этого нет».

Кстати, арт-объекты, представленные во время акции, остались целыми и невредимыми. Да и можно ли вообразить «кощунство» их уничтожения, если, например, «Колесо времени» предлагает прямой путь спасения от угроз? Художник Сергей Катран так сконструировал свое колесо, что оно способно… «изменить ток времени и помочь избежать конца света».

Если же говорить серьезно, то приходится признать большую живучесть и востребованность так называемого московского концептуализма — неофициального направления в искусстве, возникшего еще в советские времена, в 1970-е годы, и объединившего под своими знаменами людей умных, талантливых, а также склонных к ироничному осмыслению действительности.

Правда, у современных концептуалистов, в отличие от предшественников, иронии не заметно. Они ставят прямо-таки вызывающую задачу «спасения», за которую, как известно, отвечают лишь высшие внеземные силы. «Вот мы их и будем просить, вернее — будем им помогать своими действиями», — замечает по этому поводу Татьяна Гринденко.

Впрочем, все эти «спасительные акции» произрастают из древней традиции мистерий, которые «учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами». Однако перенесенные на почву светского развлечения они, в общем, профанируют сами себя. Известно, например, что сразу после смерти выдающегося русского композитора Александра Скрябина, увлекавшегося различными мистериальными идеями, его жена Татьяна Шлёцер в 1915 году стала устраивать на месте смерти своего супруга небольшие домашние «оккультные мистерии». Наверное, они как-то просветляли участников, кто ж теперь знает!..

Между прочим, публика в основном с большой охотой откликается на подобные «действа» и стремится к соучастию даже тогда, когда ее об этом не просят. Известен также случай, когда во время исполнения сочинения знаменитого немецкого композитора-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена «Штиммунг» (Stimmung) слушатели начали впадать в транс, раскачиваться и подвывать музыке. После чего автор, находившийся за звукорежиссерским пультом, попросил аудиторию «сидеть смирно». А может быть, зря он так? Ведь, как говорит Татьяна Гринденко, «по чистоте намерений и по искренности того, что человек делает, он и получает»…

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий