«Гадкого утенка» покажут на площади

«Гадкого утенка» покажут на площади
От того, кто занимает место директора крупного фестиваля, от его вкусов, художественных предпочтений и «тараканов» в голове зависит не только курс, который держит то или иное киномероприятие, но и судьбы целых кинематографий. Поясню на примере. Несколько лет назад российских фильмов в конкурсе фестиваля в Локарно вовсе не было. Причина: бывшая директриса Ирене Биньярди боялась летать в Москву. «У меня трое детей!» — говорила она, и по этой уважительной причине русские картины проходили мимо крупнейшего кинофорума — одного из главных законодателей кинематографической моды. В то время, как именно в Локарно много лет назад обрели международный статус Глеб Панфилов и Александр Сокуров.
От того, кто занимает место директора крупного фестиваля, от его вкусов, художественных предпочтений и «тараканов» в голове зависит не только курс, который держит то или иное киномероприятие, но и судьбы целых кинематографий. Поясню на примере. Несколько лет назад российских фильмов в конкурсе фестиваля в Локарно вовсе не было. Причина: бывшая директриса Ирене Биньярди боялась летать в Москву. «У меня трое детей!» — говорила она, и по этой уважительной причине русские картины проходили мимо крупнейшего кинофорума — одного из главных законодателей кинематографической моды. В то время, как именно в Локарно много лет назад обрели международный статус Глеб Панфилов и Александр Сокуров.
«Гадкого утенка» покажут на площади

От того, кто занимает место директора крупного фестиваля, от его вкусов, художественных предпочтений и «тараканов» в голове зависит не только курс, который держит то или иное киномероприятие
Руководство сменилось, и каждый год в Локарно стали появляться отечественные картины. За престижного «Золотого леопарда» боролись «Многоточие» Андрея Эшпая, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Бубен, барабан», Алексея Мизгирева. Последний фильм в прошлом году выиграл две награды из пяти — за лучшую режиссуру и второй по значению приз, «Серебряный Леопард».

Но вот директор фестиваля Фредерик Мэр решает занять пост руководителя швейцарской синематеки, и курс Локарно резко меняется. В этом году сюда приходит Оливье Пэр, бывший глава «Двухнедельника режиссеров» — независимого ответвления Каннского фестиваля, в рамках которого показывают картины, иногда чересчур радикальные или маргинальные для официальной программы. Последствия прихода Пэра в Локарно очевидны: новый директор намерен основательно встряхнуть швейцарский фестиваль, слегка заросший обаятельной буржуазной ряской. Вместо скучноватого «кино не для всех» в конкурс приглашены диковатые жанровые гибриды на грани и за гранью хорошего вкуса. Например, фильм канадского маргинала Брюса ЛаБрюса «Лос-Анджелесский зомби» (LA Zombie) — помесь самодельного «ужастика» и гей-порно. По сюжету заглавный герой (в исполнении порно-актера Франсуа Сагата) возвращает к жизни мертвых, но от этого не менее похотливых мужиков единственным известным ему способом. В параллель этой картине в конкурсную программу включен новый фильм Кристофа Оноре «Мужчина в бане» (Home au Bain), где в главной роли тот же порно-актер Сагат. После Рокко Сиффреди это первый случай столь массированной экспансии представителя порно-индустрии в арт-кино. Любопытно, что в картине молодого, но уже известного француза Оноре («Прекрасная смоковница», «Все песни о любви») в паре с гей-порно-актером выступит благородная Кьяра Мастроянни. Дочери Катрин Денев и Марчелло Мастроянни на фестивале вручат приз за ее достижения в актерской профессии. На мой взгляд, слегка преждевременно.

Неизвестно, как респектабельная швейцарская общественность отнесется к подобным нововведениям. Возможно, проявит сочувствие и толерантность к попыткам поиска новых идей, форматов и форм. А, возможно, сметет волной народного негодования.

Надо ли говорить, что при подобном раскладе российским фильмам места в конкурсе вновь не нашлось? Нет, новый директор Локарно не является русофобом. Я общался с Оливье в прошлом году: он до сих пор очень высоко ставит российскую картину «Шультес», премьера которой состоялась в его бытность директором каннского «Двухнедельника режиссеров». В этом году, видимо, ничего равного ей по уровню ему найти не удалось.

Зато на главной городской площади, Пьяцце Гранде, состоится мировая премьера нового фильма Гарри Бардина «Гадкий утенок» — анимационного мюзикла на стихи Юлия Кима и музыку Чайковского. Едва ли на киноглобусе можно найти место лучше для показа такой картины: 8 тысяч благожелательных зрителей, открытое звездное небо итальянской Швейцарии, и перспективы продать фильм на всю Европу! … Забытая в мире и на родине российская мультипликация вновь возвращает себе международный интерес и фестивальную публику. С этим стоит поздравить и отличного режиссера Бардина, и нас всех.

Источник: kp.ru

Добавить комментарий