Как воспитать из ребенка классического танцора

Киев — 27 марта, АиФ Украина. Выпускники украинских балетных школ становятся солистами ведущих мировых трупп. О том, как готовят будущих звезд балета, «АиФ» рассказал руководитель Киевской муниципальной академии танца им. Сержа Лифаря Андрей ЛЯГУЩЕНКО и худрук Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко, руководитель Школы хореографического мастерства Вадим ПИСАРЕВ.

Все начинается с семьи

Киев — 27 марта, АиФ Украина. Выпускники украинских балетных школ становятся солистами ведущих мировых трупп. О том, как готовят будущих звезд балета, «АиФ» рассказал руководитель Киевской муниципальной академии танца им. Сержа Лифаря Андрей ЛЯГУЩЕНКО и худрук Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко, руководитель Школы хореографического мастерства Вадим ПИСАРЕВ.

Все начинается с семьи

История украинской школы строилась на славе советского и русского балета. До развала СССР в хореографических училищах был огромный наплыв абитуриентов, и на одно место претендовало по 25 человек. Андрей Лягущенко приводит совсем другую статистику: «Сейчас хорошо, если на одно место приходит пять девочек. Мальчиков — один-два, и мы берем всех».

В Киевской муниципальной академии танца им. Сержа Лифаря на сцене репетируют второкурсники. Юноши и девушки 15-16 лет станут участниками социального проекта и будут танцевать вместе с сиротами и детьми из социально незащищенных семей. Но, прежде чем подключить к номеру непрофессионалов, они должны раз— учить танец.

Хореографа-иностранца студенты понимают прежде, чем им успевают перевести его слова. В течение получаса я наблюдаю превращение отрывистых па в танец. Глядя на то, как внимательно подростки следуют указаниям, насколько быстро подхватывают движения, мне с трудом верится, что помимо балета у них сейчас есть другие интересы.

Расспрашиваю преподавателей о том, откуда у детей такая увлеченность? В академии танца есть представители «балетных» семей, но династическая преемственность — отнюдь не норма. Подавляющее большинство студентов действительно начинают под нажимом родителей, но в основном потому, что последние просто любят балет или, по крайней мере, считают, что он отвлечет детей от улицы. В любом случае, именно с родительского увлечения и начинается воспитание будущих артистов.

Маленькие работники

Оптимальный возраст для начала занятий балетом — шесть лет, когда оценивать можно только данные.

«Если ребенок подвижен — уже хорошо, — говорит А. Лягущенко. — Важно и то, запоминает ли он мелодию и ритм. Мы смотрим на то, может ли ребенок делать „лягушечку“ (то есть сесть в положение на полу, когда стопы прижаты друг к другу, а колени — максимально разведены в стороны и прижаты к полу. — Ред.). Это то, из чего потом можно делать необходимую выворотность. Оцениваем и шаг — возможность максимально высоко поднять ногу вверх».

В шесть лет ученики занимаются дважды в неделю. Слушают музыку, делают упражнения на растяжку, развивают эластичность мышц. У педагогов нет снобизма в вопросе подготовки «балетных» малышей — они приветствуют занятия как в государственных, так и в частных хореографических школах, участие в танцевальных кружках. Также делают акцент на том, что в самом начале пути трудолюбие намного важнее природных данных.

«Если человек хочет и будет работать, он станет профессионалом, и все исправит, — объясняет В. Писарев. — Например, если у него нет шага, он выработает его. На моей памяти есть много таких примеров, когда люди без данных танцевали лучше, чем люди с данными».

Обучение балету — работа и для родителей. Именно они следят за такой составляющей, как питание ребенка. Тут важно не впадать в крайности. С одной стороны, нужно не набрать вес, который потом так трудно сгонять. С другой — не заставлять маленького танцовщика голодать. Педагоги говорят, что артистам балета важно просто придерживаться норм здорового питания — каши, фрукты, овощи и животный белок, необходимые для роста мышц. На фаст-фуды, сладости и газировку — запрет, что, впрочем, правильно и с точки зрения диетологии.

С семи-восьми лет нагрузка постепенно увеличивается — добавляется одно занятие в неделю. Так продолжается вплоть до пятого класса общеобразовательной школы. Приблизительно с девяти лет начинается профессиональная подготовка, и занятия проходят каждый будний день. В девятом классе наступает момент «принятия решения». Если подросток хочет стать артистом — ему нужен диплом.

Как украинские циркачи покорили мир

Почти артист

14-15 лет — именно в этом возрасте хореографические училища набирают студентов. Можно сказать, что это — последняя возможность начать балетную подготовку «с нуля». Преподаватели говорят, что шанс поступить есть не только у тех, кто трудился с шести лет, но и у одаренных подростков. Тут удача снова на стороне мальчишек — в училищах зачастую готовы браться за любой мужской «материал».

Студентам предстоят занятия в балетном классе шесть дней в неделю. Параллельно они изучают общеобразовательные предметы. Учеба непростая, но подростки в таком возрасте — уже вполне сознательные люди. «Наибольший отсев происходит в раннем возрасте, — объясняет А. Лягущенко. — На этапе шестого-седьмого классов происходит перелом, и дети уже не уходят — они наши. Балет — в определенной степени наркотик. Он идет через физическое к духовному. После длительной нагрузки и тренировки тела ребенок на определенном этапе понимает, что оно его слушается, подчиняется ему. После этого детей уже из класса не выгонишь, и их нет нужды заставлять».

Обучение в хореографическом училище длится четыре года, то есть до 18-19 лет. Выпускники получают диплом «младшего специалиста» и с этой корочкой на руках могут трудоустроиться в балетную труппу. Ищут как сами, так и реагируя на заявку того или иного коллектива, которому требуется танцовщица или танцовщик определенного характера и амплуа.

В перспективе у него — 20 лет работы в качестве артиста балета. Затем наступает «пенсионный возраст». Впрочем, это — не приговор. По его достижении можно работать постановщиком, хореографом и преподавателем.

Иностранные перспективы

Преподаватели не скрывают, что выпускники украинских хореографических училищ далеко не всегда остаются работать на родине. В другую страну они отправляются в основном не из романтических побуждений. Просто там выше карьерные и зарплатные ожидания.

«Я обеспечил выпускниками своей школы все московские и множество европейских театров, — констатирует В. Писарев. — Из Украины выпускники уезжают от маленьких зарплат. В Европе же они получают по 4-6 тыс. евро в месяц».

Но есть и другие причины отъезда. Например, Борис Эйфман — руководитель Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета — ценит украинских артистов: уроженцев нашей страны и выпускников отечественных учебных заведений.

Когда начинали мастера? Серж Лифарь. Наш земляк пришел в балетную школу Брониславы Нижинской в возрасте 17 лет. Рудольф Нуриев. Танцевал в детском фольклорном ансамбле, а классическим балетом занялся в 17 лет, когда поступил в Ленинградское хореографическое училище. Валерий Ковтун. Народный артист УССР и СССР в детстве посещал танцевальный кружок при Доме культуры железнодорожников, занимался в самодеятельном коллективе балета при Доме культуры студентов. Поступил в Киевское государственное хореографическое училище в 18 лет.

Источник: ukr.aif.ru

Добавить комментарий