Бывшие подпольщики устроили вернисаж

Бывшие подпольщики устроили вернисаж
В Москве открылась выставка, больше похожая на художественную инсталляцию, чем на музейную экспозицию. Она называется «Самиздат. Сделано в СССР». Книги, которые издавались подпольно, лагерные фото и алюминиевая утварь – все это теперь свидетели другой, уже не всем понятной эпохи.

В Москве открылась выставка, больше похожая на художественную инсталляцию, чем на музейную экспозицию. Она называется «Самиздат. Сделано в СССР». Книги, которые издавались подпольно, лагерные фото и алюминиевая утварь – все это теперь свидетели другой, уже не всем понятной эпохи.

Бывшие подпольщики устроили вернисаж

Музей центра им. Андрея Сахарова вместил в себя шесть столов с книгами, снимками, «свидетельствами эпохи» в стеклянных банках, посудой и множеством снимков. Целая стена отведена под фото и краткие справки о бойцах того «невидимого» фронта. Столы стоят криво, экспонаты, на первый взгляд кажутся разбросанными в беспорядке. Куратор выставки Людмилая Василовская призналась, что это вышла такая имитация обыска: «Приходили спецслужбы, разбросали все и ушли. А вы смотрите».

Опасные имена

Под стеклом лежат первые, доходившие до читателей только в виде перепечаток, издания Гумилева, Солженицина, Ахмадулиной. Первый «Реквием» Ахматовой 1940 года, рядом «Софья Петрова» Чуковской, тоже сорокового. На соседнем столе свидетельство о лагерном быте: «Рисунки из тетрадей» Евфросинии Керсновской. В этой тетради яркие цветные рисунки и короткие пояснения к ним. Самый страшный русский комикс.

В Самиздате впервые звучали новые произведения Пастернака, Твардовского, Слуцкого, Булгакова, Мандельштама, Хэмингуэя и многих и многих других. То, что не издавалось в Советской России, было под гласным или негласным запретом, находило выход в кустарных переплетах, безвестных машинистках и «кухонных» встречах.

«Рисунки из тетрадей» Евфросинии Керсновской — самый страшный русский комикс Источник GZT.RU

Самиздат – это была не только форма подачи информации в обход цензуры, но и фронт борьбы за права. Бойцы этого фронта имели реальный шанс оказаться в ГУЛАГе. И многих из них эта участь постигла.

Самиздат – особое культурное явление, благодаря которому люди близкие по духу могли обмениваться мыслями вопреки любым запретам. Вопреки расстояниям.

Директор Государственной публичной исторической библиотеки Михаил Афанасьев сказал, что самиздат возник как аналог интернета, и никогда больше не возродится, пока интернет есть. «Этой экспозицией мы можем в истории самиздата смело поставить точку» – без тени сожаления сказал он.

Сифон и гитара

Эта экспозиция выстроена не по академическим музейным канонам. Она скорее является творческим, эстетическим решением, над которым поработала «Мастерская-таф» (Театр Архитектурной Формы).

Экспонаты не разложены по датам, не раскрывают линии истории этого явления. Это выставка. Она – не набор мертвых фактов, она – живое произведение искусства. Произведение, тонко отражающее многозначность самиздата.

Эту многозначность дополняют объекты, которые к самиздату относятся лишь косвенно, или не относятся вовсе. Старый бобинный магнитофон, механическая пишущая машинка – все это символы не только самиздата, но и магнитиздата, еще одной формы «неоцензуренного» творчества. На бобинах, в магнитных записях распространялась авторская песня, так популярная в шепотно-кухонной реальности.

Рядом гитара, старая, тех времен – еще один непременный атрибут свободомыслящих, «неформатных» граждан. И сифон. Почти забытый кухонный атрибут – толстая бутыль в проволочной оплетке – домашний автомат по производству газированных напитков.

На стенах – фотографии, изображающие авторов и просто сцены из жизни того времени.

Отдельно в стеклянных банках – «свидетельства эпохи». На каждой банке вместимостью около литра – бумажная подпись: «пыль», «вата», «стружка», «стекло», «шлак». Память о двориках, стройках, лесопилках. Память о том, что всего не хватало, и все шло в ход.

Живые свидетели

Среди тех, кто пришел на открытие выставки, было много свидетелей той эпохи. Эпохи «книг-из-под-полы» и «борьбы-с-системой». Настроение у всех было приподнятое, ведь «советская цензура ушла в прошлое».

Очень похоже на то, как на День победы собираются вспомнить былое старые фронтовики. «Победа была за нами!» «Наше дело было правое, вот мы и победили!».

«Ветераны» предлагают приводить сюда школьников и рассказывать и о том, что когда-то были совсем другие времена. Эти люди боролись, и сегодня могут то, за что раньше рисковали попасть на этап, выставить публично. Показать детям.

Жалуются только, что даже журналистам теперь объяснять надо, что это за явление было такое – самиздат.

Источник: gzt.ru

Добавить комментарий