Британский музей сделает копии артефактов Таджикистану

Британский музей сделает копии артефактов Таджикистану
Анора СаркороваРусская служба Би-би-си, Душанбе

Таджикистан обратился к Британскому музею с просьбой сделать несколько копий древних артефактов из так называемого «амударьинского клада», для изготовления которых таджикская сторона передала британцам золото.

Первые копии артефактов в Душанбе рассчитывают получить к Международному дню в Навруз — 21 марта, когда в стране в рамках празднования древнего арийского торжества откроется новый музей.

Анора СаркороваРусская служба Би-би-си, Душанбе

Таджикистан обратился к Британскому музею с просьбой сделать несколько копий древних артефактов из так называемого «амударьинского клада», для изготовления которых таджикская сторона передала британцам золото.

Первые копии артефактов в Душанбе рассчитывают получить к Международному дню в Навруз — 21 марта, когда в стране в рамках празднования древнего арийского торжества откроется новый музей.

Британский музей сделает копии артефактов Таджикистану

В 2007 году пресс-секретарь президента Таджикистана Эмомали Рахмона призвал руководство Британского музея вернуть клад в страну, но музей заявил, что никаких официальных просьб со стороны Таджикистана не поступало, добавив, что неизвестно происхождение сокровищ.

Таджикистан все еще надеется, что Британский музей даст свое согласие на проведение в стране выставки амударьинского клада. С такой просьбой Душанбе неоднократно обращался к руководству известного музея, но ответа так и не получил.

«Возможно, это связано с опасениями британцев, что мы можем не вернуть назад коллекцию древностей, хотя мы давали гарантии безопасности. Мы не получили конкретного ответа. Но важно еще и понимать, что организация подобной выставки — дорогое удовольствие, и можем ли мы себе это позволить? У кого— то могут возникнуть вопросы, но мы уверены, что англичане фактически спасли эти артефакты от уничтожения. У нас нет и не может быть никаких претензий к Великобритании», — подчеркивает Рахим Масов, директор Института истории, археологии и этнографии АН Таджикистана.

Британский антиквар

Амударьинский клад или сокровища Окса (так его еще называют на Западе), состоит примерно из 170 золотых предметов, возраст которых датируется периодом правления Ахеменидов (4 — 2 вв. до н. э.). Коллекция артефактов была найдена на развалинах древнего городища на берегу реки Амударья (Окс) на территории современного Таджикистана.

История этого клада окутана легендами и похожа на детективный рассказ.

Древняя коллекция, состоящая из женских украшений, монет, статуэток людей и животных, кувшинов, подвесок проделала огромный путь через Таджикистан, Афганистан, Индию, прежде чем попасть в Лондон.

При этом она переходили из рук в руки то купцов, то вооруженных грабителей и, наконец, собирались по частям на антикварных рынках.

Большинство предметов были проданы на рынках Британской Индии (современный Пакистан), некоторые были собраны антикваром Огастусом Уоллстоном Френксом, впоследствии завещавшим собранные им предметы из клада Британскому музею.

«Многие экспонаты, найденные в результате археологических раскопок на территории Таджикистана в разные годы, в том числе и во время СССР, отвозили в Россию и Узбекистан. Так они там и остались. Вернуть их уже невозможно. Радует, что, например, в Санкт-Петербурге они выставляются как достояние Таджикистана. Возвращать любые находки очень сложно, практически невозможно», — говорит академик Рахим Масов.

Копии экспонатов

Таджикистан неоднократно обращался к руководству Британского музея с просьбой о проведении выставки амударьинского клада в Таджикистане. Однако до сих пор в Душанбе не получили ответа.

При этом британцы согласились сделать несколько копий экспонатов из знаменитой коллекции, которые будут выставлены в таджикском музее.

По словам академика Рахима Масова, было заказано лишь несколько копий, поскольку их изготовление занимает не только много времени, но и дорого обходится.

«Проведение любой выставки — это и способ заработать деньги. На подобные выставки в других странах люди съезжаются со всех уголков, чтобы увидеть это. Но в нашем случае коллекцию смогут посмотреть только жители Душанбе и его гости. Из регионов народ не приедет. Причин много. Бедность и наша ментальность. У нас нет традиции ходить в музеи, нет большой тяги к их созданию. Это традиция характерна для многих стран на Востоке. Кроме того, меценатство у нас практически не развито», — признается Рахим Масов.

Таджикский Будда

Самым ценным экспонатом музея древностей Таджикистана является статуя 13-метрового Будды, найденного в 1966 году при раскопках монастыря VII века в местечке Аджина-теппа, в двух часах езды от Душанбе.

Весит статуя пять тонн, ее длина более 13 метров. Положение таджикского Будды, возлежащего на правом боку, буддистами признается каноническим.

Археологи назвали это место «домом тысячи Будд», поскольку при археологических работах под землей находились еще несколько сотен статуэток различного размера.

Реставрационные работы продолжались три года. Будду воссоздавали буквально по фрагментам российские специалисты.

После того, как талибы разрушили каменных Будд в афганском Бамиане, таджикский Будда стал самым древним и большим.

«Наш Будда сейчас самый древний и большой, — рассказал директор музея древностей страны Саидмурод Бобомуллоев. — В отличие от разрушенных каменных Будд в Бамиане, таджикский сделан из специальной породы глины с добавлением минеральных красителей. К сожалению, секрет древних мастеров утерян. По данным экспертизы, находке около 2000 лет».

Без поддержки государства

Большая часть старинных находок 1966 года разрушена и восстановлению не подлежит. Виной тому не только время. В эпоху арабских завоеваний мусульмане строго запрещали изображать лица, поэтому все языческое уничтожалось.

В случае с таджикским Буддой ученым так и не удалось разыскать фрагменты его правой руки и знаменитый плащ-сангхати. По всей вероятности, они были уничтожены арабами в VIII веке.

В советские времена на территории Таджикистана работали более 30 археологических экспедиций. Сейчас в стране проводятся совместные российско-таджикские экспедиции. Кроме того, российские ученые помогают стране в создании реставрационно-технических лабораторий и обучении таджикских специалистов.

Государство на эти работы деньги не выделяет. При этом единственный в стране музей древностей выплачивает государству налоги в размере около 10 тысяч долларов за счет продажи билетов. Музей практически самостоятельно обеспечивает свои нужды, однако ему требуется государственная поддержка.

«Все музеи мира существуют на дотацияих. У нас большая проблема с молодыми кадрами. Выпускники истфаков не хотят заниматься наукой. Денег здесь не заработаешь», — отметил Рахим Масов.

Источник: bbc.co.uk

Добавить комментарий