МОСКВА, 25 ноя — РИА Новости, Светлана Янкина. Абсолютно темная комната с поролоновым полом, качели и кровать, на которой можно полежать и посмотреть телевизор, — в таком антураже предстает искусство последнего столетия на обновленной постоянной экспозиции Московского музея современного искусства на Петровке, открывающейся в пятницу.
МОСКВА, 25 ноя — РИА Новости, Светлана Янкина. Абсолютно темная комната с поролоновым полом, качели и кровать, на которой можно полежать и посмотреть телевизор, — в таком антураже предстает искусство последнего столетия на обновленной постоянной экспозиции Московского музея современного искусства на Петровке, открывающейся в пятницу.
Некоторое время назад музейщики решили больше не прятать в запасниках свою обширную коллекцию, в которой есть произведения и авангардистов, и нон-конформистов, и современных художников, а раз в год обновлять экспозицию, каждый раз при помощи приглашенных кураторов показывая что-то новое.
«Идея была такая — взять постоянную коллекцию музея, ее пересмотреть и развесить лучшее по залам. В целом на этот раз проект получился многослойным, потому что здесь есть на что посмотреть людям, разбирающимся в искусстве, только интересующимся, да и детям тут тоже будет нескучно», — рассказал РИА Новости куратор Дмитрий Озерков, занимающийся также посвященной современному искусству программой «Эрмитаж 20/21».
Логику масштабной экспозиции подсказала архитектура здания — бывшего особняка купца Губина с парадной лестницей, анфиладами и потолочными росписями. Залов в нем не перечесть, все они небольшие, и в каждом искусство отвечает заявленной для этого помещения теме.
Среди них — «Очень доброе и приятно знакомое» с вполне традиционными натюрмортами и пейзажами, «Искусство об искусстве» с произведениями Георгия Острецова, «Синих носов» и Игоря Макаревича, которые переосмысляют своими работами Малевича, Уорхола и Пьерро делла Франческа. Раздел «Попробуй спеть вместе со мной» посвящен перестройке и кумирам, чьи звезды зажглись в 1980-е, но и по сей день они остаются, без сомнения, культовыми персонажами. Здесь можно увидеть фильм Сергея Лысенко «Конец каникул» — дебют Виктора Цоя в кино, портрет Сергея Курехина Даши Фурсей, «Мавзолей» Комара и Меламида и работу основателя «Новой Академии» Тимура Новикова, выполненную в его знаменитом стиле — изображение на ткани.
Куратор говорит, что проект задуман как путешествие по миру идей прошлого и нынешнего веков, выраженных различными средствами — картинами, видео, инсталляциями, фотографиями. Среди них встречаются и совершенно неожиданные — в частности, автопортрет Малевича и рисунок секс-символа 1950-х Джины Лоллобриджиды.
Озерков отметил, что коллекция ММСИ — хорошая, но разнородная, поэтому, чтобы сделать выставку более живой, он добавил к ней произведения тех художников, которые пока не представлены в собрании музея.
Среди них — открывающая выставку гигантская инсталляция Дмитрия Теселкина «Конструктор», картонные детали которой заполнили практически все помещение, где она выставлена. Кроме этого художника, отдельные залы занимают еще некоторые — например, видео Крисса Салманиса «Зной» о тихой деревенской жизни можно посмотреть, сидя на качелях.
«Присаживайтесь, не бойтесь, трех человек они точно выдержат», — приглашает куратор, несмотря на протесты смотрительницы, уверенной, что качели являются частью произведения искусства и сидеть на них не стоит.
Забавы ради в один из залов Озерков поместил настоящую кровать — табличка рядом с ней гласит, что на ней можно лежать и пользоваться пультом, чтобы выбрать наиболее интересную передачу по телевизору.
«Допустим, жена говорит мужу — “Пойдем в музей”, а он ей отвечает, что ему охота дома телевизор посмотреть. Для таких людей мы и поставили кровать с телевизором. Конфликт решен», — комментирует затею Озерков.
Еще одна находка — зал, где ты находишься в абсолютной темноте, которую нарушает лишь светящаяся видеоинсталляция Айдан Салаховой «Моя невеста» и подсветка мобильных телефонов, с помощью которой следует рассматривать произведения. Среди них можно обнаружить рисунок Пикассо, а необычные ощущения от находки подкрепляются и тем, что на мягком поролоновом полу надо удерживать равновесие.
Подобные аттракционы, как полагает куратор, помогут привлечь людей в музей — одни просто позабавятся, а другие начнут читать комментарии к выставленным произведениям и в итоге более серьезно отнесутся к процессу.
Источник: ria.ru