Для поддержки отечественной анимации нужна госпрограмма — режиссер Инесса КОВАЛЕВСКАЯ

Для поддержки отечественной анимации нужна госпрограмма — режиссер Инесса КОВАЛЕВСКАЯ
Создательнице первого отечественного мультипликационного фильма-мюзикла «Бременские музыканты», музыкальных мультфильмов «Катерок», /в котором звучит знаменитая «Чунга-Чанга»/, «Как львёнок и черепаха пели песню» и многих других Инессе Ковалевской сегодня исполняется 80 лет. Режиссер и сценарист рассказала ИТАР-ТАСС о создании своих знаменитых мультфильмов и поделилась планами на будущее.

Создательнице первого отечественного мультипликационного фильма-мюзикла «Бременские музыканты», музыкальных мультфильмов «Катерок», /в котором звучит знаменитая «Чунга-Чанга»/, «Как львёнок и черепаха пели песню» и многих других Инессе Ковалевской сегодня исполняется 80 лет. Режиссер и сценарист рассказала ИТАР-ТАСС о создании своих знаменитых мультфильмов и поделилась планами на будущее.

Для поддержки отечественной анимации нужна госпрограмма — режиссер Инесса КОВАЛЕВСКАЯ

— Инесса Алексеевна, Ваши фильмы создавались много лет назад, однако их до сих пересматривают и дети, и взрослые.

— Я всю жизнь работала для детей и считаю, что это самое важное занятие из всех. Если вы хотите, чтобы вас любили и помнили — вкладывайте все свои силы и душу в детей. Главная аудитория мультфильмов — малыши. Для взрослых мультики могут быть на сотом месте, у них других впечатлений хватает, а для ребенка главное — картинка, музыка, слово. В 2-3 года им это необходимо, это их учит, формирует. А потом они вырастают и благодарят за фильмы. У меня есть знакомый академик, он все время говорит: «Обожаю ваш мультфильм про львенка и черепаху, тысячу раз пересматривал». Или недавно лежала в больнице, и медсестра, когда узнала, что я сделала «Бременских музыкантов», сразу ко мне прониклась, пообещала во всем помогать. А когда я выписывалась — вдруг дарит мне гипсового ангелочка, говорит на прощание: «Будьте здоровы, пожалуйста…»

— Практически все Ваши фильмы были музыкальными…

— Музыка — самое главное и необходимое, это полет, фантазия, гармония. Когда мы радуемся — поем и танцуем, когда грустим — плачем. И это все тоже музыка. Она сопровождает нас всю жизнь, поэтому надо уметь ее слышать. В свое время я делала классическую серию для малышей с 2-3 лет. В этом возрасте важно слышать классическую музыку, потом они могут перейти на любую другую. Там был Чайковский, Мусоргский, Прокофьев, Шостакович. Все это сказочно красиво. Практически все великие композиторы писали для детей, потому что понимали — это важно. Я работала и с прекрасными современными композиторами — Гладковым, Шаинским. Летом была за городом, там гуляли 18-летние, и как вы думаете, что они пели? «Я на солнышке лежу», «Чунга-Чанга», «День рождения». А больше песен как-то и нет.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться российская анимация?

— Если честно, не очень верю в будущее нашей мультипликации. Для кино важны две вещи — экран и зритель, если нет зрителя, то нет и кино. А сейчас зрители, в основном, смотрят не наши мультики, американские. Я вот вижу, что по утрам, часов в 5-6 показывают хорошие советские мультфильмы, но дети в это время спят, в хорошее же время показывают иностранные фильмы. Но они не учат детей связывать мысли, не развивают фантазию. Наши же, действительно, лучше, вот коллекция «Союзмультфильма» — это такой неразменный пятак, советские картины продаются во всем мире. А мы тем временем теряем наших детей. Вот я приехала к друзьям, у них внучка. Она только что закончила 1-й класс, милая, чудесная, но читает кое-как, по слогам. А ее учительница говорит: «Ничего страшного, к пятому классу научится». Или у меня спортивная площадка рядом с домом, там дети от 3 до 10 лет. Я послушала, как они разговаривают. Как маленькие старички. Мыслят репликами и слоганами из рекламы. Возможно, я утрирую, но если не заниматься детьми, то это плохо закончится.

— И какой вы видите выход?

— Нужна пропаганда детского кино, какой-то организатор, какой-то центр. Была бы я помоложе, сама бы за это взялась. Необходимо поддерживать нашу анимацию, для этого нужна госпрограмма, нужен план. Сейчас мультфильмы создаются для фестивалей, а до зрителей не доходят. Это очень печально, надо что-то менять. Детская программа — очень серьезная вещь. Сейчас сделан акцент на авторском кино, авторских мультфильмах. Они тоже нужны, но необходимы и простые вещи. Утерян смысл работы мультипликатора, каждый пытается выразить себя, свой внутренний мир. Но важно не скрываться за иносказаниями, пародиями, а делать все проще, но более весомо.

— Расскажите о своих планах, пожалуйста.

— Конечно, я уже не снимаю, но много пишу — сценарии, книги. Сейчас заканчиваю большую, красивую книгу, очень интересный материал. Она будет о том, как создавались «Бременские музыканты». Написано легко, просто, будет любопытно и обычному читателю, и как пособие для профессионалов. У картины была своя необычная история, эта лента — удивительная. Она не демонстрировалась ни на одном фестивале, не получала никогда никаких наград. А успех был сумасшедший.

— А что по поводу сценариев?

— Пишу сценарий, называется «Как важно быть рыжим». Там и приключения, и погони, и юмор. Главный герой — лисенок, который попал в город. Ему все помогают, и все рыжие — и маленькая девочка, и котенок, и попугай. Еще лежит сценарий по «Лебединому озеру» на музыку Чайковского, сценарий про детство Сергея Радонежского. Все лежит. Написала уже половину книги «Любите ли вы мультипликацию?». Жалко, что все это плохо идет. Есть режиссеры, которые могли бы снять, есть заинтересованные люди, а издателей и денег нет. Я их просить не умею, да и никогда, если честно, не умела.

— И все-таки не будем в день рождения о грустном. Как вы планируете отмечать юбилей?

— Тихо, дома. Кто сможет — тот придет. Будут ли какие-то вечера и ретроспективы — понятия не имею. Но Союз кинематографистов меня не забывает, спасибо ему большое. И московский Музей анимации тоже. И деньги какие-то начали отчислять за наши же фильмы, еще лет 15 назад такого не было. Но самое главное — мне грех жаловаться, мои мультфильмы любят. Недавно я сама их пересматривала, они выглядят вполне современно. Все, что я делала — не зря.

Наталья Баринова

(ИТАР-ТАСС, Москва)

Архив эксклюзивных интервью в базе данных ИНФО-ТАСС по подписке

Источник: itar-tass.com

Добавить комментарий