Состояние радио: Генеральный продюсер «Ретро FM» о коллекционерах винила, первой и последней русской звезде хип-хопа и Joy Division

Состояние радио: Генеральный продюсер «Ретро FM» о коллекционерах винила, первой и последней русской звезде хип-хопа и Joy Division
Владимир Иваненко

генеральный продюсер Ретро FM

Что вообще такое ретро? Как вы это для себя определяете?

Владимир Иваненко

генеральный продюсер Ретро FM

Что вообще такое ретро? Как вы это для себя определяете?

Состояние радио: Генеральный продюсер «Ретро FM» о коллекционерах винила, первой и последней русской звезде хип-хопа и Joy Division

Для нас ретро это музыка, которая что-то значит для людей от 30 до 50 лет. Это песни и артисты, которых мы захватили в советское время, когда смотрели по Центральному телевидению Мелодии и ритмы зарубежной эстрады и Утреннюю почту. Это музыка, под которую люди плясали на школьных и студенческих дискотеках и которая играла на танцплощадках и свадьбах c начала 70-х и почти до конца 90-х. При этом, вы же понимаете то, что является хитом для нашей публики, не обязательно что-то значит для человека такого же возраста, например в Германии. Был железный занавес, за него проникало строго определенное количество музыки, и, как правило, с опозданием. И была цензура, худсоветы, единственная на весь СССР фирма грамзаписи Мелодия. Мы играем только музыку, которая прошла через все эти фильтры. Много замечательных песен осталось по ту сторону и соответственно не превратилось в хиты для широкой аудитории, не оставило эмоционального следа. И у нас их нет, потому что Ретро FM это про эмоции, про воспоминания, про глубокие, так сказать, чувства.

Вы вроде бы в выгодном положении вам не надо гоняться за новинками и рисковать с ротациями нового материала. С другой стороны, как не надоесть слушателю? Ведь получается, что на радиостанции крутится только определенный набор исполнителей и песен?

Нам очень трудно надоесть слушателю, потому что этих песен, к счастью, очень, очень много. Взять, например, так называемый музыкальный феномен 80-х, когда появились суперзвезды и суперхиты, до сих пор успешно конкурирующие с любым современным материалом. Существует много объяснений, почему этот взрыв произошел именно в 80-х: относительно стабильная экономическая ситуация в мире, востребованность института звезд, отсутствие поточного, индустриального подхода в поп-музыке и так далее. Может быть, дело также и в другом темпе жизни: не было интернета, было больше времени на сочинение мелодий, и вдохновение как бы посещало композиторов чаще. В любом случае эта эпоха до сих пор привлекает очень широкую аудиторию. Если вы придете на наш ежегодный фестиваль Легенды Ретро FM в Олимпийском, вы увидите, что в танцпартере зажигают не столько тетеньки и дяденьки, сколько публика в возрасте около 25-ти. Очевидно, в этой музыке есть какой-то энергетический заряд, которого молодым людям не хватает в нынешнем материале, часто перепродюсированном и копирующем идеи и креативные ходы двадцатилетней давности. А у нас все это имеется в оригинале. Конечно, надо уточнить, что понятие эпоха 80-х условное, оно захватывает и часть 70-х, и начало 90-х. Правда, 90-е дали гораздо меньше хитов.

То есть получается, у вас репертуар вообще никак не меняется?

Да нет, почему же. Радиостанция ведь не воспроизводит один и тот же список песен, как шарманка. В эфире играет музыкальная база, которая регулярно меняется и обновляется. Плюс мы постоянно что-то добавляем из 90-х то, что начинает поблескивать позолотой. И еще Ретро FM имеет свое комьюнити коллекционеров винила, фанатов различных редкостей и one hit wonders. Время от времени они подбрасывают треки, на первый взгляд, забытые, но послушаешь и вспомнишь действительно, была такая песня, сверкнула в каком-нибудь Peters Pop Show или программе Взгляд. Причем имена, конечно, совсем не на слуху например, Эарта Китт или Сидни Ром. Или из отечественного: как раз недавно появилась очень смешная песня 1989 года сестры Базыкины, Moscow Nights. Кроме того, у нас есть ежедневное танцевальное шоу Вечеринка Ретро FM там вообще постоянно обновляемая музыка, в живом клубном миксе. И потом мы регулярно экспериментируем на слушателях, добавляем целые кластеры условно форматных хитов, смотрим, как они выглядят в общем потоке, и что-то потом переводим в основную базу. Например, не так давно мы таким образом пробовали поздние 90-е. И такие персонажи, как Стрелки, Руки вверх, Hi-Fi очень хорошо легли в микс, но все же потом получили недостаточные оценки на аудиторном тесте и ушли. А, скажем, Иванушки International и Белый Орел остались. Кстати, вот группа Руки вверх прекрасный пример того, что является ностальгией для всех, а что не для всех. Вроде бы настоящая легенда дискотечной, популярной музыки, не менее глобальное явление, чем Ласковый май и Мираж, которые были до них, но нет, пока поставить не получается.

Сестры Базыкины, тот самый советский one hit wonder. В клипе появляется Владислав Листьев

Ну Руки вверх были лет на 10 лет позже, чем Ласковый май. А кто-то из ровесников Рук у вас сейчас играет?

Например, группа Комбинация или Кай Метов.

Но они тоже были раньше. Если судить по себе, то Руки вверх это мои 12 лет, а Комбинация мои 6 лет, это большая разница, разные поколения. Руки вверх вызывают ностальгию все-таки у людей помоложе.

Хорошо, а если взять западных артистов? Какие танцевальные хиты выражают вашу ностальгию? Вот Доктор Албан, Haddaway, E-Type это ваша музыка?

Пожалуй, да. E-Type мы в детстве очень любили. Хотя они тоже лет на пять помоложе.

Ну вот E-Type у нас в ротации. Более того, он настолько хорошо воспринимается аудиторией, что два года назад мы его даже позвали на Легенды Ретро FM. И там он, как говорится, нереально зажег правда, сразу прыгнул со сцены в зал, поближе к фан-зоне, так что были даже проблемы с телеверсией.

Ну а если говорить про, скажем так, более прогрессивные группы 90-х? Кар-Мэн, Богдан Титомир

Кар-Мэн по полной играет на Ретро FM со всеми своими географическими хитами про Лондон, Сан-Франциско и Бомбей. Титомиру пока везет меньше. Мы его ставили, но без особых результатов, к сожалению. Не проходит даже супершлягер Делай как я.

А в чем принципиальная разница с Кар-Мэн?

Во всем. Другая музыка, другой стиль и отсюда другой хитовый потенциал. Он же был нашей первой и вроде бы последней звездой хип-хопа, плюс этот очень американизированный образ, выходы на сцену в бейсбольной форме и все такое. А у нас ведь американская тема в широкий музыкальный формат не проходит видимо, в годы железного занавеса Америка была слишком далеко. Даже такие гигантские международные бренды, как Мадонна и Майкл Джексон, не стали народными ни в Советском Союзе, ни в России, и мы играем буквально несколько их песен. Что же говорить о таких американских легендах как Дайана Росс, Донна Саммер, Синди Лаупер, Билли Джоэл. Для нас это два-три хита, а в Штатах Билли Джоэл мегазвезда рок-н-ролла и даже сейчас может собрать в туре 10 стадионов.

Часто появляющаяся в эфире Ретро FM композиция ВИА Ариэль В краю магнолий многим памятна по кинофильму Груз 200

У вас же, кстати, вообще рок-музыки мало играет.

Достаточно мало. Потому что рок-музыка, называя вещи своими именами, имеет гораздо меньшую аудиторию. Мы все-таки говорим о такой общенародной ностальгической дискотеке-караоке. Под Deep Purple, Led Zeppelin и Pink Floyd особо не попляшешь, да и подпеть не всегда получится. Хотя это все слушали, конечно, взахлеб. И отдельные рок-группы у нас играют например, Scorpions, Dire Straits, Nazareth.

А пробовали ли вы ставить шансон?

Да, пробовали. Но тут надо сначала разобраться, что называть шансоном. Как показывают исследования, для большинства людей шансон это все-таки что-то, что ассоциируется с тюремным опытом. Голуби летят над нашей зоной, Хоп, мусорок, не шей мне срок Наши новые российские суперзвезды, которых относят к шансону, Григорий Лепс, Трофим, Елена Ваенга, Стас Михайлов это все-таки уже другое явление, скорее новое лицо российской эстрады и новый стандарт кассовых сборов. При этом наши слушатели, судя по опросам, не ждут, что эти артисты попадут в ротацию на Ретро FM, при всей народной любви. К нам люди приходят, чтобы забыть о проблемах, оказаться в полностью позитивной атмосфере там, где уже гарантированно не произойдет ничего плохого. А от тех артистов, которых мы обсуждаем, аудитория ждет не только музыки, но и диалога. У них есть ответы на вопросы, которые традиционно возникают во время застолья, и они реализуют потребность в вагонных спорах и кухонных разговорах за жизнь. Тем не менее у нас в эфире есть такие, на первый взгляд, шансонные звезды, как Михаил Шуфутинский, Любовь Успенская, но они уже настолько легендарны, что находятся вне этой системы координат.

Еще у вас, кажется, совсем не звучит советская эстрада Аида Ведищева, Валентина Толкунова, Муслим Магомаев, допустим. Хотя казалось бы.

При всем уважении к этим именам, у нас очень мало официальной эстрады, имеющей корни в 60-х, мало репертуара отчетных концертов в Колонном зале Дома союзов если вы понимаете, о чем я. Нельзя объять необъятное, это уже слишком большой шаг в прошлое, другая эстетика, другой звук, слишком драматический посыл. Поэтому, скажем, трудно представить себе в эфире Ретро FM песни Иосифа Кобзона, хотя это настоящий символ советской эпохи и абсолютная, незыблемая легенда. А вот Аиду Ведищеву как раз можно услышать очень часто. Это пример более легкого жанра, музыки, которая объединяет все поколения, я имею в виду ее песни из любимых кинокомедий: Бриллиантовая рука, Кавказская пленница.

Из советской эстрады особенным спросом на Ретро FM пользуется Лев Лещенко

Вы понимаете, что будет с аудиторией вашей радиостанции через 10 лет? По идее, она либо постареет, либо вам придется сдвигать ваши репертуарные рамки.

Естественно, музыкальная база будет обновляться за счет материала 2000-х годов, но при этом мы думаем, что и популярность той музыки, которая играет на Ретро FM сейчас, не будет падать глобально у нее очень мало конкурентов. Это же, что называется, на все времена. Посмотрите на два главных федеральных телеканала. Если речь не идет о новых хитах, какие песни играют сейчас в новогодних огоньках и праздничных концертах? Это те же самые шлягеры 708090-х годов, которые современные звезды с удовольствием перепевают и включают в свой репертуар. К тому же наша целевая аудитория люди семейные, у них есть дети, которые, так или иначе, находятся под влиянием музыкального фона, в котором живут их родители. В квартире работает телевизор, в большом торговом центре играет музыкальный сборник или радио, и там звучат те же ABBA, Boney M, Modern Talking, Юрий Антонов и так далее.

Мне кажется, вы преувеличиваете влияние федеральных каналов на нынешнюю молодежь. Мои сверстники и люди младше меня в основном сидят в интернете. Плюс к тому, подростки часто придерживаются такой точки зрения, что, мол, если это слушают мои родители, значит, мы это слушать не будем.

Хорошо. Какая музыка и какая эпоха дают больше всего музыкальных приколов для этого нового поколения? Где неисчерпаемый ресурс для семплов, ремейков и ремиксов? Это явно не про 2000-е. Музыкальные гении, артисты с фантастической энергетикой и харизмой, сумасшедшие олдскульные клипы, а главное, очень качественная поп-музыка весь этот редкий товар сейчас скорее находится там, чем здесь. И конечно, это привлекает и будет привлекать молодых людей. Когда вокруг слишком много копий, хочется потрогать оригинал, первоисточник. Перейти иногда с цифры на аналог.

По сведениям сайта Moskva.fm, самой ротируемой иностранной песней в последнюю неделю на Ретро FM была эта

Ну хорошо, а если зайти с другой стороны? Пусть после 80-х хитов стало меньше, но и 80-е это же не только Modern Talking и Boney M. Вот у моего поколения есть культ группы Joy Division, допустим. Но на вашей радиостанции она не звучит.

А на каких радиостанциях она звучит, как вам кажется?

Ни на каких.

И как вы думаете, почему ее нет на радио?

Потому что нет у нас такого радио, на котором она могла бы звучать. Ну у вас, наверное, она не звучит по той объективной причине, что она не звучала в Советском Союзе.

Давайте оставим Joy Division и возьмем более широкий пример The Cure. В теории мы могли бы поставить, предположим, песню Friday Im In Love, это немного похоже на мейнстрим. А теперь представим себе, как она будет выглядеть в музыкальной программе Ретро FM. Конечно, у нас в эфире много смелых миксов. Си-Си Кэтч может легко повстречаться с группой Кино, а Алла Пугачева с La Bouche. Но The Cure это совсем другой музыкальный, эмоциональный, информационный поток. Перспективы на Ретро FM у него нет, как бы ни менялись время и аудитория. А вот почему нет радиостанции, где бы постоянно играла такая замечательная музыка, это вопрос на будущее. Наверное, это придет с развитием рынка, когда радиостанции будут вынуждены занять более узкие форматные ниши и сегменты. Вот в тех же США тысячи радиостанций играют тысячи разных программ и ничего, всем хватает места под солнцем. Поживем увидим.

Источник: afisha.ru

Добавить комментарий