Сергей Захаров: «Где родился, там и пригодился» («Англия», Великобритания)

Сергей Георгиевич Захаров — народный артист России, легендарный певец, ученик Леонида Утесова, лауреат множества зарубежных музыкальных конкурсов, киноактер. Обладая фонетической памятью, он без акцента поет на испанском, греческом, итальянском (и даже на неаполитанском диалекте), скандинавских языках.

Сергей Георгиевич Захаров — народный артист России, легендарный певец, ученик Леонида Утесова, лауреат множества зарубежных музыкальных конкурсов, киноактер. Обладая фонетической памятью, он без акцента поет на испанском, греческом, итальянском (и даже на неаполитанском диалекте), скандинавских языках.

Репертуар Сергея Захарова обширен: классика, русские романсы, эстрадные композиции и любимые оперные партии. «Мистер Икс» в свои 62 года подтянут и свеж, живет в плотном творческом графике: 3-4 концерта в неделю. Он выступает в России и гастролирует по разным странам, часто бывает в Лондоне. В любви к «столице столиц», женщинам, песням и жизни Захаров признался на своем творческом вечере 10 октября, организованном Лондонской школой русского языка и литературы в представительстве Россотрудничества.

Царь городов

— Сергей Георгиевич, вы уже выступали в Лондоне 1 мая. Отрадно, что вы так часто приезжаете к нам в гости. Вам так нравится Лондон?

— Абсолютно утилитарно люблю Лондон, это царь городов… русских (смеется). Я много где бывал: в Париже, Сан-Франциско… Там замечательно, но такого духа человеческого величия, который витает на лондонских просторах, нет ни в одной столице мира. Лондон всегда держит дистанцию, близко к себе не подпускает, но тем он и ценен, преисполнен собственного достоинства. В этом плане Париж — «свой парень». В Париже можно отдохнуть от Лондона, а в Лондоне — от Парижа.

— А вы никогда не планировали жить в эмиграции?

— Нет, где родился, там и пригодился. Я живу в России и люблю ее. Я бываю за границей, и такое знакомое чувство ностальгии во мне живет постоянно. Вот почему я и за границей встречаюсь с русскими людьми… До марта следующего года я буду гастролировать по России и Украине, 21 марта мне будут вручать премию «Человек года» в области искусства в Киеве. И получится, что в следующий раз я приеду в Лондон только на фестиваль русской песни (весной 2013 г. — Прим. ред.).

— В чем ваш интерес в поддержке такого плана конкурсов для зарубежных соотечественников?

— Я скажу вам прямо, в России на данный момент — такое положение с русской культурой, что она сохраняется только в эмиграции (это сложилось издавна), да в провинции, в глубинке. Если брать Москву, Петербург и иже с ними, то там уже американизированные, извращенные ценности. Когда я присутствую на фестивале русской песни в Лондоне, я вижу истинную, ничем не запятнанную русскую душу, и это мне очень нравится.

— С чем вы связываете эту «культурную консервацию»?

— Большое видится на расстоянии. Я думаю, что соотечественники, живущие в Англии, Франции, Канаде, Израиле и странах Латинской Америки, сохраняющие нашу культуру, со мной согласятся. Чем дальше от России, тем больше понимаешь, видишь, какая это великая культурная держава! Она, к сожалению, в последнее время делает зигзаги, но со временем она вывернет на свои рельсы.

Самое главное

— Вы говорите, что для вас песни — как дети. А есть среди них особенно любимые?

— Все любимые. Чтобы взять песню в репертуар, ее нужно очень полюбить. Прежде всего полюбить стихи, поскольку вначале было слово (я никогда не называл слова своих песен «текстами», это прежде всего стихи, созвучные с моей душой). А музыка только помогает раскрыть образы, которые заключены в этой песне.

— Что значит образ прекрасной дамы в вашей жизни и творчестве? И какие качества в женщинах вы цените?

— Женщина для меня — это абсолютно все, поскольку все свое творчество я посвящаю только им, более некому. Женщина — это невероятная тайна, восхищение, мечта, это существо другого мира, которому нужно поклоняться. В каждой я вижу принцессу, мечту, по большому счету, я — идальго Дон Кихот. А задача женщины — не разрушить эту мечту…

Можно сказать, что я не умею дружить — это совершенно точно, любить, видимо, умею. Это щемящее чувство, предвосхищение самого чистого и самого волшебного чувства на Земле, которое делает нас благородными представителями отряда млекопитающих.

Это главное чувство, вера в которое помогла мне любить и свою публику, и тот небольшой дар, который есть во мне, но самое главное — это понимание того, что ты сам по себе ничего не значишь, никак нельзя отождествлять то, что ты умеешь, — с собой. Ты — всего лишь носитель чего-то, для чего ты появился на этой Земле.

— А что бы вы назвали самым главным для вас лично?

— Самое главное в моей жизни — это семья, простые буржуазные ценности. Это даже важнее работы (главное мужское заблуждение — что работа важнее семьи). Понимание, что я всегда влюблен, пожизненно влюблен, всегда могу «опереться на тыл», дает мне силы и помогает очень точно проникать в тот или иной романс.

— Чем занимается ваша супруга, когда вы даете концерты?

— У нее — очень большое хозяйство, ведь живем мы за городом, в лесу, на опушке (под Санкт-Петербургом. — Прим. ред.). Она целиком занята детьми, внуками. Дом в порядке, вся семья в сборе, все на месте, все при деле: кто-то учится, кто-то отучился, кто-то работает. Опять же другие домочадцы, кошечки-собачки, все живы и здоровы. И каждый вечер, а то и трижды в день, мы созваниваемся по Интернету. Памятник нужно поставить тому, кто придумал skype.

— А как ваши близкие относятся к вашему творчеству?

— Сложилась очень парадоксальная ситуация, что ни моя мама, ни моя жена, ни моя дочь никогда не интересовались моей артистической жизнью. Я — прежде всего сын, муж, отец, но вот такая у меня работа… У других — мужья слесаря-токаря, а этот песенки поет. Я думаю, что здесь присутствует некий инстинкт самосохранения, потому что высказывать своему собственному мужу какие-то восхити­тельные слова — это путь в тупик… Со стороны супруги всегда и всюду — только критика, и довольно суровая. И ее точные замечания всегда мне только помогали. Для моих родных я работаю, чтобы жить, а не живу, чтобы работать.

— А кто-то из ваших коллег не только песенки поет, но и организует собственный бизнес. А вы не пробовали?

— Я принадлежу к той категории людей, которые никогда ничего не выигрывали в бизнесе. Всю свою жизнь я сделал своим тяжким трудом, певцы знают, что это такое. Даже в советское время, когда мне удавалось что-то привезти, как тогда говорили, на продажу, это всегда было в убыток. Нет, бизнес — это не моя стезя, я умею то, что умею, и мне этого вполне хватает для моей собственной жизни. Ведь важно не сколько у тебя богатства, а какие у тебя запросы: уменьши свои потребности, и ты будешь богат.

— Кто из ваших потомков унаследовал ваш талант?

— А талант в чем?

— В пении.

— Никто даже не пытается… Ведь самое главное, чтобы унаследовали человеческие качества, если такие есть. Думаю, что это унаследовала внучка. Она также сочиняет песни и поет их под гитару, как бард, присылает мне свои опусы по электронной почте. А вообще она учится в Санкт-Петербургском университете, ее профессия — социальная психология и японский язык.

— А в чем, как вам кажется, ваш секрет успеха как исполнителя?

— Я полностью убежден (и в этом я солидарен с Морисом Шевалье), что люди приходят на концерт, чтобы стать лучше. А многие-многие певцы и коллективы делают все, чтобы зритель стал хуже… Я придерживаюсь иной концепции: все самое человечное, все самое лучшее, что есть во мне, что в меня вложили родители, друзья и любимая, я стараюсь все это переплавить и отдать в зал. Мне кажется, что если это удается, то любой человек должен стать лучше, чем был.

Еще один маленький жизненный секрет такой: не нужно к себе относиться слишком серьезно. Уже то, что ты появился в этом мире, — чудо! Только представьте сколько людей не родилось… (пауза) Сколько судеб не состоялось! А мы живем, мы родились и впитываем красоту Земли, ощущаем запах травы… Искать смысл жизни нужно только в одном — в самой жизни. И тогда уже материальные блага не имеют такого существенного значения. Мелкие неурядицы проходят мимо, не затрагивают нас, и мы счастливы, потому что живем.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий