Тенденции взаимоотношений славянских народов на современном этапе

Тенденции взаимоотношений славянских народов на современном этапе
Столицей праздника каждый год становился какой-нибудь город России — Вологда, Великий Новгород, Минск, Смоленск, Киев, Новосибирск и другие. С 2010-го года основные торжества всегда будут проводиться в Москве. Праздник с каждым годом набирает обороты и давно стал всеславянским праздником.

Столицей праздника каждый год становился какой-нибудь город России — Вологда, Великий Новгород, Минск, Смоленск, Киев, Новосибирск и другие. С 2010-го года основные торжества всегда будут проводиться в Москве. Праздник с каждым годом набирает обороты и давно стал всеславянским праздником.

Тенденции взаимоотношений славянских народов на современном этапе

История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X—XI веках. Общий праздник равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки. День болгарского просвещения, культуры и славянской письменности является официальным болгарским национальным праздником. И в Чехии День Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия государственный и церковный праздник.

Главная цель праздника — продемонстрировать единство славянских народов, вспомнить о корнях нашей общей культуры, этнической и языковой общности. Это особенно важно в современной Европе, где славяне разбрелись по своим квартирам и не слишком активно стремятся проявлять склонность к единству.

Европа сегодня — полигон большого эксперимента. На одном, не очень большом и ограниченном пространстве под единой крышей и по единым правилам пытаются ужиться народы неодинакового уровня развития, разной культуры, вероисповедания, менталитета, по-разному относящиеся к своей истории.

Славяне среди европейских народов занимают значительное место, проживают в Белоруссии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Македонии, Польше, России, Сербии, Словакии, Словении, Украине, Хорватии, Черногории, Чехии. Куда направлены векторы их развития? Можно ли в современных условиях говорить о единстве славянских народов или хотя бы о тенденции к единству?

Не одно десятилетие недавнего исторического периода они находились в иной, нежели другие европейские народы, системе политических координат. Географически и политически они были единым пространством, где исторические, этнические, культурные и даже религиозные различия нивелировались как раз идеологическими задачами, общностью политических интересов и целей. В этих условиях говорить о славянской взаимности было легко.

В постсоциалистический период свободного плавания в мировых политических и экономических водах, в условиях новых возможностей интеграции в европейскую семью славяне в бывших социалистических странах стали подчёркивать особенности исторической, религиозной, духовной и культурной жизни своих народов, менее всего обращая внимание на славянство.

Охлаждение интереса к славянской идее становилось заметным. Между славянами появились линии разграничения. Сначала водораздел начал обозначаться по религиозной, географической системе координат. В 90-е годы внутри славянской группы чётко обозначилось разделение, прежде всего, на западных (Польша, Чехия, Словакия), южных (Болгария, Босния и Герцеговина, Македония Сербия, Хорватия, Черногория) и восточных (Россия, Украина, Белоруссия) славян. Именно тогда западные славяне достаточно цивилизованно решили свои проблемы и встали на путь интеграции в европейские структуры, не вспоминая о своих славянских корнях.

Восточные славяне погрязли в нищете, неумелых реформах, коррупции и других бедах. В южном лагере славянства чётко выделяется югославянство (славяне на территории бывшей Югославии). На долю югославян в 90-е годы выпали серьёзные испытания — междоусобные войны, ссоры, взаимная неприязнь, дробление на маленькие этнические группы. Именно в это время в югославянской группе происходит деление, условно говоря, на западно-южных (Словения и Хорватия) и юго-южных (Сербия, Черногория, Македония) югославян.

У западно-южных славян на Балканах проявляется тяготение к традиционным западным ценностям. И важным общим для них фактором является католицизм. А юго-южные славяне, православные, в период кризиса больше тяготели к России и восточным славянам. А в такой смешанной республике как БиГ разлом также прошёл по религиозному признаку, разделив республику на три по-разному ориентированные части — исламскую, католическую и православную.

Так окончательно сформировалась ещё одна славянская группа — исламского вероисповедания. К началу ХХI века разделение на католическую, православную и небольшую мусульманскую группы славян стало весьма чётким, а различия между ними в сфере политических целей, экономического развития стали заметны невооружённым взглядом.

Таким образом, с конца XX века мы наблюдаем несколько процессов — дробление некогда единого славянского пространства, а также перегруппировку объединяющегося общеевропейского дома, в который влились некоторые славянские народы. При этом преимущество получили католические страны. С точки зрения западноевропейской цивилизации, у славян имелись привилегированные страны и народы «второго плана», среди которых большинство составляют православные.

Этот процесс особенно отчётливо виден на примере Сербии. Некогда самая сильная часть югославян, сербы сегодня разбросаны по нескольким государствам, ослаблены политически, экономически, территориально. При этом процесс дробления славянского пространства не закончен. Он отчётливо виден в событиях в Косове и Метохии, Боснии и Герцеговине, Македонии, Сербии.

При этом международные организации играли крайне важную, но не всегда позитивную роль в этих процессах. В их деятельности отмечались двойные стандарты в отношении субъектов конфликта, нарушение международного права, использование военной силы против несговорчивых и непослушных славян. Ярким примером негативных процессов в отношении некоторых славянских народов является деятельность Бадентеровой комиссии (1991), Лондонской конференции (1992), переговорного процесса в Рамбуйе (1999), Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) и т.д. К сегодняшнему дню от единства югославянских народов на Балканах не осталось и следа.

На Балканах наблюдаются политическая нестабильность; потеря части политического суверенитета; трудные взаимоотношения титульной нации и национальных меньшинств; несоблюдение прав человека; нерешённая проблема беженцев; медленное осуществление экономических реформ; зависимость экономического развития от дотаций; неурегулированность статуса государств, разрастание криминала на территорию всего региона и многие другие. И всё это происходит под патронажем США, НАТО, Евросоюза. Именно они несут ответственность за дробление славянского пространства, за поддержание разновекторности развития славянских государств, за низкий экономический уровень и политику русофобии.

В налаживании добрососедских отношений, в создании климата доверия, доброжелательности очень важны усилия разных структур — политических, экономических, культурных, религиозных. Даже ООН на пятидесятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря 1995 года по инициативе Македонии приняла резолюцию, озаглавленную «Развитие добрососедских отношений между балканскими государствами», в которой призвала все балканские государства прилагать усилия в этом направлении, предпринимать односторонние и совместные действия по укреплению доверия, развивать взаимное сотрудничество во всех областях. ООН наивно мечтала создать на Балканах к 2000 году стабильную зону мира и сотрудничества. Не получалось этого добиться и к 2013-му.

Для восстановления добрососедских отношений, для упрочения сотрудничества и для укрепления тенденции к единству славянских народов важную роль играют культура, наука и церковь. Им не страшны границы, их язык понятен, миролюбив, толерантен. Известно, что в Хорватии поют сербские эстрадные песни, а Белград с радостью встречает хорватских артистов. В сербских сёлах танцуют македонское коло, а в Македонии гастролируют сербские театры. Словенцы очень любят приезжать встречать Новый Год в Белград, ностальгируя по общим праздникам. Уже проводятся совместные фольклорные фестивали, детские конкурсы и олимпиады. Это очень важные тенденции, но каковы перспективы общеславянского единства?

Несмотря на выбранные различные пути политического развития, в каждой славянской стране остались силы, тяготеющие к сохранению славянской идентичности. Практически во всех странах возродились и действуют славянские организации. В Белоруссии это Славянский собор «Белая Русь», в Болгарии фонд «Славяне», у лужичан общество «Домовина», в Польше «Польский народный союз», в Словакии — «Общество славянской взаимности», в Словении общество «Триглав», на Украине — Славянская партия, в Чехии — Славянская уния, в Сербии — общества «Свеслав», «Славянский Собор». Многие из них входят в Международный союз «Всеславянский собор», который на международной конференции, посвященной 50-летию Белградского славянского конгресса, стал правопреемником Общеславянского комитета.

В 1998 году в Праге после 50 летнего перерыва прошёл Седьмой Международный славянский Съезд, посвященный 150-летию первого славянского Съезда в 1848 году. В результате был создан Международный славянский комитет и национальные славянские комитеты во всех славянских государствах. Во время агрессии НАТО против Югославии славянским комитетом был создан Международный Славянский Трибунал. Было проведено 4 заседания Тибунала: 14 декабря 1999-го в Ярославле, 23 января 2000-го в Киеве, 23 марта 2000-го в Белграде и 4 июня 2000 года в Берлине. Было выдвинуто обвинение в совершении военных преступлений Б. Клинтону, М. Олбрайт, Х. Солане, Т. Блеру, У. Кларку и другие.

Следующим важнейшим событием стал Съезд славянских народов Белоруссии, России, Украины, состоявшийся 1-2 июня 2001 года в Москве.

В последние годы более явственно обозначились тенденция славянской взаимности, а также появление лидера среди славян. Им вновь становится Россия. Ещё многое предстоит сделать, но уже сегодня большую роль играет международный фонд славянской письменности и культуры, мероприятия под его эгидой, в том числе, и Дни славянской культуры и письменности. Серьёзной научной опорой славянского движения является Институт славяноведения Российской Академии Наук.

В 1991-1992 годах в Ленинграде и Москве состоялись три Съезда Славянского Собора. В последнем из них приняли участие 897 делегатов из 134 организаций России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Казахстана, Молдавии, Польши, Словакии, Сербии, Болгарии, Канады, США, Франции, Черногории. Среди славян большой популярностью пользуется Международный кинофестиваль славянских и православных народов «Золотой витязь». Каждый год собирает артистов из славянских стран Международный фестиваль искусств «Славянский базар».

Большой вклад в дело сближения славян вносит Государственная академия славянской культуры. В ряде стран созданы «Славянские университеты». Своим творчеством, талантами, молодой энергией, задором, чистотой, искренностью и бескорыстием студенты ненавязчиво плетут узор славянского единства, сотрудничества. И если за это взялась молодёжь, и у неё получается, значит, не всё потеряно у славянской культуры, а, значит, у славянских народов есть будущее, есть шанс сохранить наш славянский род.

12 сентября 2008 года с территории Украины в спутниковом вещании начал регулярную круглосуточно работу «Международный „Славянский канал“ (»International «Slavonic Channel»), ориентированный на всемирную телевизионную аудиторию. Он охватывает своим вещанием территорию с населением 1 миллиард 202 миллиона человек.

Переход от раздробленности к сотрудничеству и единению требует серьёзных усилий, особенно в условиях сопротивления этому процессу ряда западных стран и военных организаций. Важно, что такая тенденция наметилась, а превращение её в необратимый процесс полностью зависит только от славянских народов.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий