Владимир КозловскийРусская служба Би-би-си, Нью-Йорк
Конгрессу США удалось в последний момент удержать страну на краю финансового обрыва, падение с которого могло бы обрушить биржевые котировки и вызвать второй раунд рецессии.
Сенат принял соответствующий законопроект 1 января в 2 часа утра, пожертвовав ради него новогодней ночью, а палата представителей — в 11 вечера.
Владимир КозловскийРусская служба Би-би-си, Нью-Йорк
Конгрессу США удалось в последний момент удержать страну на краю финансового обрыва, падение с которого могло бы обрушить биржевые котировки и вызвать второй раунд рецессии.
Сенат принял соответствующий законопроект 1 января в 2 часа утра, пожертвовав ради него новогодней ночью, а палата представителей — в 11 вечера.
Ни одна из сторон не получила всего, чего хотела, но республиканцы вышли из этой переделки в гораздо более подавленном настроении, чем демократы.
Впервые за два десятилетия республиканцы согласились на повышение налогового бремени. Более того, они пока не сумели добиться сокращения расходов правительства, чья задолженность превышает уже 16 триллионов долларов.
1 января истекал срок сокращения федерального подоходного налога, принятого при Джордже Буше-младшем в 2001 и 2003 гг. и продленного два года назад при Бараке Обаме. Республиканцы хотели сделать его постоянным.
Подсластить пилюлю
Обама настаивал на том, чтобы налог повысили богатым американцам, под которыми они имел в виду тех, кто зарабатывает больше 250 тысяч долларов в год на семью. Это был один из лозунгов, с которыми он шел на ноябрьские выборы.
Выборы Обама выиграл, но республиканцы долго сопротивлялись идее повышения налогов, доказывая, что речь часто идет о владельцах малого бизнеса, который создает в США львиную долю рабочих мест, и что, судя по опыту, повышение налогов редко приводит к увеличению налоговых поступлений в казну.
В Америке достаточно вполне законных способов сократить налоговые обязательства, и при всяком повышении налогов этими уловками начинают пользоваться гораздо активнее. Наконец, республиканцы доказывали, что, сколько бы денег ни выручило благодаря повышению налогов правительство, их хватит всего на несколько дней.
Ситуация, однако, сложилась так, что, не приди стороны к какому-либо взаимоприемлемому решению, налоги резко увеличили бы всем американцам. Все опросы однозначно показывали, что избиратели будут винить в этом республиканцев, считая, что те жертвуют интересами народа ради толстосумов.
В итоге уступили обе стороны. Обама подсластил оппозиции пилюлю, согласившись повысить подоходный налог лишь тем, кто получает больше 400 тысяч в год на семью, а лидерам республиканской фракции пришлось, скрепя сердце, согласиться на увеличение налогового бремени, хотя они еще недавно клятвенно обещали этого не делать.
Классовая зависть
Конкретно, подоходный налог на заработки богатейших американцев увеличивается с 35% до 39,6%. Их дивиденды и прибыль от инвестиций, в том числе, например, от продажи недвижимости, будут облагаться не 15-процентным налогом, как до этого, а 20-процентным.
Точнее, 23,8-процентным, поскольку в январе также водится налог в размере 3,8% на медобслуживание в рамках проведенной Обамой реформы здравоохранения.
Два года назад пенсионный налог в США был временно сокращен на 2%. Сейчас срок этого сокращения истекает. В итоге американец, получающий, скажем, 50 тысяч в год, будет платить в пенсионный фонд на тысячу долларов больше.
Республиканцам удалось оградить соотечественников, зарабатывающих больше 250 тысяч в год, от повышения подоходного налога. Но они не сумели предотвратить сокращения ряда налоговых льгот, которыми до сих пор пользовалась эта категория налогоплательщиков.
Таким образом, констатирует Washington Post, Обаме, в общем, удалось выполнить предвыборное обещание обложить более высокими налогами наиболее зажиточные 2% населения страны.
Республиканцы обвиняли президента в том, что он апеллирует к классовой зависти. Как ни характеризовать его тактику, она оказалась очень успешна в стране, где, как до сих пор полагали, классовое самосознание граждан развито относительно слабо.
Льготы для Голливуда
Республиканцы также нехотя согласились на еще одно годичное продление пособий по безработице и на серию других правительственных расходов, содержащихся в законопроекте длиной в полторы сотни страниц.
Среди них называют налоговые льготы для Голливуда — около 430 млн долларов, 331 млн для железных дорог, 222 млн для Пуэрто-Рико и Виргинских островов или 4 млн для изготовителей мотоциклов на электрической тяге.
Стороны договорились отложить на два месяца резкое сокращение госрасходов, половина которого затронула бы Пентагон. Военные предупреждали законодателей, что такое сокращение может привести к потере 800 тысяч рабочих мест.
Примерно до конца февраля-начала марта отложен и вопрос о повышении лимита госдолга США. Лимит был достигнут под Новый год и, сторого говоря, у Вашингтона больше нет денег.
Американский минфин прибегнет к бухгалтерским трюкам и наскребет, таким образом, миллиардов двести, но дальше ему придется занимать на стороне. Республиканцы говорят, что используют грядущие переговоры с Белым домом по поводу повышения планки госдолга для того, чтобы выторговать серьезное сокращение правительственных трат и, соответственно, бюжетного дефицита США, который в этом году опять превысит триллион долларов.
Иными словами, вашингтонская битва между двумя партиями и мировоззрениями возобновится сразу же после того, как страна перестанет балансировать на краю финансового обрыва.
Источник: bbc.co.uk