Новости
В Казани в начале июня пройдет XI Международный фестиваль тюркских народов «Науруз». В нем принимают участие драматические и кукольные театры Азербайджана, Казахстана, Киргизии, России, Туркмении и Турции. В программе — 30 спектаклей, десять из них представлены разными городами Татарстана.
Новости
В Казани в начале июня пройдет XI Международный фестиваль тюркских народов «Науруз». В нем принимают участие драматические и кукольные театры Азербайджана, Казахстана, Киргизии, России, Туркмении и Турции. В программе — 30 спектаклей, десять из них представлены разными городами Татарстана.
В афише Мольер соседствует с Флоридом Буляковым, Брехт — с Туфаном Минуллиным, Кобо Абэ — с Николаем Колядой, то есть представлена национальная драматургия, русская и мировая классика, а также сочинения современных драматургов.
Почетные гости фестиваля: московский театр «Школа драматического искусства» с «Пушкинским утренником» Анатолия Васильева и якутский Саха театр с моноспектаклем «Медея» в исполнении народной артистки РФ Степаниды Борисовой.
В Нью-Йорке в начале июня откроется новый международный фестиваль. Он называется Cherry Orchard, то есть «Вишневый сад», но прямого отношения к Чехову не имеет. В его программу включен спектакль израильского театра «Гешер» «Враги. История любви» по роману Исаака Башевиса-Зингера в режиссуре Евгения Арье. Эту постановку Арье несколько лет назад перенес на сцену московского театра «Современник».
Еще один спектакль — «Вариации на тему Джакомо» (The Giacomo Variations) — в Россию в прошлом году привозил фестиваль «Черешневый лес». В главных ролях — выдающийся артист Джон Малкович и Ингеборга Дапкунайте.
В Москве продолжается Международный фестиваль имени Чехова. В его программе на ближайшей неделе — спектакль «Синдром Орфея» по произведениям Владимира Маяковского и Жана Кокто. Это совместная продукция швейцарского театра Види-Лозанн и Международного театрального фестиваля имени Чехова. Режиссер — Владимир Панков. Одновременно на сцене театра имени Моссовета выступает «Батшева Данс Компани» из Израиля. Театр современного танца представляет работу хореографа Охада Наарина «Deca Dance».
В Воронеже в первой половине июня — Международный Платоновский фестиваль искусств. Одна из его программ посвящена произведениям Андрея Платонова. В ней покажут: «14 красных избушек» Воронежского камерного театра, «Реку Потудань» московской «Студии театрального искусства», композицию по рассказам Платонова «Невозможное» выпускного курса Российского университета театрального искусства (ГИТИС), «Фро» Сахалинского международного театрального центра имени Чехова, «Чевенгур» Харьковского государственного академического театра кукол (Украина), а также спектакль петербургского «ON. ТЕАТРа» «Платонов. Живя главной жизнью».
Фестиваль
Продолжаем цикл передач о русских театрах СНГ и представляем Новый театр на Печерске. Ему 12 лет. Костяк труппы составлен выпускниками Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого. Художественный руководитель киевского Нового театра Александр Крыжановский объясняет происхождение названия «на Печерске»:
«Это замечательный исторический район Киева. Название ему дала Киево-Печерская лавра».
Зал у театра маленький, на 70 мест:
«Здания как такового у нас нет. Театр родился в 1999 году. Сначала мы были в подвале возле парламента, на Шелковичной улице, а потом переехали на улицу Немировича-Данченко. Там раньше была детская картинная галерея. Занимаем первый этаж. Но это жилой дом, поэтому мы играем тихие спектакли. Играем их подолгу, по 5-7 лет».
Зал — маленький, а репертуар — большой. В афише постоянно 10 названий:
«Мы играем сейчас спектакль „Святой ночью“ по рассказам Чехова, спектакли по Пелевину, по Борхесу, „Реку Потудань“ по Платонову, на подходе — Гоголь, Достоевский».
На вопрос о статусе и финансировании театра его художественный руководитель Александр Крыжановский ответил:
«Сначала мы были районным театром, потом стали городским. Но деньги нам оставили те же. Их не хватает даже на зарплату небольшому коллективу. Сами зарабатываем и на коммунальные расходы. С другой стороны, есть какая-то степень свободы. Билеты стоят 10 долларов. Зал у нас всегда полный, все спектакли собирают аншлаги. В постоянной труппе 10 человек, плюс 18 человек, которые работают в других театрах Киева или еще учатся.
Наша аудитория — в основном айтишники, люди, которые связаны с современными технологиями, работают в офисах, хотя у нас видеоарт использован только в спектакле «Корабль не придет», а обычно все строится только на артистах. Я актерам всегда говорил, что театр не даст материального благополучия. Но мы — современные люди, в театре нет крепостного права, я отпускаю актеров на киносъемки.
Я тоже иногда этим грешу. Играю в украинских, российских, польских фильмах. Это приносит деньги. Сам я в театре не играю, более того, не все спектакли ставлю сам. Стараюсь привлекать режиссеров из Киева и из-за рубежа. Меня интересуют разнообразные проекты. Я, например, очень люблю современный танец, и в театре есть международные проекты в этой области».
Александр Крыжановский много снимается в кино. Зрители могли видеть его, например, в фильме «Матч» или в «Райских птицах» Романа Балаяна.
У театра на Печерске много совместных проектов с Аргентиной, Италией, Россией, Швецией и Германией. Спектакль, который киевляне привезли в Петербург на фестиваль «Встречи в России», поставлен при содействии Института Гете по современной пьесе немецкого автора Ниса-Момме Штокманна и называется «Корабль не придет». Пьесой это сочинение можно считать лишь условно — скорее, лирический монолог, который превращен в диалог режиссером.
Молодой литератор получил аванс за сценарий художественного фильма о падении Берлинской стены. О чем писать, он не знает. А отдавать деньги ему не хочется. Он решил обратиться за помощью к отцу — живому свидетелю событий. На сцене два актера (Игорь Рубашкин и Владимир Кузнецов) и экран, который использован весьма разнообразно: тут и кадры документальной хроники, и теневая анимация для изображения фантазий и снов молодого героя. Повсюду развешены листы бумаги (прежде так сушили фотографии), и на них благодаря видеопроекциям «проявляются» лица людей из воспоминаний.
История, претендовавшая на социальное обобщение, выливается в камерный рассказ об отношениях отцов и детей, о стене непонимания, которая выросла между ними и оказалась непреодолимее Берлинской стены, в течение долгих лет разделявшей ГДР и ФРГ. Александр Крыжановский подтверждает, что эта тема его и интересовала:
«Посмотрите, какая между нами существует коммуникация. Она точечная. В основном мы все живем в монологе, все живем отдельно друг от друга, к сожалению».
В спектакле театра на Печерске есть эпизод, в котором продюсер поучает молодого сценариста:
«Вы бы писали помасштабнее, вас бы тогда почаще ставили, точнее, вообще ставили бы. Возьмите хотя бы Ибсена, пример с него возьмите, а то у вас вечно только кровь и сперма. Берите большие темы».
Лично я согласна с мнением продюсера. Но режиссер спектакля » Корабль не придет» придерживается иного мнения:
«Меня интересовал перекресток личного и общественного, публичного и интимного, тайного и явного. Там нет выраженного драматического конфликта. Но я слежу, как меняется язык в театре и в кино, и я вижу, что эта невыраженность зачастую очень выразительна. Ведь нам надо выразить свое время».
Александр Крыжановский закончил актерский факультет и аспирантуру Киевского государственного театрального института, в 1991 году — еще и режиссерский факультет ГИТИСа, курс Анатолия Васильева. О своем мастере он говорит в самых возвышенных тонах, а на вопрос о роли театра — как он ее понимает — ответил:
«Центр — это актерская игра. Вкус к этому я приобрел в Москве, когда учился у Анатолия Александровича Васильева. Игра — главное, все остальное — орнамент, дополнение.
У обычного человека существует потребность в простых художественных вещах, потребность выйти из неоформленного мира, прийти в театр, где существует гармония. Театр — это камертон, связанный не с будничным, а с художественным существованием. Особенно чувствительны к этому молодые. Гармония дает людям силы жить».
Источник: rus.ruvr.ru