У православных начинается Страстная неделя. Как ее провести

У православных начинается Страстная неделя. Как ее провести
В понедельник, 29 марта, начинается Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению.

Страстная неделя, названная так в память о последних днях земной жизни, страданиях и крестной смерти Иисуса Христа, начинается с понедельника у православных христиан, сообщили Агентству новостей «Доступ» в пресс-службе Челябинской епархии.

В понедельник, 29 марта, начинается Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению.

Страстная неделя, названная так в память о последних днях земной жизни, страданиях и крестной смерти Иисуса Христа, начинается с понедельника у православных христиан, сообщили Агентству новостей «Доступ» в пресс-службе Челябинской епархии.

У православных начинается Страстная неделя. Как ее провести

На Страстной неделе православные соблюдают самый строгий пост и уделяют посещению храмов и молитве больше времени, чем во все дни Великого поста. Это время подготовки к Пасхе. Все дни Страстной недели верующие называют Великими.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали в Египет за 20 сребреников, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. В Египте его купил царедворец Потифар, жена которого искушала Иосифа, но он сохранил целомудрие (событие изображено на иконе). Благодаря данной ему Богом мудрости Иосиф вскоре возвысился при дворе фараона, сумел предотвратить голод в этой стране, так что однажды его братья пришли к нему купить хлеба. Они не узнали проданного ими брата, он же принял их, был щедр, ни словом не упрекнул их за давнее зло. Иосиф, проданный за двадцать сребреников, стал прообразом Христа, оцененного предателем в тридцать сребреников. Его целомудрие, незлобие и готовность прощать также напоминают черты Лика Христова. Наконец, история его мнимой смерти и встречи с родными явно указывает на смерть и Воскресение Спасителя.

В понедельник Страстной седмицы служится молебен, полагающий начало церковному чину мироварения.

Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). Миро считается святыней, хранится в алтаре и используется в таинстве миропомазания, завершающем таинство крещения, и при освящении новых престолов храмов. Готовится миро только раз в году – с понедельника по среду на Страстной неделе, в четверг освящается. Действующая мироварница находится в Донском монастыре Москвы.

Миропомазание известно еще с ветхозаветных времен: миром помазывались пророки, первосвященники и цари, а также скинии (шалаши, где временно могли совершаться богослужения). Миро многократно упоминается в Новом завете. Именно жены-мироносицы, пришедшие ко гробу Иисуса Христа, удостоились первыми узнать о том, что Христос воскрес из мертвых.

Во вторник Страстной недели верующие вспоминают, как Христос учил в Иерусалимском храме, и народ почитал Его за пророка, а первосвященники и старейшины хотели напасть на Него, но не решались.

Великая среда – день предания Иисуса на страдания и смерть. В этот день особо вспоминается одно евангельское событие: когда совет первосвященников и книжников уже решил взять Христа хитростью и убить Его, в селении Вифания в доме Симона прокаженного, где остановился в ночь на среду Иисус, некая «грешница» возлила драгоценное миро на Его главу. Тем самым, как сказал Христос, она приготовила Его к погребению. Здесь же в душе Иуды родилось преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя. Поэтому в церковной службе в среду Страстной седмицы прославляется «грешница» и осуждается сребролюбие и предательство Иуды.

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души и наступают дни иного плача — плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все православные исповедуются.

Особенно важными считаются последние три дня перед Пасхой – Великие четверг, пятница и суббота. В каждый из них на службах читаются отрывки из Евангелия, повествующие о страданиях Христа, совершаются особые обряды и молитвы. Храмы в эти дни бывают переполнены прихожанами.

В четверг верующие вспоминают установление таинства причащения Тела и Крови Христовых – евхаристии (от греческого «благодарение»). «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Как учит Церковь, христианин, принимая Святое Причастие – Тело и Кровь Господни, таинственно соединяется со Христом: в каждой частице Причастия содержится весь Христос. В Великий Четверг Святых Христовых Таин причащаются все православные.

На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В Великий Четверг начинаются приготовления к Пасхе. На вопрос о том, как правильно готовиться к Празднику профессор Московской Духовной Академии кандидат богословия диакон Андрей Кураев отвечает так: «В одном стихотворении Бориса Пастернака говорится: “У людей пред праздником уборка, в стороне от этой толчеи, омываю миром из ведерка Стопы Пречистые Твои”. Я думаю, что действительно все-таки в стороне от толчеи лучше готовиться к празднику. Не стремиться к тому, чтобы подготовить стол повкуснее, приборку в доме сделать. Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят, исповедуются и причащаются. Великая Суббота — это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас. И, конечно, Великая Пятница – это опять же не время поездок на кладбище или закупок водки, а это время, когда христианин, по возможности, весь день должен провести в храме, в созерцании Христа, Его страданий, памятуя, что, вообще-то, это не римляне и не древние евреи забили гвозди в руки Христа, а грехи каждого из нас».

Великая пятница – самый скорбный день церковного года, потому что именно в пятницу Иисус был распят и умер на Кресте, искупая человеческие грехи. Это день строгого поста (до выноса плащаницы не вкушается пища).

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой – иконы с изображением положения Его во гроб, после чего читается канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице.

В субботу, согласно учению Церкви, тело Христа «пребывало во гробе», но душою Спаситель сошел в ад и вывел из него души праведников.

После утреннего богослужения в субботу верующие освящают куличи, пасху и яйца. А вечером собираются в храмах на торжественное богослужение, чтобы встретить Воскресение Христово, которое отмечается в этом году 4 апреля.

При подготовке материала использованы сообщения с сайта Патриархия.ru и РИАН

Источник: dostup1.ru

Добавить комментарий