«Нет лет» — в память о великом театре

«Нет лет» — в память о великом театре
Новости

Московский Международный фестиваль имени Чехова и Национальный хореографический центр Орлеана представляет на сцене Театра имени Пушкина спектакль знаменитого французского хореографа и танцора Жозефа Наджа «Шо-бо-ген-зо».

В то же время на сцену Театра имени Моссовета в одноактных балетах Иржи Килиана, Уильяма Форсайта и Матса Эка выйдет прославленная балерина Сильви Гиллем. Спектакль называется «За 6000 миль» и сделан компанией Сильви Гиллем вместе с лондонским театром «Сэдлерс Уэллс».
Новости

Московский Международный фестиваль имени Чехова и Национальный хореографический центр Орлеана представляет на сцене Театра имени Пушкина спектакль знаменитого французского хореографа и танцора Жозефа Наджа «Шо-бо-ген-зо».

В то же время на сцену Театра имени Моссовета в одноактных балетах Иржи Килиана, Уильяма Форсайта и Матса Эка выйдет прославленная балерина Сильви Гиллем. Спектакль называется «За 6000 миль» и сделан компанией Сильви Гиллем вместе с лондонским театром «Сэдлерс Уэллс».
«Нет лет» — в память о великом театре

В Петербурге начинается «КукАрт» — Международный фестиваль театра кукол. 22 июня его откроет знаменитая компания Дуды Пайвы из Нидерландов. Из иностранных участников — театры Болгарии, Израиля, Италии, Польши.

В афише — кукольные представления для детей и взрослых из Белгорода, Вологды, Кирова, Москвы, Озерска, Саратова и Томска. В афише — около 40 спектаклей, большинство сделано театрами Петербурга. На закрытии фестиваля покажут спектакль «Смихалковки» петербургского театра Hand Made.

Рижский русский театр имени Михаила Чехова закрывает свой 130-й сезон. В этот день в сотый раз будет дан спектакль «Одесса, город колдовской…» — мюзикл Раймонда Паулса на стихи Вячеслава Вербина по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля в режиссуре Владимира Золотаря.

По окончании спектакля будут объявлены победители в номинациях: «Лучшая актриса», «Лучший актер» и «Лучший спектакль» сезона. Лауреаты определяются по итогам зрительского голосования.

Центральный академический театр российской армии представляет премьеру комедии американского драматурга Джона Патрика «Муж для Памелы». В главной роли — народная артистка России Алина Покровская.

В Екатеринбурге с 21 по 27 июня продлится международный фестиваль «Коляда-Plays». В основную программу фестиваля отобран 31 спектакль по пьесам Николая Коляды и современных драматургов его круга. В их числе: Василий Сигарев и Олег Богаев.

Среди участников театры из Казахстана, Косова, Киргизии, Молдавии и Польши. Россия представлена театрами Вологды, Верхнего Уфалея, Гатчины, Екатеринбурга, Краснодара, Красноярска, Кудымкара, Лысьвы, Москвы, Нижнего Тагила, Озерска, Перми, Первоуральска, Самары, Тюмени, Чебоксар, Челябинска и Улан-Удэ.

Премьера

В Театре на Таганке — премьера. Спектакль «Нет лет» поставил Вениамин Смехов, один из лучших артистов прежней — любимовской — труппы. Наверное, все знают, что Юрий Петрович из-за конфликта с актерами больше не работает в созданном им театре.

Постановка Вениамина Смехова — поклон великому режиссеру, попытка сохранить традицию поэтических и в то же время политических представлений «Таганки» 60-70-х годов ХХ века, таких, как «Антимиры» по стихам Андрея Вознесенского, «Послушайте» — по Маяковскому, «Павшие и живые» — на стихи того же Маяковского, а также Николая Асеева, Михаила Светлова, Александра Твардовского (кстати, Владимир Высоцкий говорил, что это его любимый спектакль). А еще был есенинский «Пугачев», пушкинский «Товарищ, верь» и «Под кожей статуи Свободы» — сценическая версия поэмы Евгения Евтушенко.

И вот его имя снова в афише Театра на Таганке. Литературно-музыкальная композиция включает в себя отрывки из книжки Евтушенко «Шестидесантники», его стихи разных лет, но не только его стихи.

В исполнении режиссера и автора инсценировки Вениамина Смехова звучат слова Булата Окуджавы, а песня «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» подхвачена хором молодых актеров. Так в спектакль — пусть эскизно, поверхностно, слишком однозначно — входит контекст эпохи: не только поэзия Окуджавы, Давида Самойлова и Николая Глазкова, которых Евтушенко всегда очень высоко ценил, но еще и фрагменты журнальных и газетных статей, направленных против Евтушенко, и писем в его защиту от Дмитрия Шостаковича и Александра Солженицына.

Название «Нет лет» для Вениамина Смехова, должно быть, очень личное: ему самому перевалило за 70, и, сознавая возраст умом, он явно не ощущает его душой, как и возраста Любимова, Евтушенко и того театра, которому служил почти 30 лет.

Вениамин Смехов много бывал и работал за границей, он — человек весьма эрудированный, знает толк в современном искусстве, но этот его спектакль осознанно старомоден, весь пропитан памятью о прежней «Таганке». Как и в тех постановках, декорации (Владислав Фролов) — минималистские. Но если у великого соавтора Любимова — художника Давида Боровского — они были образными и принимали на себя смысловую нагрузку, то здесь чисто функциональные: деревянные ступени, кубы, на которые можно присесть или соорудить из них пирамиду, да еще столы с пишущими машинками по краям авансцены.

Как и в старых спектаклях Любимова, от имени одного поэта выступают разные актеры труппы. Старшие в программке значатся как «ветераны» (Смехов, Анатолий Васильев, Алексей Граббе, Татьяна Сидоренко) и младшие («не ветераны»). Младшие — «синтетические»: так Юрий Петрович Любимов называет пластичных, хорошо поющих исполнителей, владеющих музыкальными инструментами. Из актеров-музыкантов создан маленький оркестрик, сопровождающий все действие спектакля.

Спектакль посвящен Валерию Золотухину. Он стал художественным руководителем после отставки Юрия Любимова и возглавлял Театр на Таганке около двух лет, до самой смерти. Своим спектаклем Вениамин Смехов как будто старался всех помирить: сюда вошли стихи Евтушенко, восхваляющие Юрия Любимова и Валерия Золотухина. Нет лет и — по мысли режиссера — нет пропасти, отделяющей «Таганку» XXI века от «Таганки» ХХ века. На самом деле есть, и она непреодолима.

Первые некрепостныеИз актеров Совроссии, Вы — Любимова птенцы. Был театр такого рода, Как внутри тюрьмы — свобода. Вы — таганская порода, Бунтари и сорванцы. На дощатой плахе-сценеРвал Высоцкий грудью цепиИ лучился заводной, Легкий, звонкий, без натугиЗолотов, нет — Золотухин, Золотистый, золотой…

Сам Евтушенко представлен в спектакле молодым бунтарем и умудренным опытом философом, юным любовником и певцом смерти, то есть лирическим поэтом и гражданином.

А любил я РоссиюВсею кровью, хребтом -Ее реки в разливеИ когда подо льдом, Дух ее пятистенок, Дух ее сосняков, Ее Пушкина, СтенькуИ ее стариков. Если было несладко, Я не шибко тужил. Пусть я прожил нескладно, Для России я жил. И надеждою маюсь (полный тайных тревог), Что хоть малую малостьЯ России помог. Пусть она позабудетПро меня без труда. Только пусть она будетНавсегда, навсегда.

Важнейшая в творчестве Евтушенко тема — любовь к родине, к России — подается в спектакле прямо, без характерных для современности ухмылок, без страха быть заподозренным в «квасном патриотизме» и излишней патетике.

Я начинаю разговор с одним из лучших артистов нынешней «Таганки» Дмитрием Высоцким с вопроса, не беспокоит ли его то, что нынче это немодно:

«Нет. Я люблю свою страну. Может быть, от этой любви она станет лучше. Не может быть, а точно, я уверен. В этой стране каким-то образом генерируются гении, рождаются уникальные люди и, несмотря на то, что многое плохого, живут любовь и добро.

Петр Наумович Фоменко говорил, что профессиональный патриотизм сродни профессиональной любви. У меня не профессиональный патриотизм, а просто любовь к своей родине. Вот к этому тоже любовь. Это тоже родина».

Последние слова Дмитрия Высоцкого относятся к Театру на Таганке, в котором он работает с 2001 года. Актеру еще нет сорока, и он никак не мог видеть старых поэтических спектаклей Любимова:

«Но я видел множество фотографий. У меня был очень хороший педагог в Щукинском училище — Тамара Сергеевна Иванова, которая прекрасно знает этот театр и много рассказывала мне о нем. И я видел какие-то записи спектаклей, хотя их очень мало».

Об отношениях с поэзией Евтушенко Дмитрий Высоцкий говорит:

«Я их не понимал. Мне этот поэт казался каким-то выскочкой. Я обожаю Бродского, и отношение Бродского к Евтушенко наложило определенную печать. Но когда Вениамин Борисович пришел и стал рассказывать, что это за человек, стал читать стихи, я, вообще-то, человек не плаксивый, но тут у меня даже слезы появились. Я понял, что это действительно очень большой поэт. Он приезжал к нам на репетиции. Он сам замечательный артист и замечательный человек».

Воспринимает ли сам Дмитрий Высоцкий этот спектакль как поклон прежней «Таганке»?

«Для меня это было очень важно. У нас — не только в Москве, не только в России, но вообще в мире — был уникальный театр Любимова. Но теперь этот театр, к сожалению, уходит. Конечно, это закономерно. Театры редко живут так долго, как жил театр Юрия Петровича, но он и сам долгожитель.

У нас в театре есть, как мы их называем, «кирпичи», «старики», и я воспринимаю их не как равных, но как своих братьев. Я очень хорошо их понимаю. Меня тревожит то же самое, что и их. Для меня лично это тоже спектакль-поклон той «Таганке», той эпохе, тому театру».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий