Экзамен на культурную столичность

Экзамен на культурную столичность
Столица Восточной Сибири стала третьим городом России, после Перми и Краснодара, где Московская школа политических исследований представила масштабный культурно-просветительский проект — международный форум «Российский регион в глобальном мире: обретая гражданскую идентичность».

Столица Восточной Сибири стала третьим городом России, после Перми и Краснодара, где Московская школа политических исследований представила масштабный культурно-просветительский проект — международный форум «Российский регион в глобальном мире: обретая гражданскую идентичность».

Экзамен на культурную столичность

Самым ярким событием мероприятия стало открытие выставки «Мера вещей: образ человека в искусстве Сибири XVII-XXI веков», в основу которой легли материалы фондов хранения областного художественного музея и частных коллекций Иркутска.

О том, что хотели донести до зрителей организаторы необычной экспозиции, а также о своих впечатлениях от областного центра и его культурной «начинки», «АиФ в ВС» рассказал ведущий российский искусствовед, философ и культуролог, почётный доктор теологии Католического университета Тюбингена (ФРГ), специалист в области современного искусства Евгений Барабанов.

Консервативное иркутское мастерство

На выставке можно было увидеть около сотни работ, причём все — портреты. Этот жанр выбран не случайно, ведь главная идея заключалась в том, чтобы через живописные полотна показать эволюцию внутреннего мира человека, его характера, взглядов, а также проследить своеобразные «печати эпохи», отражённые в образах.

— Каждый период нашей культуры руководствовался собственной «оптикой», призванной прояснить, что есть человек, в чём его предназначение, призвание, свобода, достоинство, — объясняет Евгений Викторович. — Отсюда возникает целый ряд вопросов. Способны ли мы понять, что с помощью своих «оптик» думали о себе наши предки? Что считали в человеке наиболее важным и как опыт прошлого соотносится с сегодняшним днём? Чем определяются наша современность и идентичность? Приблизиться к ответам на них и приглашают выставки под общим названием «Мера вещей». Всякий раз они проходят в музеях, где уже собраны свидетельства художественных опытов прошлого. В сопоставлении с искусством нашего времени зрителю легко увидеть разом и главные линии перемен, и неизменяемое.

«АиФ в ВС»: — Чем вам запомнилась иркутская выставка?

Евгений Барабанов: — Вообще все выставки в региональных центрах непохожи друг на друга. Например, в Перми зритель имел дело с художественными образами в их последовательной исторической смене, включая авангард и советскую эпоху в её официозном и альтернативном представлении о человеке. В краснодарском музее доминировало молодое и динамичное актуальное искусство: концептуальная фотография, инсталляции, объекты. В Иркутске же ситуация иная. Здесь нет современного искусства. Нет и собрания искусства классического авангарда. В качестве современного искусства иркутские партнёры по организации выставки предложили портретную живопись последних десятилетий. С искусствоведческой точки зрения ничего современного, кроме датировок, в ней нет. Это достаточно консервативное, основанное на традициях советской школы мастерство: в одних случаях — приближенное к модерну столетней давности, в других — приспособленное к невзыскательным вкусам местной элиты. Однако в качестве «оптики» такая живопись чрезвычайно интересна: она демонстрирует, что и художник, и его ценители продолжают жить в культурном пространстве, сформированном советской эпохой. Неслучайно на круглом столе, сопровождавшем выставку, звучал ностальгический рефрен о плодотворности госзаказов для живописи. Безусловно, порождённое таким сознанием искусство не конкурентно и не конвертируемо на мировом арт-рынке.

Провинция живёт в головах

«АиФ в ВС»: — На ваш взгляд, «тянет» ли сегодня наш город на статус «культурной столицы», который исторически за ним закрепился?

Е.Б.: — Возможно, Иркутск — город литературы, поэзии. Но в области визуальных искусств, будто на машине времени, переносишься в далёкое прошлое. Штабеля заснеженных пейзажей с силуэтами церквей и деревянных домишек, сибирские левитаны, поленовы, серовы, пластовы… И рядом — салон: гламурные имитации моды для спальни-офиса. Разумеется, только с одним таким искусством претендовать на высокое звание «культурного центра региона» или «культурной столицы» Восточной Сибири невозможно.

«АиФ в ВС»: — Что же для этого необходимо сделать?

Е.Б.:- Лучшим экзаменом на центральность или культурную столичность в России является ситуация с современным искусством. Без музея современного искусства, связывающего «вчера» и «завтра», без выставок, фестивалей, коллекций, инновационных центров, молодёжных инициатив город обречён представлять не культуру всей области, а культуру провинции. Провинция сегодня — понятие не географическое. Провинция живёт в голове, в сознании, и никакая информация из Интернета её не отменяет. Понятно, что сам собой, вдруг, на пустом месте музей современного искусства не возникнет. Ему предшествует потребность в образах современности, представленных размышлениями о её сущности, смысле, логике. Такую потребность вполне убедительно могут продемонстрировать квалифицированные лекции, подборки специальных фильмов, передвижные выставки, мастер-классы, дискуссии об участии современных художников в обустройстве городских пространств.

«АиФ в ВС»: — Но ведь у нас большое внимание уделяется дизайну и образованию в этой сфере…

Е.Б.: — Это замечательно! Однако дизайн — при многих пересечениях с актуальными художественными практиками — не тождественен современному искусству. Существенно и то, что современным искусством не «наслаждаются», как например, пением или классическим балетом. Современное искусство будоражит зрителя, интеллектуально провоцирует его. Оно ставит самые неожиданные, порой неудобные вопросы о наиболее важных проблемах человека и общества, о своих границах и собственном языке. Современное искусство критично, именно поэтому оно так близко молодёжи.

«АиФ в ВС»: — А какое впечатление в общем осталось у вас от Иркутска?

Е.Б.: — От старинной архитектуры, деревянных зданий, резных наличников, которые заслуживают отдельного музея, а не поджогов, — впечатления самые восторженные. Восхищение вызывает и реставрация, например, изразцы и росписи Богоявленского собора. Тут подлинное «умозрение в красках», одухотворённое откровениями мистического богословия. И, наконец, ещё одно сильное впечатление — знакомство с замечательными людьми: отзывчивыми, независимыми, с сильным характером.

Досье:

Евгений Викторович Барабанов родился в 1943 году в Ленинграде. Учился в Ленинградской и Московской художественных школах при Академии художеств. В 1971 году закончил искусствоведческое отделение МГУ. Работал в журнале «Декоративное искусство». В 1974 году за статьи в самиздате и участие в сборнике А. Солженицына «Из-под глыб» несколько лет находился под угрозой ареста, без права работы по специальности и публикации. В настоящее время читает курс лекций в Тюбингенском университете, с 1991 по 2001 годы занимался научной и преподавательской деятельностью в Германии. Живёт в Москве.

Источник: irk.aif.ru

Добавить комментарий