Илья АбишевРусская служба Би-би-си
Число некоммерческих организаций, которыми вдруг заинтересовались российские надзорные органы, растет с каждым днем. В среду прокуроры пришли с проверкой в московские офисы международных правозащитников из Human Rights Watch и борцов с коррупцией из Transparency International.
Илья АбишевРусская служба Би-би-си
Число некоммерческих организаций, которыми вдруг заинтересовались российские надзорные органы, растет с каждым днем. В среду прокуроры пришли с проверкой в московские офисы международных правозащитников из Human Rights Watch и борцов с коррупцией из Transparency International.
«В наш офис в Москве пришли с проверкой в 10:45 сотрудники прокуратуры и налоговой службы, — сказала Интерфаксу заместитель директора Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Рейчел Денбер. — Эта волна проверок — давление на гражданское общество в России. Это нельзя воспринимать иначе», — заявила Денбер.
Ревизоры нагрянули и в офис правозащитной организации Светланы Ганнушкиной «Гражданское содействие».
По данным правозащитной ассоциации «Агора», которая тоже оказалась в числе проверяемых, в настоящий момент прокуроры проверяют 89 некоммерческих организаций из 24 регионов России. Накануне проверка шла в 43 некоммерческих организациях в 16 регионах.
В генеральной прокуратуре России утверждают, что проверки некоммерческих организаций носят плановый характер. Накануне в пресс-службе минюста пояснили, что их целью является выявление источников зарубежного финансирования.
Между тем, как пишет «Коммерсант», по итогам проверок в ряде регионов, в частности в Новосибирске и Москве, прокуроры намерены дать правовую оценку деятельности территориальных управлений минюста — иными словами, хотят выяснить, достаточно ли усердно сотрудники министерства искали потенциальных «иностранных агентов» среди НКО.
Сбор макулатуры
Ранее на этой неделе шли проверки в правозащитном обществе «Мемориал», в офисе движения Льва Пономарева «За права человека», в российском отделении правозащитной организации Amnesty International («Международная амнистия»), фонде «Общественный вердикт».
Сотрудники этих организаций отмечают, что прокуратура запрашивает у них огромный объем документов — включая и те, что есть в свободном доступе или имеются в налоговой службе и минюсте.
«Сегодня у нас с утра столы завалены толстым слоем бумаг, такая кипа макулатуры позволила бы в свое время пионерскому отряду победить в конкурсе пионерской дружины», — жаловался журналистам глава «Мемориала» Александр Черкасов.
В среду 72-летнего лидера движения «За права человека» Льва Пономарева вызвали в прокуратуру Москвы, чтобы предъявить постановление о возбуждении дела об административном нарушении. Вероятным поводом стал отказ Пономарева предоставить документы для проверки.
По данным Пономарева, прокуратура намерена добиваться закрытия его правозащитной организации в судебном порядке.
«Движение „За права человека“ и еще две мои организации также подают иски в суд о незаконных действиях прокуратуры. Будет два встречных иска», — сказал правозащитник.
Подозрительные орнитологи
Казанская правозащитная ассоциация «Агора» регулярно обновляет список организаций, подвергшихся прокурорской проверке. По состоянию на среду, 17:00 мск, в этот список входят 89 некоммерческих организаций из 24 регионов.
В числе организаций, заинтересовавших прокуратуру — питерская экологическая организация «Беллона» и «Солдатские матери Санкт-Петербурга», ассоциация «В защиту прав избирателей „Голос“ в Самаре и альянс „Франсез Самара — курсы французского языка“, союз „Женщины Дона“ и приход Римской католической церкви в Новочеркасске, организация „Жизнь без наркотиков“ из Армавира, Волгоградская региональная еврейская национально-культурная автономия, Казанский правозащитный центр, Общество защиты прав потребителей „Правовед“ из Чувашии и даже Саратовская региональная общественная организация „Союз охраны птиц России“.
Руководитель ассоциации «Агора» Павел Чиков вызван 2 апреля в прокуратуру для дачи объяснений о деятельности НКО. Как явствует из прилагаемого документа, требование подписал прокурор Вахитовского района Казани, старший советник юстиции Марат Долгов.
«Рискну предположить, что исполнению подлежат только законные требования прокурора. А законны будут они лишь, когда господин Долгов покажет мне, какими именно фактами нарушения ассоциацией „Агора“ закона он обладает. Готов поспорить, что никакими. А раз так, то и разговор у нас получится только в зале суда», — комментирует вызов Павел Чиков.
Посольство США в России заявило, что с большой озабоченностью следит за сообщениями о «беспрецедентных проверках НКО по всей России». «Мы поделились нашей озабоченностью с правительством РФ и попросили объяснить, какие причины стоят за этими действиями», — сообщается в официальном аккаунте посольства в Twitter.
С аналогичными заявлениями выступил Евросоюз и официальный Берлин, а представитель МИД Франции Филипп Лальо потребовал от Москвы объяснений.
«Сегодня утром мы попросили посольство Российской Федерации в Париже представить объяснения по поводу расследований действий ряда неправительственных организаций, фондов и объединений, в числе которых есть французские», — сказал Лальо.
Прокуратура против минюста?
Ранее силовые и налоговые органы объявили, что планируют проверить еще тысячи НКО в разных частях России. План проверок, по данным генпрокуратуры, был утвержден еще в декабре 2012 года.
На сегодняшний день ни одна из некоммерческих организаций не зарегистрирована в российском минюсте в качестве «иностранного агента».
Министр юстиции Александр Коновалов, отвечая 16 января в Госдуме на вопросы депутатов, объяснил, что принятый ими летом и вступивший в силу в ноябре закон об НКО невозможно применять на деле.
Как отмечает «Коммерсант», такой позицией руководителя минюста, возможно, и объясняется желание прокуратуры дать правовую оценку деятельности территориальных управлений возглавляемого им ведомства.
«Вариант с оценкой работы Минюста действительно рассматривается, но нужно дождаться окончания проверки», — цитирует издание главу пресс-службы прокуратуры Москвы Елену Рассохину.
Источник: bbc.co.uk