В основном конкурсе Московского Международного кинофестиваля представлен российский участник — фильм «Орда». Его снял Андрей Прошкин по сценарию Юрия Арабова. В главных ролях: Максим Суханов, Роза Хайруллина, Александр Яценко и актеры из Якутии — Иннокентий Дакаяров и Федот Львов.
В основном конкурсе Московского Международного кинофестиваля представлен российский участник — фильм «Орда». Его снял Андрей Прошкин по сценарию Юрия Арабова. В главных ролях: Максим Суханов, Роза Хайруллина, Александр Яценко и актеры из Якутии — Иннокентий Дакаяров и Федот Львов.
Действие превосходно снятого фильма происходит в середине XIV века. Золотая Орда. Мать Джанибека — Тайдула — слепнет, и Хан требует к себе Митрополита Киевского и Всея Руси Алексия: мир полнится молвой о том, что он творит чудеса. Исцелит Тайдулу — Джанибек щедро одарит его, нет — Хан сожжет Московское княжество. Сюжет этот признается историками достоверным. Но фильм на правдоподобие не претендует. Андрей Прошкин говорит о мифе:
— Мы изучили все, что могли достать. У нас были консультанты. Для меня лично самыми важными оказались воспоминания европейских и арабских путешественников, которые попадали в Улус Джучи, в Золотую Орду. Плюс есть найденные археологами вещи. Там есть мотивы ордынские, африканские, азиатские. Но, честно говоря, мы не стремились к исторической скрупулезности. Я просил всех не быть реалистами, а использовать фантазию, отталкиваясь от реальности.
Художник-постановщик Сергей Февралев, нафантазировавший образ столицы ордынского ханства, объясняет, как он работал:
— При встрече с таким материалом можно использовать три метода. Первый — исторический. К сожалению, экспедиции раскопали только два процента столицы Золотой Орды, ученые до сих пор спорят даже о том, какой этажности были постройки. Второй метод — мифологический. Здесь действуют законы, которые можно наблюдать в иконописи, во фресковой живописи. Третий метод — попытка объединить современность с прошлым. Мы использовали все три метода.
За увлекательной историей, наряженной в архаичные и экзотические одежды, таятся метафизические и метафорические смыслы. Тайдула исцеляется, поняв, что слепота была ей карой за кровожадное властолюбие. Но прозревает не она одна. Пройдя через страшные испытания и страдания, Митрополит сознает, что его жизнь стоит не больше жизни любого раба, и что он готов жертвовать собой ради рабов. Прозрение Митрополита — сродни прозрению Лира в шекспировской трагедии. В исполнении Максима Суханова он и похож на Лира, тем более, что в пару ему придан Шут — Федька (Александр Яценко). Отвечая на вопрос о своем герое, Максим Суханов избегает «житийной» лексики:
— В моем персонаже для меня особенно ценно то, что речь идет о гражданском поступке. Важно и то, что «орда» существует в каждом человеке.
Андрей Прошкин говорит о том же:
— В нас все это есть: и Алексий, и Федька, и Иван Красный, и Джанибек, и Тайдула. Речь, конечно, идет о выборе — не пути общественного развития, а некоего нравственного пути.
Можно считать новую картину еще одной главой из истории чингизидов, наряду с «Монголом» Сергея Бодрова и «Чингис Хааном» Андрея Борисова, но куда логичнее поискать темы, которые связывают «Орду» с недавними фильмами («Юрьев день», «Чудо»), поставленными по сценариям Арабова. Юрий Николаевич соглашается:
— Только в 90-х годах я нащупал эту тему — жертвы, которая может преобразовать материальное пространство. Эти картины действительно объединяет поиск человеком своего Создателя, связи с Небом. «Орда» — материал, в котором заключена трагедия, но она благополучно разрешается. Это как в житийной литературе, которая связана с фольклором, которая подражает Евангелию: Христа распяли, но он воскрес. Это ведь оптимистический финал.
Источник: svobodanews.ru