Дедушка уральского джаза отмечает юбилей

Дедушка уральского джаза отмечает юбилей
Бессменному руководителю и основателю Уральского оркестра джазовой музыки, на базе которого был создан Театр эстрады, Николаю Баранову исполнится 65 лет. Николай Сергеевич рассказал «АиФ-Урал» о зарождении джаза в Екатеринбурге, о том, как воспринималась эта музыка в те времена и какие были трудности в ее продвижении

Бессменному руководителю и основателю Уральского оркестра джазовой музыки, на базе которого был создан Театр эстрады, Николаю Баранову исполнится 65 лет. Николай Сергеевич рассказал «АиФ-Урал» о зарождении джаза в Екатеринбурге, о том, как воспринималась эта музыка в те времена и какие были трудности в ее продвижении

Дедушка уральского джаза отмечает юбилей

— Многие вас называют дедушкой уральского джаза. Как вы к этому относитесь? — Так назвать можно, конечно, многих, но джаз в Екатеринбурге в 1965 году первым играть начал я. Поэтому так оно и есть — дедушка.

— Как в те времена воспринималась публикой эта новая музыка? — Воспринималась очень хорошо — это было что-то новое. Никто раньше такого не слышал, особенно в живом исполнении. Были любители, которым удавалось разыскать грампластинки, но в большинстве джаз для людей стал открытием. Мы первые начали играть джаз в Екатеринбурге. Мы — это наш квартет: Владимир Пресняков (старший) — саксофон, Олег Рудин — контрабас, Валерий Чернавин — ударные и я — фортепиано. Первый концерт прошел в 1967 году в зале института УНИХИМ, который был набит битком. Это стало большим событием для города. Играли мы на этом концерте блюзы и авторскую музыку — мою и Володи Преснякова. Конечно, больше в то время было музыки американского происхождения, и наши первые авторские композиции были навеяны американским джазом. Композиторов, пишущих джаз абсолютно по-своему, тогда было мало.

— В чем были трудности для джаза в те времена? — Трудности, по большому счету, были только организационного характера: найти зал для выступления, собрать публику. Продюсеров у нас не было. Сами и доставали инструменты, и играли, и организовывали концерты. Нам очень помогал с этими вопросами Геннадий Сахаров — один из первых джазовых теоретиков нашего города.

— А как теперь удивить привередливого слушателя, когда вокруг столько джазовых коллективов, направлений? — Удивить можно и нужно качественным исполнением, виртуозной техникой игры и современными импровизациями. Важно, чтобы у каждого коллектива было свое лицо. Чтобы слушатели узнавали музыкантов по первым звукам.

— Все-таки джаз — это музыка для людей думающих. Сейчас большинство слушателей предпочитают так называемую «модную и современную». Каково ваше отношение к ней? — Если говорить об авангардном джазе, мне кажется, интерес к нему упал. Мы стараемся играть старые джазовые стандарты. Публика на них всегда хорошо откликается. Особенно принимается хорошо, когда старые, знакомые композиции звучат по-новому — вводятся новые инструменты, новая обработка. Я именно в этом русле и работаю.

— Чувствуете ли, что время джаза уже прошло? — Я думаю, оно никогда не пройдет. В душе каждого человека есть такие струнки, которые джазовая музыка задевает. Все дело в ритме джаза. Ритмическая основа джаза — это как гормон радости. И в каждом человеке он заложен.

— Как вообще быть с молодым поколением России, которое не желает «трудиться душой»? — Вы знаете, я с каждым джазовым фестивалем вижу в зале все больше и больше молодых людей, и это очень радует. Я не знаю, как они приходят к джазу, но приходят. И я не считаю, что наше молодое поколение с «ленивой душой». Просто они другие, и многих из них джаз затягивает.

— У вас такой большой опыт, талант и сильная творческая жилка, что вас наверняка с радостью приняли бы за границей. Почему вы остались в Екатеринбурге? — Я очень люблю свой город, наших уральских музыкантов. В начале 70-х у меня была возможность уехать работать в Москву. И многие наши музыканты уехали — Пресняков, Чекасин. А я остался и не жалею. У меня всегда была большая загруженность, большой спрос на мои аранжировки. Я был здесь очень востребован во все времена и погружен в работу.

— Вы стоите у основания Театра эстрады, на ваших глазах сменилось руководство. Как этот скандал выглядел изнутри? Что же все-таки произошло? — Что произошло? Сменилось руководство. Пришел молодой, энергичный, полный новых идей руководитель. Изменилось отношение к джазовому оркестру. И изменения эти в лучшую сторону — начиная от финансовой составляющей (музыкантам повысили оклад) до изменения статуса оркестра. Создан Губернаторский оркестр, в который вошли музыканты оркестра джазовой музыки. К нам стали приезжать очень интересные вокалисты, вокалистки — мэтры джаза из США и Европы. За это время оркестр работал вместе с такими известными музыкантами, как Сэнди Паттон, Арли Леонард, Аркадий Шилклопер. Сейчас мы ждем приезда еще одной звезды — Тая Стефенса. Купили новый рояль, о котором мы так долго мечтали, новые инструменты. Вообще стало больше свободы для творчества. В театре идет много интересных проектов, в каждом из которых участвует оркестр. Это вдохновляет — молодеешь душой, и хочется творить. Я радуюсь за фестиваль ProJAZZ. Он набирает силу и, я уверен, станет лучшим в России.

— В этом году вы отмечаете солидный юбилей. Не было желания оставить эту деятельность и передать руководство оркестром другому человеку? — Я пока не могу найти такого человека. И музыканты надеются на работу именно со мной. Когда вместе с оркестром — и это важно, все судьбоносные решения мы обсуждаем вместе с музыкантами — мы выберем такого человека, тогда я спокойно уйду на пенсию. А пока я буду выходить на сцену, пока позволяет это делать мое здоровье.

Источник: ural.aif.ru

Добавить комментарий