«Великая камерная поэзия» Беллы Ахмадулиной

«Великая камерная поэзия» Беллы Ахмадулиной
«Сокровище русской поэзии» — так назвал Беллу Ахмадулину ее коллега, поэт, нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Любовь и все рождаемые ею переживания, творчество — главные предметы стихотворных размышлений Ахмадулиной. Ее всегда изысканные, витиеватые, в духе благородной старины, стихи, которые Вознесенский сравнил с «высшей гармонией», а Евтушенко — с «брюссельскими кружевами», звучат в фильмах, положены на музыку. Ахмадулина не любит выступать перед большой аудиторией, не признает светской жизни, которую ведут друзья ее молодости. «Поэт — переводчик какого-то небесного диктанта», — объясняет она свою отчужденность от повседневной суеты.
«Сокровище русской поэзии» — так назвал Беллу Ахмадулину ее коллега, поэт, нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Любовь и все рождаемые ею переживания, творчество — главные предметы стихотворных размышлений Ахмадулиной. Ее всегда изысканные, витиеватые, в духе благородной старины, стихи, которые Вознесенский сравнил с «высшей гармонией», а Евтушенко — с «брюссельскими кружевами», звучат в фильмах, положены на музыку. Ахмадулина не любит выступать перед большой аудиторией, не признает светской жизни, которую ведут друзья ее молодости. «Поэт — переводчик какого-то небесного диктанта», — объясняет она свою отчужденность от повседневной суеты.
«Великая камерная поэзия» Беллы Ахмадулиной

«Сокровище русской поэзии» — так назвал Беллу Ахмадулину ее коллега, поэт, нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Любовь и все рождаемые ею пережива
Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Белла Ахмадулина — это «голос эпохи», такой же символ 20 века для России, как две другие талантливейшие поэтессы — Анна Ахматова и Марина Цветаева. 10 апреля она отмечает 70-летие.

Первая слава пришла к Белле Ахмадулиной в начале 1960-х, когда общество переживало духовный подъем. Это была пора упоения свободой, неожиданно наступившей после долгого идеологического закабаления. Поэты, писатели, режиссеры тогда получили возможность откровеннее говорить с современниками. Как это случалось в России и прежде, литература воспринималась в те времена как общественная трибуна, как запечатленное национальное самосознание. Белла Ахмадулина вместе с друзьями — поэтами Евгением Евтушенко (недолго бывшим ее мужем) и Андреем Вознесенским — завоевала всю страну, читая свои стихи на литературных вечерах в московском Политехническом музее, где любила собираться интеллигенция, в провинциальных фабричных клубах и на стадионах. Шестидесятники были талантливы и популярны. Но если слава Евтушенко и Вознесенского напоминала славу ораторов — они чаще писали «исповеди» на общественные темы, то Ахмадулина сосредоточилась на личном, интимном. Ее «великая камерная поэзия» воплотила тончайшие нюансы душевной жизни ее современников.

Те вечера начала 1960-х — непринужденные, дружеские — позже сменятся более помпезными. Поэты-шестидесятники будут читать свои стихи в лучших концертных залах. У Ахмадулиной, как и у ее единомышленников, один за другим станут выходить сборники стихов, к ней придет международное признание. Но она сохранит верность романтике 1960-х, не утратит своей духовной свободы…

В 1937 году в Москве в семье таможенника-татарина и переводчицы-полуитальянки родилась дочь Изабелла. Спустя годы она поступит в Литературный институт, что никого не удивит: стихи она писала с детства. Удивительно было другое: сила духа этой изящной красавицы. Белла (так она сократила свое имя) отказалась подписать письмо, осуждавшее «крамольный» роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Точка зрения великого поэта на революцию 1917 года и последовавшую за ней гражданскую войну решительно расходилась с официальной. Власти начали антипастернаковскую кампанию, к которой присоединились многие знаменитые писатели. Студентам Литинститута также было предписано клеймить роман и его автора. Белла, всегда восхищавшаяся творчеством Пастернака, в числе других молодых поэтов отказалась участвовать в травле. Наказанием за это «преступление» стало исключение из вуза. «Один раз слукавишь — потом не расхлебаешь», — пояснит потом поэтесса.

Потом Ахмадулина будет бесстрашно защищать всех диссидентов — от физика Андрея Сахарова до писателя Александра Солженицына. «Если нет академиков заступиться за Сахарова, то я как член Американской академии искусств это сделала — и сразу стала лучше себя чувствовать». Она будет заступаться за не угодивших власти молодых литераторов, — например, за участников подпольного «вольнодумного» альманаха «Метрополь» в конце 1970-х. И знаменитый бард, единомышленник-шестидесятник Булат Окуджава скажет об Ахмадулиной: «В ней удивительное сочетание великодушия с нравственной стойкостью».

Сама поэтесса признается: «На меня никак не действовали попытки властей или угрожать мне, или поощрять…». Когда она в начале 1980-х была в опале и стихи ее не печатали, она занималась переводами и журналистикой. К счастью, в Дубултах (недалеко от Риги), где Ахмадулина тогда жила вместе с мужем-художником Борисом Мессерером, ей позволяли выступать, правда, афиши не расклеивались.

Судьба проявляла и щедрость. Ахмадулиной удалось опубликовать десяток стихотворных сборников, в их числе — «Струну» (1962), «Озноб» (1968), «Метель», «Свечу» в 1970-е годы. Пластинки с записями ее стихов выпускались тоже довольно часто — и всегда раскупались.

«Сокровище русской поэзии» — так назвал Беллу Ахмадулину ее коллега, поэт, нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Любовь и все рождаемые ею переживания, творчество — главные предметы стихотворных размышлений Ахмадулиной. Ее всегда изысканные, витиеватые, в духе благородной старины, стихи, которые Вознесенский сравнил с «высшей гармонией», а Евтушенко — с «брюссельскими кружевами», звучат в фильмах, положены на музыку.

Ахмадулина не любит выступать перед большой аудиторией, не признает светской жизни, которую ведут друзья ее молодости. «Поэт — переводчик какого-то небесного диктанта», — объясняет она свою отчужденность от повседневной суеты.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: ria.ru

Добавить комментарий