Рок-н-рольщики в Москве: как город принимает современных стиляг

Рок-н-рольщики в Москве: как город принимает современных стиляг
Движение рок-н-рольщиков в Москве в ряду других современных субкультур не является массовым, между тем, среди представителей московской молодежи поклонники американского образа жизни 50-х годов по-прежнему встречаются.

Движение рок-н-рольщиков в Москве в ряду других современных субкультур не является массовым, между тем, среди представителей московской молодежи поклонники американского образа жизни 50-х годов по-прежнему встречаются.

Рок-н-рольщики в Москве: как город принимает современных стиляг

Они не жили во времена Элвиса, не сидели в тени «железного занавеса» и не слушали «буги на костях» (записи на рентгеновских снимках), но сегодня не перестают восхищаться рок-н-рольной музыкой, этим стилем и образом жизни. В Международный День рок-н-ролла, который отмечается 13 апреля, портал «В Москве» попытался выяснить, актуально ли быть стилягой в столице сегодня и как большой город принимает современных рок-н-рольщиков.

Из стиляг в рокабилли

Рок-н-ролл многолик, из него вышло много движений, среди которых самым известным является рокабилли. Этот музыкальный жанр испытал

сильное влияние кантри и блюза и был ориентирован на белую публику. Точку отсчета он ведет от 13 апреля 1954 года. Именно в этот день музыкант Билл Хэйли записал композицию Rock around the clock, ставшую рокенролльным гимном.

«В рокабилли главное ирония. Такая ухмылка в пол-лица. Бунтари, странники, гонщики, самогонщики, те же стиляги, и все — без причины и резонов. Это, по-моему, и есть главное в рок-н-ролле, то, чего современные „рок-н-рольщики“ часто не признают: слишком серьезно к себе относятся», — говорит Павел «Hepcat» Миронов, фронтмен московской рокабилли-группы The Beatleggers.

Рок-н-ролл попадал в Россию контрабандой. Грампластинки с записью рок-н-рольщиков были редкостью в Советском союзе. Стиляги могли потратить всю зарплату на пластинку, которая содержала всего три песни, и слушать их целый год, говорит Hepcat.

По его словам, в 50-е годы в связи с дефицитом рок-н-ролльной музыки среди стиляг популярностью пользовались рентгеновские пластинки, так называемый «рок на костях». Естественно, слушая эту музыку, стиляги стремились перенимать и американский образ жизни.

«В Америке рок-н-ролл был общедоступным движением, у нас же стиляги были вне закона: если у них не было влиятельных родителей, пробиться через стену осуждения было сложновато», — рассказывает вокалист группы «The Beatleggers».

С другой стороны, стиляги ассоциировались и с детками богатых родителей, которые могли позволить себе разъезжать на папиной «Победе» и доставать дорогие шмотки.

По словам Миронова, именно стиляги переняли рок-н-ролльные танцы, а талантливые рокабиллы стали создавать группы, в которых главным участником был контрабасист. По его мнению, сегодняшние рокабиллы — стиляги, «отъевшиеся на информационном изобилии».

Образ московского рокабилльщика

На заре данного феномена в России облик стиляги был весьма спорен: московские модники носили яркие галстуки и рубашки, широкие штаны, мешковатый пиджак и обязательный атрибут — высокая прическа, так называемый «помпадур», уложенная подручными средствами: брильянтином, пивом, сахаром, лимонадом и даже высохшим мылом. Позже появились и брюки-дудочки, и галстук «селедочка», клетчатые пиджаки, а также зонт-трость.

Стиляги чаще всего копировали шаблонный образ американского рок-н-рольщика.

«Рокабилл ходит в синих джинсах с подкатами, у него платочек в заднем кармане, рукав белой футболки закатан. Набриолининые волосы рок-н-рольщика зачесаны назад», — описывает образ Павел.

Как рассказал музыкант, шаблонный образ московского рок-н-рольщика сложился лишь в 90-е годы. Помимо белой футболки и джинсов, обязательными атрибутами являются ботинки на толстой каучуковой подовше (так называемые «манная каша»), заправленные под брюки, а также большая пряжка на кожаном ремне и татуировки.

Девушки в рок-н-ролле не отличаются особым эпатажем, говорит музыкант. Они выбеливают лица, делают яркий макияж и злоупотребляют лаком. Девушки носят чулки со стрелками, приталенные платья и корсеты.

Раньше атрибуты рокабилли можно было найти только на блошиных рынках. Сегодня, как выражается Павел, «олдовые» вещи «по стилю» легко купить в магазине, в том же «Боп Стрит» на Авиамоторной. Но бриолин до сих пор приходиться заказыть из Америки, уточняет он.

Стиляги в городе

В общем, как констатирует Павел, сегодня стать стилягой-рокабиллом намного проще.

Интернет пестрит различными образами, а песни, которые раньше доставались большими усилиями и за большие деньги, сегодня можно раздобыть, не вставая с кресла.

В этой связи ценность рок-н-рольной музыки нивелируется, говорит собеседник, в рокабилльную тусовку приходит много случайных людей.

По словам собеседника, молодое поколение музыкантов более агрессивное, циничное, похожее скорее на опрятных панков, чем на романтиков-рокабиллов.

Конечно, как считает он, остались еще и старички московского рок-н-ролла, среди которых Alligators, Betty Boop Lovers, Raw Cats ’88, Gagarin Brothers, High Tones, тяготеющие к старым идеалам, но они в меньшинстве.

«Сейчас в рок-н-рольской столичной тусовке много перебежчиков. Молодежь к нам приходит и из панк тусовки и даже из массового движения хипстеров», — отмечает Павел.

Основным местом сбора московских рокабиллов является клуб «Океан» на Алексеевской. Концерты рокабилльных групп проводятся в «Океане» каждую неделю.

Встречают по одежке…

Современным стилягам живется намного легче, считает представитель неорокабилли. На них никто не показывает пальцем и они не под запретом. Между тем, крики «стиляга, Элвис» по-прежнему слышны за спинами рокабиллов, рассказывает Миронов.

Кроме того, рокабиллов часто путают со скинхедами из-за подкатанных брюк.

По его словам, работодатели воспринимают образ рокабилла весьма неоднозначно. Когда они видят специфический вид — прическу, татуировки, платок в заднем кармане, то, конечно, относятся с недоверием.

По словам Павла, он сменил много работ. В образе рок-н-рольщика он работал даже в одном из столичных банков. «Сначала работодатели подозрительно относились к моей личности, но, когда я показывал, что могу работать, на специфический образ все закрывали глаза», — рассказывает он.

Кроме того, в таком образе ему довелось быть преподавателем культурологии в МГПУ. По его словам, студенты тоже предвзято относились к неформальному педагогу, но слушали с интересом, а в конце лекции поинтересовались значением татуировок.

В целом такой образ не мешает нормальной жизни, говорит Павел. Стиль не столь эпатажен, чтобы вызывать отторжение обывателей.

Ольга ШВЕНК

Источник: inmsk.ru

Добавить комментарий