Директор Уссурийской обсерватории ДВО РАН рассказал о том, чего недостает российской науке (МУЛЬТИМЕДИА)
Владивосток, 12 июля, PrimaMedia
Директор Уссурийской обсерватории ДВО РАН рассказал о том, чего недостает российской науке (МУЛЬТИМЕДИА)
Владивосток, 12 июля, PrimaMedia
Астрофизическая обсерватория ДВО РАН в Уссурийске переживает не лучшие времена: все государственное финансирование уходит на оплату коммунальных услуг и зарплату сотрудникам. А необходимое оборудование закупается, чаще всего, за счет заказчика исследований. И грядущая реформа РАН, скорее всего, не сможет изменить ситуацию в лучшую сторону. Корр. РИА PrimaMedia совершили экскурсию по Уссурийской астрофизической обсерватории и изнутри увидели работу столь важного научного подразделения, как «Служба Солнца», сообщает корр. РИА PrimaMedia.
Уссурийская астрофизическая обсерватория является структурным подразделением ДВО РАН. Наблюдение за Солнцем здесь фактически начали в марте 1954 года. На сегодняшний день штат обсерватории насчитывает около 30 человек, 12 из которых являются научными сотрудниками, остальные – обслуживающий персонал. Как рассказал директор Уссурийской астрофизической обсерватории ДВО РАН Геннадий Корнеенко, коллектив в обсерватории уже пожилой. Самому «младшему» сотруднику — 45 лет. За последние годы из молодых специалистов практически никто не приходил. Исключение составляет пара аспирантов и студенты, периодически приезжающие сюда на практику.
Как рассказал Геннадий Корнеенко, сегодня дела с финансированием обсерватории обстоят неважно, однако, он помнит времена похуже, когда денег хватало только на зарплату сотрудникам.
— Сейчас выплачиваем заработную плату, оплачиваем коммунальные счета. Электроэнергия постоянно дорожает, и ежемесячно уходят большие суммы на то, чтобы оплатить услуги по электроснабжению. Остается мизерное количество денег, которые тратятся на бытовые расходы. Четвертый год подряд нам не выделяют денег на ремонт помещений.
Поэтому необходимая аппаратура, чаще всего, закупается за счет заказчика исследований.
— Соответствующую технику нам поставляет заказчик. Например, в этом году по договору с Роскосмосом, придет телескоп диаметром объектива в 65 см, место для него уже определили. К сожалению, на бюджетные деньги, которые нам отпускают, ничего приобрети не удается, — рассказал Геннадий Корнеенко.
Иногда оборудования приходится ждать годы. Однако в обсерватории рук не опускают.
— В президиуме дальневосточного отделения РАН собираются заявки на уникальное импортное оборудование. Как правило, речь идет о технике стоимостью десятки-сотни миллионов рублей, — рассказал Геннадий Корнеенко. — В четвертый раз мы подали заявку на аппаратуру для наблюдения Солнца. В солнечной атмосфере есть слой, который называется хромосфера, его можно наблюдать только с приборами, имеющими узкополосные светофильтры. Насколько я знаю, наша заявка прошла и уже подписан договор с американской фирмой, а также уже проплачен аванс.
Как рассказал директор Уссурийской астрофизической обсерватории ДВО РАН, в ближайшем времени заработает еще один телескоп отечественного производства. Поступит он из Иркутского института солнечно-земной физики.
— Было заказано три телескопа: один должен был быть установлен в Иркутске, второй в Кисловодске, а третий – у нас, — рассказал директор Уссурийской астрофизической обсерватории ДВО РАН. — Однако, для его полноценной работы не хватает программного обеспечения. В августе к нам приедут специалисты из Иркутска и установят все необходимые программы. Аппарат очень хороший, позволяет оперативно строить карты распределения магнитного поля по диску солнца. Информация о магнитных полях и их распределении важна для прогнозирования таких нестационарных явлений, как солнечные вспышки.
Уссурийская астрофизическая обсерватория создавалась для проведения регулярных исследований Солнца. Многие процессы в атмосфере, в ближнем космосе и на Земле зависят от солнечной активности. Чтобы эту активность контролировать и прогнозировать различные возможные явления на нашей планете, была поставлена задача круглосуточного наблюдения за Солнцем. Однако с течением времени у обсерватории появляются новые задачи.
— Сравнительно недавно, лет 8-9 назад, помимо исследований Солнца у нас появилась еще одна задача – исследование объектов в ближнем космосе. Прежде всего, речь идет о спутниках и так называемом космическом мусоре, — пояснил Геннадий Корнеенко. — Но для выполнения этой новой задачи требуются специальные инструменты. Такое оборудование сильно отличается от солнечного и астрономического. Со временем мы приобрели три специальных телескопа.
Как рассказал директор обсерватории, такая задача обусловлена тем, что в ближнем космосе находится очень много искусственных объектов. Среди которых как действующие предметы, так и те, которые уже выработали свои ресурсы и постепенно разваливаются. Их и называют космическим мусором.
— Если говорить о малых объектах, величиной около 10 см и больше, то на околоземных орбитах их сейчас несколько сотен тысяч, — рассказал Геннадий Корнеенко. — Вообще, нужно знать, что и где летает, чтобы прогнозировать опасное сближение с действующими аппаратами. Сейчас уже зарегистрировано несколько столкновений, когда какой-нибудь обломок причиняет вред технике, и она после этого начинает крошиться на более мелкие детали.
Как рассказал Геннадий Корнеенко, в этом году в обсерватории должен появиться еще один телескоп, с помощью которого будут следить еще и за поведением астероидов в космосе относительно Земли.
По словам ученого, на решение работать в новом для астрофизической обсерватории направлении отчасти повлияли и челябинские события, когда весь мир следил за последствиями падения в городе метеорита. Однако, как признался директор Уссурийской астрофизической обсерватории ДВО РАН, многие ученые считают, что это было ядро кометы, так как подобный взрыв, сопровождающий космическое тело, не характерен для метеорита.
Задача изучения астероидно-кометной опасности стоит давно, однако, к ее решению не приступали по причине больших финансовых затрат. Директор Уссурийской астрофизической обсерватории ДВО РАН рассказал, что такая работа требует дорогостоящего оборудования, на которое у обсерватории денег нет.
— Чем меньше обломок, тем труднее его наблюдать и тем дороже требуется оборудование, — рассказал Геннадий Корнеенко. – Такая работа требует непрерывного отслеживания всей небесной сферы. К сожалению, в России финансирование научных исследований очень мизерное, например, в США на эти цели денег выделяется 100 раз больше, чем у нас в стране.
Источник: primamedia.ru