Пермь, 14 июня — АиФ-Прикамье. В начале недели стало известно, что целостную структуру «Оккупай Пермь» сохранить и перенести в городок «Белых Ночей» не удастся. Отдельные мероприятия тоже под вопросом. Артем Лоскутов в Перми, за его окнами «День города». Не берусь говорить от лица всей команды «Оккупай Пермь» — но могу сказать свои мысли о ситуации вокруг скандала «Белых Ночей».
Пермь, 14 июня — АиФ-Прикамье. В начале недели стало известно, что целостную структуру «Оккупай Пермь» сохранить и перенести в городок «Белых Ночей» не удастся. Отдельные мероприятия тоже под вопросом. Артем Лоскутов в Перми, за его окнами «День города». Не берусь говорить от лица всей команды «Оккупай Пермь» — но могу сказать свои мысли о ситуации вокруг скандала «Белых Ночей».
«Оккупай» в Перми изначально готовился как не идеологическая и не политическая площадка. Об этом было заявлено в письме к участникам, опубликованном в сообществе проекта. «Оккупай Пермь» — это Диверсити (Разнообразие) и Самоорганизация. Это была одна из немногих площадок, где все должно было быть основано не на режиссируемых кураторами программах, а личных инициативах участников. Когда мы заявили о сборе заявок, основной мотив был — предоставление пространства тем, чьи проекты так или иначе не попали в полном объеме в официальную программу фестиваля. В сети даже появился дискурс: «Оккупай Оккупай Пермь». Таким образом, все несогласные, в том числе с «Оккупай», могли не протестовать против площадки, а использовать её в качестве трибуны для выражения своего мнения. Удалось составить начальную программу площадки «Оккупай» и втянуть в процесс достаточно интересный пул проектов ребят, которым не хватило места в официальной программе. Вячеслав Курицын договорился о привлечении действительно хороших экспертов, и программа должна была быть точно затягивающей, не проходной. Началась целая жизнь проекта.
На достаточно частый вопрос журналистов за эти дни: «Когда ждать провокаций?» Я чаще отвечал: «Приходите 16-го — у нас Федерация Черлидинга Пермского края будет… а про котиков точно не скажу когда». В программе были заявлены более десятка Пермских творческих организаций и отдельных деятелей, которые, как и организаторы, понимали и разделяли идеологию «Оккупай» без политических «многоходовок». Но до «Оккупая» дело не дошло — главной ареной стали нарисованные стадионы Сочи 2014.
Да, «Белые Ночи» ждали провокации — это факт. Думаю, не только медиа-эксперты заметили, что количество «платных вбросов» в СМИ за эту неделю зашкаливало. Но хорошая культурная провокация тем и хороша — в ней есть «безграничный сёрф». И сёрфили на этой волне достаточно много. Появилось даже письмо Пермских спортсменов, в котором они попросили провести проверку выставки, из-за которой может сорваться победа на Олимпиаде. Для меня лично это, кстати, стало хорошим знаком: во-первых, это значит, что заслуженные спортсмены Пермского края смогли посетить выставку, то есть «Белые Ночи» помогли всем людям почувствовать себя причастными к искусству; во-вторых, спорт действительно должен быть флагманом этих двух лет до Сочи; в-третьих, спортсменов трудно втянуть в политические игры. Голос спортсмена действительно важен и порой совершенно не воспринимается как голос гражданина вне зависимости от спортивных регалий. И это минус. «Спортсмен» — достаточно сильный культурный код для русского человека. Спортсмены могли написать письмо еще жестче: «Мы Спортсмены Пермского края, просим прокуратуру провести проверку в связи с информацией о хищении денег на „Сочи 2014“ и наказать виновных; если хищения не выявлены — начать уголовный процесс в отношении Василия Слонова по статье „клевета“. Подписавшиеся спортсмены плюс, так и быть, художественный руководитель ансамбля „Ярмарка“ Виктор Кузьмино».
Парадоксально, но ВСЯ «кухонная Россия», которую я знаю, обсуждает, сколько в Сочи вырубили леса, куда переселили выгнанных из домов жителей, сколько украли денег. Об этом, знаете, говорите и вы, и ваши соседи. Все водители такси в вытянутых майках, все бойкие бабушки в трамваях, все сонные стажёры отделов новостей и интровертные офисные посыльные. Все! Те, кто работает в банковской сфере даже точно знают, «кто и сколько». Все знают, что «все уже всюду растаскали, детей вывезли, сами уехали, замов посадят, всё в оффшоре, концов не найти». И вот что ты будешь делать, ведь пока крали конкретные люди — все было замечательно. Но вот случилось страшное, задели не конкретных людей, а самосознание страны. Все поняли, что кто-то еще знает… и не молчит. И этим «немолчанием» намекает, что молчат все остальные не из благородства. Или все-таки хорошо, что заметили культурное кощунство?
Ну, чтобы долго не томить, и не развешивать в воздухе вопросы — вот для размышления история «Неслучившегося культурного скандала». Так сказать для самостоятельного размышления:
В тот же день, когда запаковывали в коробки арт-объекты «Welcome! Sochi 2014», в Самаре, во время фестиваля «Рок над Волгой» под баннером «С Днем России» и «В честь 60-летия победы в Сталинградской битве», вокалист группы «Рамштайн», взявшись за пластмассовый предмет, «спускал» в толпу радостных русских лиц некую жидкость, недвусмысленно намекая на главную ассоциацию. Концерт закончился всеобщим ликованием. Однако если какой-нибудь проворный художник к завтрашнему утру нарисует картину, где солдат Вермахта орошает толпу русских детей с подписью «Слава Курской битве 60 лет „спустя“! — благодаря первой строчке новостей „Яндекса“ мы с Вами его имя запомним уже к обеду, а к вечеру даже в поиске его школьные фотографии были бы популярнее Медведевских. Но! Почему без картины художника все молчат? Куда делись журналисты, все хоругвеносцы, казаки и ветеранские организации, министры культуры, все самарские спортсмены и руководитель местного ансамбля „Ярмарка“? (Они в Перми, подсказывают из зала).
И итога пусть будет два:
1. Что же это за общество такое, которое без художника заметить ничего не может? 2. Что же за хрупкое самосознание у этого общества — раз его всего один «чудак с кисточкой» пошатнуть может.
Сейчас получается частично распределить по «Белым Ночам» проекты, которые были заявлены в «Оккупай» Пермскими инициативными группами. Но об этом лучше говорить не мне, а тем, кто принимает решение по площадкам. От себя хочу сказать, что эти «Белые Ночи» уже стали самыми запоминающимися, может быть, уже в том, что сила искусства доказана… в силе противодействия ему.
Источник: perm.aif.ru