Капелла с блеском исполнила «Всенощное бдение»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 января. Певческая Капелла Санкт-Петербурга с блеском исполнила «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова.

Именно хор Ленинградской Капеллы под управлением В.А.Чернушенко в 1982 году возобновил концертную жизнь «Всенощной» в России после почти 60-летнего перерыва.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 января. Певческая Капелла Санкт-Петербурга с блеском исполнила «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова.

Именно хор Ленинградской Капеллы под управлением В.А.Чернушенко в 1982 году возобновил концертную жизнь «Всенощной» в России после почти 60-летнего перерыва.

«Всенощное бдение» можно назвать самым известным произведением из всего наследия русской духовной музыки, считают эксперты. Оно исполняется многими коллективами разных стран и даже было официально издано в СССР. Такая широкая известность сыграла с шедевром Рахманинова злую шутку. За «Всенощную» зачастую берутся коллективы, которые по своему уровню никак не соответствуют этому сложнейшему для исполнения материалу. «Всенощное бдение» Рахманинова крайне редко используется в церковных богослужениях (а полностью — почти никогда). Выдающийся образец духовной музыки многие стали считать чисто концертным произведением. А это ни в коем случае не так.

Приходилось слышать мнение, что духовную музыку очень трудно правильно воспринимать вне стен храма, в обстановке концертного зала. Но исполнение «Всенощного бдения» Певческой Капеллой полностью опровергает этот стереотип. Старейший хор России, которым более 35 лет руководит народный артист СССР Владислав Чернушенко, еще с советских времен является хранителем традиций русской духовной музыки. За эти годы хор создал эталон исполнения духовных произведений и достиг практически идеального звучания. «Всенощное бдение» стало еще одним подтверждением высочайшего класса Капеллы. Этот коллектив — один из немногих, кто имеет моральное право включать в свой репертуар великое произведение Рахманинова.

Исполняя «Всенощную», хор Капеллы звучал удивительно гармонично, буквально как один голос, как некий чудесный инструмент, с которым не сравнится звучание ни одного самого прекрасного органа в мире. Феноменальная акустика зала только усиливала это ощущение, которое, к сожалению, очень трудно передать в записи.

Уровень исполнения – далеко не единственная причина, по которой «Всенощное бдение» звучит настолько впечатляюще. Самое главное при исполнении такого произведения – понять, что духовная музыка, а особенно «Всенощная» Рахманинова — это молитва, а не просто «сочинение для хора». Каждое слово, каждый звук должен буквально возноситься к небу, а молитвенная сила музыки должна заставлять даже неверующих людей почувствовать, что у них тоже есть душа. Именно такого исполнения удалось добиться Владиславу Чернушенко. Нецерковный, но вполне «светский» хор создает потрясающую атмосферу молитвенного единения. Именно этого очень часто не хватает во время церковных богослужений, которые часто сопровождаются «холодным» пением хора из наемных неверующих «легионеров».

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий