Аншлаг, овации, звезды на сцене и в зале — всё это возведенное в высшую степень… В такой обстановке в московском Театре имени Вахтангова 13 февраля прошла премьера спектакля «Евгений Онегин». Хрестоматийно известное произведение русской классики — «роман в стихах» Александра Пушкина поставил режиссер Римас Туминас.
— Оперные жемчужины Латвии на сцене Большого
Аншлаг, овации, звезды на сцене и в зале — всё это возведенное в высшую степень… В такой обстановке в московском Театре имени Вахтангова 13 февраля прошла премьера спектакля «Евгений Онегин». Хрестоматийно известное произведение русской классики — «роман в стихах» Александра Пушкина поставил режиссер Римас Туминас.
— Оперные жемчужины Латвии на сцене Большого
У пушкинского произведения нет счастливой жизни на драматической сцене, оно прочно обосновалось на музыкальной сцене благодаря опере Чайковского «Евгений Онегин». И, казалось, от этого оперного стереотипа уже невозможно избавиться. Тем не менее художественный руководитель Театра имени Вахтангова Римас Туминас попытался это сделать, хотя в его спектакле, длящемся почти четыре часа, есть место не только поэзии, но и музыке, пению, танцам.
Находится, правда, место и для проявления эмоций вполне земных, далеких от поэзии: когда главная героиня Татьяна Ларина после холодной отповеди на ее любовное послание в расстройстве чувств вырывает из земли садовую скамейку. Или когда ее младшая сестра Ольга лихо наигрывает на аккордеоне. По мнению режиссера, все это Пушкину понравилось бы. Фантазируя, что мог бы посоветовать автор «Евгения Онегина» постановщику, Римас Туминас говорит:
«Больше вина, больше шампанского, больше эротики, больше праздности, больше задора!..»
Всё это в спектакле, кстати, есть. Но есть в нем и серьезный психологический аспект. Для этого Римас Туминас использует известный сценический прием: главного героя — Евгения Онегина — играют два актера. Первый — молодого Онегина, второй — основательно постаревшего, который словно возвращается в свое прошлое, наблюдает за самим собой.
Роман Пушкина, бесспорно, дает основания для подобного хода: между его первыми и последними главами проходит несколько лет, молодые герои превращаются в зрелых, немало повидавших и переживших людей. Такого Онегина играет любимец московской публики Сергей Маковецкий:
«Когда читаешь это произведение один раз, а потом в другое время, то обращаешь внимание на что-то, на что сначала не обратил. Вот я, действительно, раньше не обращал внимания, что роман написан так, как будто уже прошло время!..»
Еще более необычен в спектакле второй главный герой — мечтательный поэт-романтик Владимир Ленский. У Пушкина Онегин убивает Ленского на дуэли — в спектакле тоже. Но убитый Ленский… воскресает и продолжает жить, потихоньку старея, как и Онегин.
— «Евгений Онегин» в цветах домино
Единственный персонаж без двойника — Татьяна Ларина. Возможно, потому, что у Пушкина, как принято считать, она — натура цельная, женщина, которая через всю жизнь проносит веру в идеалы, достоинство… Между прочим, на роль Татьяны в спектакль приглашена литовская актриса Вильма Кутавичуте, которая начала учить русский язык всего четыре года назад. Говорит она с акцентом, но ведь и пушкинская Татьяна, как пишет автор романа, «по-русски плохо знала». Люди дворянского сословия, к которым принадлежало семейство Лариных, в 19-м веке воспитывались в основном на французской литературе, общались между собой по-французски.
«Евгений Онегин» в Театре имени Вахтангова — это, конечно, не столько Пушкин, сколько импровизации на его тему. Публике именно это и понравилось. Так, по мнению Ирины Антоновой — директора московского Музея изобразительных искусств имени Пушкина, этот спектакль — «смелое, но очень уважительное по отношению к поэту режиссерское решение».
Источник: rus.ruvr.ru